Решение по делу К–1104/15 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Открытый конкурс

Предмет закупки

Строительство и капремонт

Орган, рассматривающий жалобу

ФАС России

Содержание жалобы

выбор способа закупки
иное

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу К–1104/15 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок

10.09.2015Москва

 

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия) рассмотрев жалобу ООО «ЭФЕКТПЛЮС» (далее – Заявитель) на действия Министерства автомобильных дорог Чеченской Республики (далее - Заказчик), Комитета Правительства Чеченской Республики по государственному заказу (далее - Уполномоченный орган) при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на строительство моста на 32 км автомобильной дороги Грозный-Шатой-Итум-Кали (номер извещения 0194200000515005551) (далее – Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент),

 

УСТАНОВИЛА:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом Конкурса.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:

1. В проекте государственного контракта Конкурсной документации не установлено условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта, что не соответствует положениям Закона о контрактной системе.

2. Заказчиком в проекте контракта Конкурсной документации надлежащим образом не установлен объем привлечения к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

3. Заказчиком неправомерно выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения Конкурса, неправомерно установлены дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками в своих заявках для подтверждения соответствия указанным дополнительным требованиям.

Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее – Официальный сайт) – 17.08.2015;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – Конкурс;

3) начальная (максимальная) цена контракта – 1 505 905 457 рублей;

4) дата и время окончания подачи заявок – 24.09.2015;

5) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе – 28.09.2015.

1. В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.

Пунктом 3.3. проекта государственного контракта Конкурсной документации установлено: «Заказчик осуществляет оплату за фактический выполненный объем работ по настоящему Контракту по безналичному расчету в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведёнными Заказчику: -в 2015 г. в течение 30 банковских дней; -в 2016 г. - 1 кв. в течение 190 банковских дней,

- 2 кв. в течение 130 банковских дней, - 3 кв. в течение 75 банковских дней, - 4 кв. в течение 30 банковских дней; -в 2017 г. - 1 кв. в течение 190 банковских дней, - 2 кв. в течение 130 банковских дней, - 3 кв. в течение 75 банковских дней, - 4 кв. в течение 30 банковских дней со дня предоставления документов предусмотренных п. 7.3. настоящего Контракта. Авансирование не производится».

Следовательно, Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте государственного контракта установлен порядок оплаты работ, в связи с чем, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

2. В соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

В соответствии с частью 6 статьи 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта.

В соответствии с пунктом 4.1.16. проекта контракта Конкурсной документации: «в ходе выполнения работ Подрядчик обязан привлечь субподрядные организации из числа субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (далее – СМП, СОНКО)в размере не менее 5 % от цены Контракта, согласно ч.4 и ч.5 статьи 30 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ. При этом объем работ соответственно к выполнению, которых привлекались такие субподрядчики, учитываются в совокупном годовом объеме закупок. Подрядчик предоставляет сведения о заключенном Контракте с субподрядчиками из числа СМП, СОНКО в течение 30 календарных дней с момента заключения такого договора (Контракта): № и дата Контракта, сумма в процентном соотношении от цены основного государственного Контракта на строительство Объекта».

Следовательно, проект государственного контракта не содержит конкретного значения объема привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства.

Таким образом, действия Заказчика, не установившего объем привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, нарушают часть 6 статьи 30 Закона о контрактной системе, и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком 08.09.2015 внесены изменения в Конкурсную документацию в отношении объема привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства. Согласно пункту 4.1.16 проекта контракта действующей редакции Конкурсной документации, опубликованной на Официальном сайте 09.09.2015: «В ходе выполнения работ Подрядчик обязан привлечь субподрядные организации из числа субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (далее – СМП, СОНКО )в размере 5 % от цены Контракта, согласно ч. 4 и ч. 5 статьи 30 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ. При этом объем работ соответственно к выполнению, которых привлекались такие субподрядчики, учитываются в совокупном годовом объеме закупок. Подрядчик предоставляет сведения о заключенном Контракте с субподрядчиками из числа СМП, СОНКО в течение 30 календарных дней с момента заключения такого договора (Контракта): № и дата Контракта, сумма в процентном соотношении от цены основного государственного Контракта на строительство Объекта».

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на процедуру проведения Конкурса, в связи с тем, что Заказчиком внесены изменения в Конкурсную документацию от 09.09.2015 в отношении объема привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства.

3. Согласно части 2 статьи 56 Закона о контрактной системе проведение конкурса с ограниченным участием применяется в случае, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также в случаях выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда.

Таким образом, Законом о контрактной системе устанавливаются возможные случаи проведения конкурса с ограниченным участием, в том числе, если товары (услуги, работы) в силу их особой сложности, инновационного или специализированного характера могут быть поставлены или выполнены ограниченным числом поставщиков, имеющих необходимый уровень квалификации.

Случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2005 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее – Постановление № 99).

Вместе с тем, в соответствии с частью 2.1 статьи 56 Закона о контрактной системе заказчик вправе осуществлять закупки товаров, работ, услуг, указанных в части 2 статьи 56 Закона о контрактной системе, с учетом требований Закона о контрактной системе путем проведения электронного аукциона, закрытого аукциона, запроса котировок, запроса предложений, а также у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом к участникам таких закупок не применяются дополнительные требования, установленные в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе в отношении участников закупок, которые осуществляются только путем проведения конкурса с ограниченным участием.

Частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе предусматривается, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.

В соответствии с извещением о проведении Конкурса объектом закупки является строительство моста на 32 км автомобильной дороги Грозный-Шатой-Итум-Кали.

На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что предмет закупки не относится к особо опасным и технически сложным объектам, а также Конкурсная документация не содержит работы, при закупке которых устанавливаются требования в соответствии с постановлением Правительства РФ № 99.

При этом пункт 2.2 Информационной карты Конкурсной документации содержит дополнительные требования к участникам закупки, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 04 февраля 2015 года № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям»:

- наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка. Соответствующими работами являются работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства.

Поскольку частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства РФ № 99 не предусмотрено установление дополнительных требований к участникам закупки, осуществляемой в форме открытого конкурса, Заказчик, Уполномоченный орган неправомерно включили требование о наличии у участников закупки опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных.

Действия Заказчика, Уполномоченного органа в части установления в Конкурсной документации дополнительных требований к участникам закупки не соответствуют части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.

На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что при формировании Конкурсной документации допущена техническая ошибка по установлению дополнительных требований к участникам закупки, в связи с чем 08.09.2015 в Конкурсную документацию внесены изменения, требования к участникам закупки установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок. Действующая редакция Конкурсной документация опубликована на Официальном сайте 09.09.2015.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе, не повлияло на процедуру проведения Конкурса, в связи с тем, что Заказчиком внесены изменения в Конкурсную документацию от 09.09.2015, исключающие дополнительные требования к участникам закупки.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «ЭФЕКТПЛЮС» обоснованной в части не установления конкретного значения объема привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, а также установления неправомерных дополнительных требований к участникам закупки.

2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 6 статьи 30, части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.

3. Предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выдавать, поскольку Заказчиком устранены последствия выявленного нарушения Закона о контрактной системе путем внесения изменений в Конкурсную документацию.