Решение по результатам рассмотрения жалобы о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Открытый конкурс

Предмет закупки

Строительство и капремонт

Орган, рассматривающий жалобу

ФАС России

Содержание жалобы

иное

Результат рассмотрения жалоб

необоснованна
выдано предписание о внесении изменений

 

 

РЕШЕНИЕ

№ КГОЗ-019/16 по результатам рассмотрения жалобы о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок

01.02.2016Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее – Комиссия) рассмотрев жалобу ООО «СУМ-7» (далее – Заявитель) на действия Министерства внутренних дел по Карачаево-Черкесской Республике (далее – Заказчик) при проведении Заказчиком, специализированной организацией ООО ЭКБ «Максима» открытого конкурса «строительство объекта: «Отдел МВД России по г. Черкесску с комплексом вспомогательных зданий и сооружений, включающих специальный приемник для содержания лиц, подвергнутых административному аресту» (номер извещения 0179100000315000130) (далее – Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком Конкурса.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика:

1) установившего в Конкурсной документации условие об изменении государственного контракта в нарушении Закона о контрактной системе;

2) не установившего в Конкурсной документации требование об обеспечении исполнения контракта;

3) установившего в Конкурсной документации ограничения участия определения поставщика, не предусмотренные Законом о контрактной системе, а также не установившего требования к участникам закупки о том, что участники закупки не должны являться офшорными компаниями;

4) не установившего в Конкурсной документации информацию о банковском сопровождении контракта;

5) не установившего в проекте контракта Конкурсной документации порядок и условия авансирования;

6) разместившего проект контракта Конкурсной документации, не соответствующего постановлению Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 № 1275 «О примерных условиях государственных контрактов по государственному оборонному заказу».

Заказчик не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документации, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение о проведении Конкурса размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее – Официальный сайт) – 31.12.2015;

2) начальная (максимальная) цена контракта – 752 920 910 руб.;

3) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе – 09.02.2016;

4) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе – 10.02.2016.

1. Согласно части 1.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в 2015 и 2016 годах допускается изменение по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами (включая государственные контракты, муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), срок исполнения которых завершается в 2015 и 2016 годах, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При этом заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) новых условий контракта.

Заказчиком в пункте 6.2.2 Конкурсной документации установлено: «В 2015 году допускается изменение по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами, срок исполнения которых завершается в 2015 году, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При этом заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) новых условий контракта».

Заказчиком в Конкурсной документации установлен срок исполнения контракта: с момента заключения контракта до 15 ноября 2018 года.

Таким образом, пункт 6.2.2 Конкурсной документации не противоречит требованиям Закона о контрактной системе и не может быть применен при исполнении контракта.

Кроме того, на день рассмотрения жалобы Заказчиком внесены изменения в Конкурсную документацию, а именно пункт 6.2.2 Конкурсной документации исключен.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

2. Согласно части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе Заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.

В соответствии с частью 2.1 статьи 96 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе определить случаи и условия, при которых в 2015 и 2016 годах заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2015 № 199 «О случаях и условиях, при которых в 2015 году заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) проекте контракта» определены случаи и условия, при которых в 2015 году заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд:

- проект контракта предусматривает выплату авансовых платежей в размере не более 15 процентов цены контракта при осуществлении закупки для обеспечения федеральных нужд, а также проведение заказчиком расчета с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с оплатой в размере не более 70 процентов цены каждой поставки товара (этапа выполнения работ, оказания услуг) для обеспечения федеральных нужд и проведение полного расчета только после приемки заказчиком всех предусмотренных контрактом поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг и полного исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) иных обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением гарантийных обязательств).

В пункте 14 Информационной карты Конкурса Конкурсной документации указано: «Заказчик предусматривает выплату аванса в размере 15 % от годового лимита бюджетных обязательств соответствующих лет. Заказчик производит расчеты с подрядчиком с оплатой в размере не более 70 процентов цены каждого этапа выполнения работ. Окончательный расчет за выполненные работы производится после подписания сторонами акта приемки законченного строительством объекта (форма КС-11) и полного исполнения подрядчиком иных обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением гарантийных обязательств) в течение 30 банковских дней».

На заседании Комиссии установлено, что действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации требование об обеспечении исполнения контракта, не противоречат Закону о контрактной системе.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

3. Согласно пункту 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о том, что участники закупки не должны являться офшорными компаниями.

Заказчиком в пункте 6 «Ограничение участия в конкурсе» Информационной карты Конкурса Конкурсной документации установлено, что «Участник закупки не должен являться офшорной компанией».

