РЕШЕНИЕ от 16 декабря 2019 г. по делу № 19/44/105/3482 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Техническое обслуживание

Орган, рассматривающий жалобу

ФАС России

Содержание жалобы

описание объекта закупки
инструкция по заполнению заявок

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "К" (далее - Заявитель) на действия Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, аукционной комиссией Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа (далее - Аукционная комиссия), АО "Е" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг покомплексному обслуживанию административного здания (г. Москва) (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0195100000819000055) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком в документации об Аукционе установлены излишние требования к товарам.
2. Заказчиком ненадлежащим образом установлены требования к составу заявки.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 26.11.2019;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 39 840 000 рублей;
4) источник финансирования - федеральный бюджет;
КБК - 370040135Г0190019244;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 12.12.2019;
6) на участие в Аукционе подано 8 заявок от участников закупки;
7) к участию в Аукционе допущено 7 заявки от участников закупки;
8) дата проведения Аукциона - 16.12.2019.
1. Согласно доводу Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом установившего в документации об Аукционе требования к составу заявки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Пунктом 20.6.1 документации об Аукционе установлено, что первая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать, в том числе, конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об Аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).
Приложением N 1 "Сведения о качестве технических характеристик товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, предоставление которых предусмотрено документацией об электронном аукционе" к техническому заданию документации об Аукционе (далее - Спецификация) установлены, в том числе, следующие требования к товарам:
- п. 102 "Пятновыводитель": время экспозиции пятновыводителя должно быть не более 30 минут, должна быть не менее 90%;
- п. 156 "Универсальное чистящее средство": чистящая способность на эмалированной поверхности не менее 40%, эффективность удаления ржавчины не менее 80%.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, сведения о результатах испытаний таких товаров, сведений химического и компонентного состава товаров, не предусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Указанные требования могут привести к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, используемый при выполнении работ, для представления подробных сведений химического и компонентного состава товаров, а также о результатах испытаний таких товаров (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
Таким образом, действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего в документации об Аукционе указанные требования к составу заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что указанное нарушение не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку по указанному основанию заявки участников Аукциона не отклонялись.
2. Из жалобы Заявителя следует, что Заказчик устанавливает такие показатели и их взаимозависимые характеристики, которые требуют производить математические вычисления для подачи заявки на участие в Аукционе, а также излишние характеристики в соответствии с ГОСТ.
В частности, Спецификацией установлены, в том числе, следующие требования к товару: пунктом 34 "Картон: Марка КАОН-1; КАОН-2 (или эквивалент)", пунктом 94 "Припои оловянно-сланцевые: бессурьмянистые или малосурьмянистые", пунктом 144 "Количество листов в рулоне: не менее 135", "Размер листа в развернутом виде: длина не менее 12 не более 13".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что указанные требования установлены в документации об Аукционе в соответствии с Законом о контрактной системе, исходя из потребностей Заказчика, а участнику представляется возможным представить заявку на участие в Аукционе.
При этом, представители Заявителя на заседание Комиссии не явились, доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, не предоставили, в связи с чем указанный довод своего подтверждения не нашел.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
3. Согласно части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 Закона о контрактной системе, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств в случае установления требований к таким обязательствам всоответствии с частью 4 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Пунктом 8 приложения N 1 к государственному контракту документации об Аукционе установлены положения в отношении гарантийного срока, а именно: "гарантийный срок на результат оказанных услуг должен быть не менее 12 месяцев с момента подписания Акта приемки оказанных услуг", "гарантийный срок на оборудование, установленное взамен вышедшего из строя, должен быть не менее 24 месяцев с момента подписания Акта приемки оказанных услуг".
Вместе с тем, в проекте государственного контракта документации об Аукционе не установлено требование об обеспечении гарантийных обязательств по государственному контракту.
4. Пунктом 173 Спецификации установлены, в том числе, следующие требования к товару "Шкурка шлифовальная ГОСТ 13344-79" - "Вид шлифматериала: электрокорунд; карбид кремния".
При этом, участнику в этом же пункте необходимо указать показатели "Марка используемого электрокорунда", "Марка используемого карбида кремния", без возможности использования показателя "не применяется".
На заседании Комиссии представители Заказчика согласились с доводом и пояснили, что указанные формулировки являются следствием технической ошибки, допущенной при составлении документации об Аукционе.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего в документации об Аукционе указанные требования к составу заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. Пунктами 149, 176 Приложения N 1 "Сведения о качестве технических характеристик товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, предоставление которых предусмотрено документацией об электронном аукционе" к техническому заданию документации об Аукционе (далее - Спецификация) установлено, в том числе, следующее: "Угольник тип 1: условный проход 15", "Шуруп тип 1: длина шурупа 13".
При этом в требованиях к указанным позициям отсутствуют единицы измерения, что не позволяет участникам однозначно понять указанное требование и сформировать заявку на участие.
На заседании Комиссии представители Заказчика согласились с доводом и пояснили, что указанные формулировки являются следствием технической ошибки, допущенной при составлении документации об Аукционе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего в документации об Аукционе указанные требования к составу заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. Пунктами 14, 15 Спецификации установлено, в том числе, следующее: "Гибкая подводка тип 2: минимальный радиус изгиба подводки составляет как минимум 26 мм", "Гибкая подводка тип 3: рабочее давление не меньше 20 бар".
При этом в пункте 20.6 документации об Аукционе "Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе" (далее - Инструкция) отсутствуют положения, которые разъясняют участнику закупки, каким образом следует указывать в составе заявки значения, если они указаны с использованием данных слов.
На заседании Комиссии представители Заказчика согласились с доводом и пояснили, что указанные формулировки являются следствием технической ошибки, допущенной при составлении документации об Аукционе.
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ООО "К" обоснованной в части установления Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащих требований к составу заявки.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 1 статьи 64, части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 16.12.2019 по делу N 19/44/105/3482 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.

