РЕШЕНИЕ от 20 ноября 2018 г. по делу № 18/44/105/1738 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Открытый конкурс

Предмет закупки

Продукты питания

Орган, рассматривающий жалобу

ФАС России

Содержание жалобы

порядок оценки

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована

 

РЕШЕНИЕ
от 20 ноября 2018 г. по делу № 18/44/105/1738 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Д" (далее - Заявитель) на действия Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по организации питания для работников Фонда социального страхования Российской Федерации (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0273100000718000057) (далее - Конкурс), и врезультате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившего в Конкурсной документации ненадлежащий порядок оценки заявок по показателям "Наличие сертификата соответствия Системе менеджмента безопасности на производстве пищевых продуктов, выданного в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 22000-2007 (ISO 22000:2005)", "Наличие специализированных программных продуктов" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Заказчика Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1. извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 26.10.2018;
2. способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3. начальная (максимальная) цена контракта - 8 833 839,66 рублей;
4. дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 19.11.2018.
1. Согласно доводу Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившего в Конкурсной документации ненадлежащий порядок оценки заявок по показателям "Наличие сертификата соответствия Системе менеджмента безопасности на производстве пищевых продуктов, выданного в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 22000-2007 (ISO 22000:2005)" (далее - Показатель N 1), "Наличие специализированных программных продуктов" (далее - Показатель N 2), критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (далее - Критерий N 2).
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности, содержащихся в них условий исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Приложением 1 к информационной карте Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки заявок на участие в Конкурсе:
- Критерий "Цена контракта" (далее - Критерий N 1): значимость критерия - 60%;
- Критерий N 2: значимость критерия - 30%;
- Критерий "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее Критерий N 3): значимость критерия - 10%.
В рамках оценки Критерия N 2 установлены, в том числе, Показатели N 1, N 2.
В рамках Показателя N 1 Критерия N 2 установлен следующий порядок оценки: "0 баллов - при отсутствии в составе заявки на участие в закупке копии сертификата соответствия Системе менеджмента безопасности на производстве пищевых продуктов, выданного в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 22000-2007 (ISO 22000:2005), в который включено требование о внедрении ХАССП как важнейшей составляющей международного стандарта ISO 22000:2005 (ГОСТ Р ИСО 22000-2007) сертификата соответствия, копий сертификатов на аудиторов, аттестованных аудиторов по системе ХАССП, копий трудовых договоров или договоров гражданско-правового характера на аудиторов. 100 баллов - при наличии в составе заявки на участие в закупке копии сертификата соответствия Системе менеджмента безопасности на производстве пищевых продуктов, выданного в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 22000-2007 (ISO 22000:2005), в который включено требование о внедрении ХАССП как важнейшей составляющей международного стандарта ISO 22000:2005 (ГОСТ Р ИСО 22000-2007) сертификата соответствия, копий сертификатов на аудиторов, аттестованных аудиторов по системе ХАССП, копий трудовых договоров или договоров гражданско-правового характера на аудиторов".
В рамках Показателя N 2 Критерия N 2, установлен следующий порядок оценки: "наличие у участника закупки программы 1С Рарус: "Управление Рестораном" или эквивалента - лицензионной специализированной программы для организации питания на предприятиях общественного питания".
При этом, на заседании Комиссии представителями Заказчика не представлено доказательств, позволяющих Комиссии прийти к однозначному выводу о том, что наличие у участников Конкурса сертификатов о внедрении ХАССП и наличие специализированных программных продуктов, способствует выявлению лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки.
В рамках Критерия N 3 установлены показатели "Наличие у участника конкурса специалистов, привлекаемых для оказания услуг - поваров" (далее - Показатель N 3), "Наличие у участника конкурса технологов" (далее - Показатель N 4) и "Наличие у участника конкурса санитарного врача" (далее - Показатель N 5).
При оценке заявок на участие в Конкурсе по Показателю N 5 Критерия N 3. Оценке подлежат сведения о количество санитарных врачей, находящихся в штате у участника закупки, что копией выписки из штатного расписания организации (списочный состав лиц, находящихся в штате не менее двух лет до окончания срока подачи заявок в открытом конкурсе), копиями договора о приеме на работу, копиями дипломов, сертификатов и иных документов о профильном образовании работников, согласно занимаемой должности.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что Порядок оценки по Показателю N 5 Критерия N 3 не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта, поскольку оценка специалистов, находящихся исключительно в штате у участника закупки, не свидетельствует о лучшем условии исполнения контракта, а также ограничивает количество участников закупки, поскольку предоставление вышеуказанных сведений исключает возможность привлекать специалистов на основании заключаемых с ними договоров гражданско-правового характера на оказание услуг.