Кроме того, Заказчиком в пункте 1.3.3 Конкурсной документации установлено требование к участникам закупки о том, что «При осуществлении закупки путем проведения конкурса в соответствии с настоящей конкурсной документацией к участникам конкурса устанавливаются следующие единые требования: участник конкурса не является офшорной компанией».

Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в Конкурсной документации установлено требование о том, что участник закупки не должен являться офшорной компанией. При этом, то, что указанное требование к участникам Конкурса содержится в пункте 6 «Ограничение участия в конкурсе» Информационной карты Конкурса Конкурсной документации не нарушает требования Закона о контрактной системе и интересы участников закупки.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

4. Согласно пункту 8 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 2 статьи 35 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, местная администрация определяют случаи осуществления банковского сопровождения контрактов, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг соответственно для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд, в форме нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов.

При этом, Комиссия приходит к выводу, что Правительством Российской Федерации не определены случаи осуществления банковского сопровождения контрактов.

Конкурсной документацией предусмотрено, что Конкурс осуществляется в целях выполнения государственного оборонного заказа.

Частью 1 статьи 8.1 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» установлено, что банковское сопровождение может осуществляться банком, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кроме того, на день рассмотрения жалобы Заказчиком внесены изменения в Конкурсную документацию, а именно Конкурсная документация дополнена условием о банковском сопровождении контракта.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

5. В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.

Заказчиком в проекте контракта Конкурсной документации установлено, что «Заказчик предусматривает выплату аванса в размере 15 % от годового лимита бюджетных обязательств соответствующих лет. Удержание аванса производится долями пропорционально объему выполненных работ. Подрядчик обязан вернуть на расчетный счет Государственного заказчика, указанный в п. 13.9 сумму перечисленного аванса, если он не приступил к освоению средств в течение календарного месяца с момента получения аванса».

На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком установлен порядок и условия авансирования.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

6. В жалобе Заявителя сказано, что Заказчик не установил в проекте контракта Конкурсной документации:

- условие о том, что государственный контракт заключается в целях выполнения государственного оборонного заказа.

- обязанность по обеспечению допуска уполномоченных представителей государственного заказчика, в организацию головного исполнителя и условий для осуществления ими контроля за исполнением государственного контракта.

- полномочия заказчика по осуществлению контроля за исполнением государственного контракта, в том числе на отдельных этапах его исполнения, без вмешательства в оперативную хозяйственную деятельность головного исполнителя при условии включения в государственный контракт (контракт) положений о праве контроля.

- обязанность заказчика по осуществлению контроля за целевым использованием головным исполнителем бюджетных ассигнований.

- условие об осуществлении расчетов по государственному контракту только с использованием отдельного счета, открытого в уполномоченном банке, выбранном головным исполнителем, при наличии у головного исполнителя договора о банковском сопровождении государственного контракта.

- ответственность головного исполнителя за нецелевое использование финансовых средств, выплачиваемых государственным заказчиком головному исполнителю и предназначенных только для финансирования расходов на выполнение государственного оборонного заказа и авансирование соответствующих работ.

На заседании Комиссии установлено, что Законом о контрактной системе не установлено обязательное требование о включении в проект контракта условий, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 № 1275 «О примерных условиях государственных контрактов по государственному оборонному заказу».

Кроме того, на день рассмотрения жалобы Заказчиком внесены изменения в Конкурсную документацию, а именно в проект контракта дополнен вышеперечисленными условиями.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

7. Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2013 № 1224 «Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства» (далее – Постановление Правительства № 1224) установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства, за исключением случаев, когда производство таких товаров, выполнение работ и оказание услуг на территории Российской Федерации отсутствуют.

На заседании Комиссии установлено, что в Конкурсной документации не установлен запрет на выполнение работ иностранными лицами, в соответствии с Постановление Правительства № 1224.

Таким образом, Заказчик нарушил часть 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.

8. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.

В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.

Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.

При этом согласно пункту 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085 (далее – Правила оценки), «оценка» - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил оценки, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

Пунктом 11 Правил оценки установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил оценки в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

В Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки: «Цена контракта» (значимость критерия: 60%), «Квалификация участников конкурса, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» (значимость критерия: 40%).

По критерию «Квалификация участников конкурса, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» установлен, в том числе, показатель «Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема (в суммарном денежном выражении)».

Комиссия приходит к выводу, что в установленном Заявителем в Конкурсной документации порядке оценки заявок по показателю «Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема (в суммарном денежном выражении)» не указаны показатели, определяющие «сопоставимый объем».

Таким образом, Заказчик не установив в Конкурсной документации надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, нарушил пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.

Указанные нарушения содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «СУМ-7» необоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 3 статьи 14, пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.

4. Передать сведения о выявленных нарушениях Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления контроля государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.