 

 


ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 16 декабря 2019 г. по делу N 19/44/105/3481
О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК
 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "К" (далее - Заявитель) на действия Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, аукционной комиссией Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа (далее - Аукционная комиссия), АО "Е" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг покомплексному обслуживанию административного здания (г. Москва) (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0195100000819000055) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком в проекте государственного контракта документации об Аукционе не установлено требование об обеспечении гарантийных обязательств по государственному контракту.
2. Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены требования к составу заявки.
3. Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлены ссылки на нормативно-правовые акты иностранного государства.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 26.11.2019;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 39 840 000 рублей;
4) источник финансирования - федеральный бюджет;
КБК - 370040135Г0190019244;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 12.12.2019;
6) на участие в Аукционе подано 8 заявок от участников закупки;
7) к участию в Аукционе допущено 7 заявки от участников закупки;
8) дата проведения Аукциона - 16.12.2019.
1. Заказчиком в проекте государственного контракта документации об Аукционе не установлено требование об обеспечении гарантийных обязательств по государственному контракту.
Согласно части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 Закона о контрактной системе, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств в случае установления требований к таким обязательствам всоответствии с частью 4 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Пунктом 8 приложения N 1 к государственному контракту документации об Аукционе установлены положения в отношении гарантийного срока, а именно: "гарантийный срок на результат оказанных услуг должен быть не менее 12 месяцев с момента подписания Акта приемки оказанных услуг", "гарантийный срок на оборудование, установленное взамен вышедшего из строя, должен быть не менее 24 месяцев с момента подписания Акта приемки оказанных услуг".
Вместе с тем, в проекте государственного контракта документации об Аукционе не установлено требование об обеспечении гарантийных обязательств по государственному контракту.
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части статьи 96 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом установившего в документации об Аукционе требования к составу заявки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Пунктом 20.6.1 документации об Аукционе установлено, что первая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать, в том числе, конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об Аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).
Приложением N 1 "Сведения о качестве технических характеристик товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, предоставление которых предусмотрено документацией об электронном аукционе" к техническому заданию документации об Аукционе (далее - Спецификация) установлены, в том числе, следующие требования к товарам:
- п. 102 "Пятновыводитель": время экспозиции пятновыводителя должно быть не более 30 минут, должна быть не менее 90%;
- п. 156 "Универсальное чистящее средство": чистящая способность на эмалированной поверхности не менее 40%, эффективность удаления ржавчины не менее 80%.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, сведения о результатах испытаний таких товаров, сведений химического и компонентного состава товаров, не предусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Указанные требования могут привести к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, используемый при выполнении работ, для представления подробных сведений химического и компонентного состава товаров, а также о результатах испытаний таких товаров (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
Таким образом, действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего в документации об Аукционе указанные требования к составу заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлены ссылки на нормативно-правовые акты иностранного государства.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системестандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Пунктом 83 Спецификации к товару "Очищающее средство" используется ссылка на технический регламент "Требования к безопасности синтетических моющих средств и товаров бытовой химии" (утв. постановлением Правительства Республики Казахстан от 04.03.2008 г. N 217).
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что указанный нормативно-правовой акт установлен ими на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 09.03.2010 N 132 "Об обязательных требованиях в отношении отдельных видов продукции и связанных с требованиями к ней процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, содержащихся в технических регламентах Республики Казахстан, являющейся государством - участником таможенного союза" и исходя из потребностей Заказчика.
При этом, представителем Заявителя на заседание Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, в связи с чем указанный довод своего подтверждения не нашел.
Решением Комиссии ФАС России от 16.12.2019 по делу N 19/44/105/3482 (далее - Решение) в действиях Заказчика выявлены следующие нарушения:
- пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении в документации об Аукционе ненадлежащих требований к составу заявки на участие в Аукционе;
- пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении в документации об Аукционе ненадлежащей инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе.
На основании Решения Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки выдано предписание при рассмотрении заявок не учитывать ненадлежащие требования к характеристикам товаров, используемых при оказании услуг, подлежащих указанию в составе первой части заявки на участие в Аукционе, а также устранить нарушения при заключении контракта.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ООО "К" обоснованной в части отсутствия требования об обеспечении гарантийных обязательств по государственному контракту и установления Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащих требований к составу заявки.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 1 статьи 64, части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что по выявленному нарушению выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 16.12.2019 по делу N 19/44/105/3482, предписание по данному делу не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленному нарушению переданы на основании решения от 16.12.2019 по делу N 19/44/105/3482 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.