На основании изложенного, а также учитывая, что Конкурсная документация не содержит указания на обоснование технической необходимости наличия у участника закупки вышеуказанных сертификатов и специализированных программных продуктов, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации ненадлежащий порядок оценки заявок по Показателям N 1, N 2 Критерия N 2, Показателю N 5 Критерия N 3 Конкурсной документации, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, в ходе проведения Комиссией внеплановой проверки установлено следующее.
2. В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений. С учетом особенностей, установленных Законом о контрактной системе, в электронной форме проводятся открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений (далее также - электронные процедуры), а также в случаях, установленных решением Правительства Российской Федерации, предусмотренным частью 3 статьи 84.1 Закона о контрактной системе, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион (далее также - закрытые электронные процедуры).
В соответствии с частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Согласно части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенные в перечень, установленный Правительством Российской Федерации.
Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок, которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (далее - Перечень) утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.16 N 471-р.
Согласно Конкурсной документации объектом закупки является выполнение оказание услуг по организации питания для работников Фонда социального страхования Российской Федерации, при этом в извещении о проведении Конкурса Заказчиком установлен код ОКПД2 56.10.11.129 "У".
При этом, согласно пункту 3.3 технического задания Конкурсной документации, в рамках исполнения контракта исполнителем оказываются услуги по организации питания работников Фонда социального страхования Российской Федерации в пункте общественного питания в здании Фонда социального страхования Российской Федерации.
Комиссией установлено, что вышеуказанные услуги относятся к услугам, отнесенным к коду ОКПД2 56.29.20 "Услуги столовых", и включены в Перечень.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что услуги, оказываемые в рамках исполнения контракта, включены в Перечень и должны осуществляться путем проведения электронного аукциона.
Таким образом, действия Заказчика, выразившиеся в неправомерном выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса вместо электронного аукциона не соответствуют части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе и нарушают часть 5 статьи 24 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Техническим заданием Конкурсной документации установлены, в том числе, требования, об оказании дополнительных услуг по заявкам Заказчика, по отдельно утвержденной смете, согласованного режима работы и меню по случаю приемов иностранных делегаций, правлений Фонда, заседаний комиссий, официальных встреч, переговоров и других мероприятий.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что в техническом задании Конкурсной документации отсутствует количество услуг, подлежащих организации исполнителем Закупки по случаю приемов иностранных делегаций, правлений Фонда, заседаний комиссий, официальных встреч, переговоров и других мероприятий.
При этом, представителями Заказчика на заседании Комиссии не представлено доказательств, позволяющих Комиссии прийти к однозначному выводу о том, что Заказчиком в Конкурсной документации надлежащим образом установлены требования к объему работ, позволяющие потенциальным участникам закупки надлежащим образом сформировать предложение в отношении объекта закупки.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

решила:


1. Признать жалобу ООО "Д" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 5 статьи 24, пунктов 1, 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об аннулировании закупки.
4. Передать материалы дела от 20.11.2018 N 18/44/105/1738 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.

 

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПРЕДПИСАНИЕ
от 20 ноября 2018 г. по делу N 18/44/105/1738
О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК


Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании решения Комиссии от 20.11.2018 по делу N 18/44/105/1738, принятого по итогам рассмотрения жалобы ООО "Д" (далее - Заявитель) на действия Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по организации питания для работниковФонда социального страхования Российской Федерации (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0273100000718000057) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

предписывает:

1. Заказчику аннулировать определение поставщика (подрядчика, исполнителя) на право заключения контракта на оказание услуг по организации питания для работников Фонда социального страхования Российской Федерации (номер извещения 0273100000718000057), а также разместить в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) информацию об аннулировании указанного определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
2. Заказчику в срок до 04.12.2018 исполнить настоящее предписание и представить в ФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде или по факсимильной связи (499) 755-23-24, а также электронной почте eshieva@fas.gov.ru.
Невыполнение в установленный срок предписания влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.