Решение по делу К–1449/15 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Открытый конкурс

Предмет закупки

Строительство и капремонт

Орган, рассматривающий жалобу

ФАС России

Содержание жалобы

порядок оценки
иное

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована
выдано предписание о пересмотре заявок

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу К–1449/15 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок

02.11.2015Москва

 

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия) рассмотрев жалобу ООО «Голос» (далее – Заявитель) на действия Карачаево-Черкесского республиканского казенного предприятия «Дирекция капитального строительства» (далее - Заказчик) в лице Управления Карачаево-Черкесской Республики в сфере закупок (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, единой комиссией Карачаево-Черкесского республиканского казенного предприятия «Дирекция капитального строительства» (далее – Единая комиссия) открытого конкурса на право заключения государственного контракта на организацию выполнения работ по объекту: «Многоэтажный, многоквартирный жилой дом, г.Черкесск, Карачаево-Черкесская Республика» (номер извещения 0179200001915000798) (далее – Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент),

 

УСТАНОВИЛА:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Единой комиссией Конкурса.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:

1. При внесении изменений в извещение о проведении Конкурса, Заказчиком, Уполномоченным органом не продлен срок окончания подачи заявок на участие в Конкурсе, что не позволяет участникам закупки сформировать свою заявку для участия в Конкурсе.

2. В Конкурсной документации установлен ненадлежащий порядок оценки заявок по критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки».

3. В проекте государственного контракта отсутствует конкретный размер аванса.

4. В Конкурсной документации ненадлежащим образом установлены требования к энергетической эффективности товаров (работ, услуг).

В письменных возражениях, представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее – Официальный сайт) – 08.09.2015;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – Конкурс;

3) начальная (максимальная) цена контракта – 990 343 547 рублей;

4) на участие в Конкурсе подано 2 заявки от участников закупки;

5) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе – 03.11.2015.

1. В соответствии с частью 6 статьи 50 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение о внесении изменений в конкурсную документацию не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе. Изменение объекта закупки, увеличение размера обеспечения заявок на участие в открытом конкурсе не допускаются. В течение одного дня с даты принятия решения о внесении изменений в конкурсную документацию такие изменения размещаются заказчиком в порядке, установленном для размещения извещения о проведении открытого конкурса, и в течение двух рабочих дней с этой даты направляются заказными письмами или в форме электронных документов всем участникам, которым была предоставлена конкурсная документация. При этом срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе таких изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе этот срок составлял не менее чем десять рабочих дней, за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе. Если в конкурсную документацию такие изменения вносятся в отношении конкретного лота, срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе должен быть продлен в отношении конкретного лота.

07.10.2015 Заказчиком на Официальном сайте опубликована Конкурсная документация, согласно которой датой окончания подачи заявок на участие в Конкурсе – 29.10.2015.

23.10.2015 и 24.10.2015 Заказчиком внесены изменения в Конкурсную документацию, согласно которой дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе – 29.10.2015, то есть без соответствующего продления срока подачи заявок на участие в Конкурсе.

В письменных возражениях, представитель Заказчика сообщил, что при внесении изменений в Конкурсную документацию допущены технические ошибки.

Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа при размещении на Официальном сайте Конкурсной документации нарушают часть 6 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.

В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.

Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.

В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Правила).

При этом согласно пункту 3 Правил, «оценка» - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.

Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.

В Конкурсной документации установлены, в том числе, нестоимостные критерии оценки заявок: «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» (далее – Критерий № 1), значимость критерия – 20 %, «Опыт участника по выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема - копии заключенных участником контрактов и копии справок о стоимости выполненных работ и затрат. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) заключенного за последние 3 года до даты подачи заявки должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта на право заключить который проводится закупка (далее – Критерий № 2), значимость критерия – 20 %.

По Критерию № 1 оценке подлежат «сведения, содержащие степень детализации и проработанности организационно-технических предложений, в т.ч. полнота учета технических требований документации, методологии (принципы, методы и способы) выполнения работ», при этом в рамках указанное критерия установлена следующая шкала присваиваемых баллов:

«Развернутое описание методов по контролю качества выполняемых работ, соответствующие требованиям контракта и действующим нормативно- техническим документом - 0-50 баллов, описание применяемых прогрессивных технологий по производству работ, адаптированных к реализации Проекта и позволяющих сокращение сроков с учетом обеспечения нормативного качества -0-40 баллов, представляет развернутую схему производства работ с учетом требований экологических характеристик объекта закупки - 0-10 баллов, при отсутствии сведений по данному критерию – 0 баллов».

