Решение по делу К–189/16 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Строительство и капремонт

Орган, рассматривающий жалобу

ФАС России

Содержание жалобы

описание объекта закупки
иное

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу К–189/16 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок

16.02.2016Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия), рассмотрев жалобу ООО «Базис-С» 
(далее – Заявитель) на действия ГКУ Республики Адыгея «Стройзаказчик» (далее - Заказчик), Комитета Республики Адыгея по регулированию контрактной системы в сфере закупок (далее - Уполномоченный орган) при проведении АО «ЭТС» (далее - Оператор электронной площадки), Заказчиком, Уполномоченным органом, электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Туристско-рекреационный кластер «Ворота Лаго-Наки» Республики Адыгея» (номер извещения 0176200005516000017) (далее – Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки, Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:

1. Проектом государственного контракта предусмотрены работы по охране объекта строительства в период проведения строительства и до определения владельца объекта Комитетом Республики Адыгея по имущественным отношениям. При этом в проекте государственного контракта неправомерно отсутствуют требования о наличии лицензии у лица, осуществляющего оказание услуг охраны.

2. В проекте государственного контракта надлежащим образом не установлены порядок и сроки оформления результатов приемки выполненных работ, что возможно может повлечь нарушение сроков оплаты по контракту.

3. В проекте государственного контракта надлежащим образом не установлен срок действия контракта, что не позволяет определить срок действия банковской гарантии, предоставляемой участником Аукциона в качестве обеспечения исполнения контракта.

4. Описание объекта закупки не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, что не позволяет Заявителю сформировать свое предложение и подать заявку на участие в Аукционе.

5. Требования к содержанию и составу первой части заявки на участие в Аукционе не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе, что ограничивает количество участников Аукциона.

Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об Аукционе, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru – 26.01.2016;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – Аукцион;

3) начальная (максимальная) цена контракта – 865 185 740 рублей;

4) на участие в Аукционе подана 1 заявка от участника закупки;

5) к участию в Аукционе допущено 1 участников закупки;

6) на основании части 16 статьи 66 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся.

1. Согласно доводу Заявителя, проектом государственного контракта предусмотрены работы по охране объекта строительства в период проведения строительства и до определения владельца объекта Комитетом Республики Адыгея по имущественным отношениям. При этом в проекте государственного контракта неправомерно отсутствуют требования о наличии лицензии у лица осуществляющего оказание охраны.

Статьей 34 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень требований к содержанию государственного контракта, в том числе об ответственности поставщика (подрядчика, исполнителя) за ненадлежащее исполнение обязательств (в том числе гарантийного обязательства), во всем остальном, что не урегулировано Законом о контрактной системе и принятыми в соответствии с ним нормативно-правовыми актами, участники закупок и государственные заказчики руководствуются действующим законодательством Российской Федерации и иными нормативно-правовыми актами.

Также, согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.

Пунктом 22 раздела II «Информационная карта» установлены Требования к участникам закупки, в том числе:

«наличие действующего свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства выданное саморегулируемой организацией, со следующими видами предусмотренными в ней работ (Стоимость планируемых участником аукциона строительных работ по данному аукциону не должна превышать размер стоимости осуществления участником закупки организации работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства по одному договору) (в соответствии с Приказом Минрегиона России от 30.12.2009 года № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства»):

33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): 33.6. Объекты газоснабжения».

На заседании Комиссии представитель Заказчика сообщил, что проектом контракта предусмотрена обязанность исполнителя выполнить свои обязательства как собственными силами, так и привлеченными силами и средствами. При этом, в случае установления Заказчиком в документации об Аукционе требования о наличии у участника закупки лицензии на оказание услуг охраны, данное требование могло повлечь ограничение количества участников закупки.

Кроме того, согласно документации об Аукционе работы строительные по объекту закупки должны осуществляться лицом имеющим допуск к работам по организации строительства. При этом указанное лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству объекта капитального строительства, а также несет ответственность за исполнение обязательств по контракту, в том числе если они выполняются в нарушение требований действующего законодательства Российской Федерации.

Вместе с тем, представителем Заявителя не представлено доказательств, свидетельствующих об обратном.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

2. Согласно доводу Заявителя, в проекте государственного контракта надлежащим образом не установлены порядок и сроки оформления результатов приемки выполненных работ, что может повлечь нарушение сроков оплаты по контракту.

В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.

Комиссией установлено, что проект государственного контракта содержится в разделе III документации об Аукционе.

Согласно письменным возражениям Заказчика на жалобу Заявителя, Заказчик сообщил, что конкретные сроки выполнения работ, в соответствии с пунктом 5.1 проекта государственного контракта, указываются в согласованном сторонами графике производства работ. Порядок и сроки приемки и оформления результата работ определены разделом 9 проекта государственного контракта, согласно которому приемка выполненных работ осуществляется в течении 10 рабочих дней со дня получения Заказчиком письменного извещения подрядчика об их завершении, путем подписания сторонами акта выполненных работ по форме КС-2 и справок в форме КС-3, подтверждающих выполнение работ.