 

 


ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 16 декабря 2019 г. по делу N 19/44/105/3484
О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК
 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Д" (далее - Заявитель) на действия Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, аукционной комиссией Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа (далее - Аукционная комиссия), АО "Е" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг покомплексному обслуживанию административного здания (г. Москва) (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0195100000819000055) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены требования к составу заявки.
2. Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлена инструкция по заполнению первых частей заявок.
3. Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены характеристики товаров в соответствии с ГОСТ.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 26.11.2019;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 39 840 000 рублей;
4) источник финансирования - федеральный бюджет;
КБК - 370040135Г0190019244;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 12.12.2019;
6) на участие в Аукционе подано 8 заявок от участников закупки;
7) к участию в Аукционе допущено 7 заявки от участников закупки;
8) дата проведения Аукциона - 16.12.2019.
1. Согласно доводу Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом установившего в документации об Аукционе требования к составу заявки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Пунктом 20.6.1 документации об Аукционе установлено, что первая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать, в том числе, конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об Аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).
Приложением N 1 "Сведения о качестве технических характеристик товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, предоставление которых предусмотрено документацией об электронном аукционе" к техническому заданию документации об Аукционе (далее - Спецификация) установлены, в том числе, следующие требования к товарам:
- п. 102 "Пятновыводитель": время экспозиции пятновыводителя должно быть не более 30 минут, должна быть не менее 90%;
- п. 156 "Универсальное чистящее средство": чистящая способность на эмалированной поверхности не менее 40%, эффективность удаления ржавчины не менее 80%.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, сведения о результатах испытаний таких товаров, сведений химического и компонентного состава товаров, не предусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Указанные требования могут привести к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, используемый при выполнении работ, для представления подробных сведений химического и компонентного состава товаров, а также о результатах испытаний таких товаров (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
Таким образом, действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего в документации об Аукционе указанные требования к составу заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Пунктами 14, 15 Спецификации установлено, в том числе, следующее: "Гибкая подводка тип 2: минимальный радиус изгиба подводки составляет как минимум 26 мм", "Гибкая подводка тип 3: рабочее давление не меньше 20 бар".
При этом в пункте 20.6 документации об Аукционе "Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе" (далее - Инструкция) отсутствуют положения, которые разъясняют участнику закупки, каким образом следует указывать в составе заявки значения, если они указаны с использованием данных слов.
На заседании Комиссии представители Заказчика согласились с доводом и пояснили, что указанные формулировки являются следствием технической ошибки, допущенной при составлении документации об Аукционе.
Таким образом, действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего в документации инструкцию по заполнению заявок на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены характеристики товаров в соответствии с ГОСТ.
В частности, пунктом пунктом 173 Спецификации установлены, в том числе, следующие требования к товару "Шкурка шлифовальная ГОСТ 13344-79" - "Вид шлифматериала: электрокорунд; карбид кремния".
При этом, участнику в этом же пункте необходимо указать показатели "Марка используемого электрокорунда", "Марка используемого карбида кремния", без возможности использования показателя "не применяется".
На заседании Комиссии представители Заказчика согласились с доводом и пояснили, что указанные формулировки являются следствием технической ошибки, допущенной при составлении документации об Аукционе.
Решением Комиссии ФАС России от 16.12.2019 по делу N 19/44/105/3482 (далее - Решение) в действиях Заказчика выявлены следующие нарушения:
- пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении в документации об Аукционе ненадлежащих требований к составу заявки на участие в Аукционе;
- части 1 статьи 96, выразившееся в отсутствии установленного Заказчиком в проекте государственного контракта документации об Аукционе требования об обеспечении гарантийных обязательств по государственному контракту.
На основании Решения Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки выдано предписание при рассмотрении заявок не учитывать ненадлежащие требования к характеристикам товаров, используемых при оказании услуг, подлежащих указанию в составе первой части заявки на участие в Аукционе, а также устранить нарушения при заключении контракта.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ООО "Д" обоснованной в части установления Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащих требований к составу заявки.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 1 статьи 64, части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что по выявленному нарушению выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 16.12.2019 по делу N 19/44/105/3482, предписание по данному делу не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленному нарушению переданы на основании решения от 16.12.2019 по делу N 19/44/105/3482 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.