По Критерию № 2 установлен следующий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе: «общее количество контрактов, заключенных участником (с приложением копий): 0 шт. – 0 баллов, 1-3 шт. – 25 баллов, 4-9 шт. – 50 баллов, 10 и более - 100 баллов».

На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что в установленном в Конкурсной документации порядке оценки по критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» не установлен предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке Единой комиссией и соответственно подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках, а также отсутствует зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критерию.

Также Комиссией установлено, что по Критерию № 2 не раскрыто содержание, определяющее сопоставимость имеющегося у участников закупки опыта по поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг с предметом осуществляемой закупки, а также не установлена пропорциональная зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями, учитывая, что в отношении сведений, представляемых по указанному критерию возможна количественная оценка.

Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установивших в Конкурсной документации надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается, в том числе, обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги.

Вместе с тем пунктом 2.5 проекта государственного контракта Конкурсной документации установлено, что «при выделении бюджетного финансирования Заказчик предусматривает выплату аванса до 30 процентов суммы государственного контракта, но не более лимитов бюджетных обязательств, доведенных на соответствующий финансовый год по соответствующему коду бюджетной классификации Российской Федерации, с последующим авансированием выполняемых работ после подтверждения выполнения предусмотренных государственным контрактом работ в объеме произведенного авансового платежа (с ограничением общей суммы авансирования не более 70 процентов суммы государственного контракта) в течение 10 банковских дней».

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что в проекте контракта Конкурсной документации в нарушение части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе не установлен надлежащим образом порядок оплаты в части конкретного размера аванса.

Действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в Конкурсной документации ненадлежащий порядок оплаты подлежащей выполнению работы, нарушают часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

4. Пунктом 5.1.11 проекта государственного контракта Конкурсной документации установлено, что «генподрядчик обязан в том числе использовать материалы, изделия и конструкции надлежащего качества, имеющие соответствующие сертификаты, технические паспорта и другие документы, удостоверяющие их качество, отвечать требованиям, предъявляемым действующим законодательством Российской Федерации, в том числе требованиям, установленным Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», а также СНиП, СанПиН, ПУЭ, проектной документации. Предоставить Заказчику копии сертификатов на материалы, изделия и конструкции, заверенные руководителем Генподрядчика, за 3 (три) дня до начала производства работ, выполняемых с использованием поставленных материалов, изделий и конструкций. Поставляемые материалы и технологическое оборудование должны быть новыми, ранее не бывшими в употреблении, не должны находиться в залоге, под арестом или иным обременением, иметь современные, эффективные, долговечные эксплуатационные характеристики.

В соответствии с пунктом «Условия выполнения работ» технического задания Конкурсной документации «при производстве работ подрядчик должен в том числе выполнить полный объем работ согласно сметной документации в соответствии с действующими на территории Российской Федерации стандартами, техническими условиями, ПУЭ, СНиПами, СанПиНами, требованиями пожарной безопасности, техники безопасности, охраны труда в том числе требованиям, установленным Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», а также надлежащим образом своевременно, в предусмотренные действующим законодательством предоставить Заказчику исполнительную и приемо-сдаточную документацию».

Вместе с тем, на заседании Комиссии, Заявителем не представлено доказательств и сведений, свидетельствующих о том, что в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлены требования энергетической эффективности товаров (работ, услуг), в связи с чем, довод Заявителя своего подтверждения не нашел.

5. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, в том числе: наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность подрядчика осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.

Положениями части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе, в соответствии с проектной документацией.

При этом согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.

Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.

Отсутствие в документации о торгах требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к их безопасности, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требований к размерам, упаковке, отгрузке товара, требований к результатам работ, в том числе отсутствие проектной документации в полном объеме приводит к невозможности формирования участником закупки предложения по исполнению государственного (муниципального) контракта.

На заседании Комиссии установлено, что проектно-сметная документация размещена на Официальном сайте не в полном объеме.

Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, не разместивших на Официальном сайте проектно-сметную документацию в полном объеме нарушают пункт 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Голос» обоснованной в части ненадлежащего исполнения порядка внесения изменений в Конкурсную документацию, установления ненадлежащего порядка оценки заявок по критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки», а также отсутствия в проекте государственного контракта конкретного размера аванса.

2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 13 статьи 34, пункта 9 части 1 статьи 50, пункта 1 части 1 статьи 50, части 6 статьи 50 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Единой комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы дела от 02.11.2015 № К-1449/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.