Окончательный результат, в силу пункта 1.3 проекта государственного контракта должен быть оформлен в срок до 25 декабря 2018 года, путем подписания сторонами акта о сдаче-приемке документов, указанных в пункте 1.4 проекта государственного контракта. Таким образом, в проекте государственного контракта порядок и сроки оформления результатов приемки выполненных работ установлены надлежащим образом.

Вместе с тем, представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено доказательств свидетельствующих об обратном.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

3. Согласно доводу Заявителя, в проекте государственного контракта надлежащим образом не установлен срок действия контракта, что не позволяет определить срок действия банковской гарантии, предоставляемой участником Аукциона в качестве обеспечения исполнения контракта.

В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

Пунктом 25 раздела II «Информационная карта» установлено, что «срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия Контракта не менее чем на один месяц».

На заседании Комиссии представитель Заказчика сообщил, что согласно пункту 1.3 проекта государственного контракта срок окончания и сдачи объекта до 25 декабря 2018 года.

При этом днем сдачи результата работ считается день подписания сторонами акта о сдаче-приемке перечисленных в пункте 1.4 государственного контракта документов в полном объеме.

Также пунктами 9.4., 9.5. проекта государственного контракта установлено следующее:

9.4. Приемка завершенного строительством объекта осуществляется путем подписания сторонами акта приемки завершенного строительством объекта и предоставления Подрядчиком документов, указанных в п. 1.4. Контракта.

9.5. Результат работ считается переданным со дня предоставления Подрядчиком надлежаще оформленных документов, указанных в п. 1.4. настоящего Контракта.

Таким образом, выполнение обязательств по контракту считается исполненным с даты сдачи объекта, но не позднее 25 декабря 2015 года.

Вместе с тем, на заседании Комиссии представителем Заявителя не представлено доказательств, свидетельствующих о невозможности определения срока действия банковской гарантии представляемой участниками Аукциона в качестве обеспечения контракта.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

4. Согласно доводу Заявителя, описание объекта закупки не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, что не позволяет Заявителю сформировать свое предложение и подать заявку на участие в Аукционе, а именно:

- наименование и показатели позиций 2, 5, 6, 8, 37, 47, 50, 59, 116, 138, 262 являются не стандартными или несуществующими и не соответствуют требованиям ГОСТ.

- требования установленные по позиции 49 не соответствуют требованиям установленным в проектной документации;

- по позициям 7, 8, 39 неправомерно установлены требования к гарантийному сроку хранения;

- по позициям 25-31, 136, 137 неправомерно установлены требования к условиям хранения;

Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен, в том числе использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

На заседании Комиссии представитель Заказчика сообщил, что требования к товарам, используемых при выполнении работ, установлены в приложении № 1 «Характеристика материалов и оборудования» к документации об Аукционе в соответствии с требованиями Заказчика. Кроме того, Заказчиком позиции 2, 5, 6, 8, 37, 47, 50, 59, 116, 138, 262 приложения № 1 «Характеристика материалов и оборудования» к документации об Аукционе не установлено требований о соответствии указанных товаров каким-либо ГОСТ.

При этом законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок обязывает государственных заказчиков при описании объекта закупки использовать показатели установленные в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, в случае, если они предусмотрены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Вместе с тем, представителем Заявителя не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что установленные Заказчиком в документации об Аукционе требования по позициям 2, 5, 6, 8, 37, 47, 50, 59, 116, 138, 262 должны указываться в соответствии с требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

В отношении требований установленных в приложении № 1 к документации об Аукционе в позиции 49 представитель Заказчика сообщил, что в соответствии с разделом 4 «Инструкция по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе» документации об Аукционе «предложение участника в отношении объекта закупки должно полностью соответствовать требованиям к такому объекту, установленным заказчиком в Описании объекта закупки (требования к товарам, применяемым при выполнении работ). При этом не подлежат указанию в первой части заявки параметры товаров, показатели которые содержатся в проектной документации, если требования к техническим характеристикам (показателям) этих товаров не установлены Заказчиком в разделе Описание объекта закупки (требования к товарам, применяемым при выполнении работ). Не подлежат указанию в первой части заявки параметры материалов, показатели которых содержатся в сметной документации, если требования к техническим характеристикам (показателям) этих материалов не установлены Заказчиком в разделе Описание объекта закупки (требования к товарам, применяемым при выполнении работ).

Проектно-сметная документация является неотъемлемой частью аукционной документации и определяет объем и стоимость работ, подлежащих выполнению в рамках настоящего аукциона, но не устанавливает требования к техническим характеристикам товаров, используемых при выполнении работ, используемых для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к использованию при выполнении работ, товара.

Таким образом, довод Заявителя о том, что при установлении требований по позиции 49, установленных в приложении № 1 к документации об Аукционе, Заказчиком нарушены правила описания объекта Закупки не нашел своего подтверждения.

В отношении довода Заявителя о том, что по позициям 7, 8, 39 неправомерно установлены требования к гарантийному сроку хранения, представитель Заказчика сообщил, что законодательством Российской Федерации предусмотрены случаи, при которых к товарам устанавливаются обязательные требования, в том числе, к гарантийному сроку хранения и способах его хранения.

При этом законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не устанавливает ограничений для государственных заказчиков об установлении при описании объекта закупки требований к гарантийному сроку хранения товаров.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика, выразившиеся в установлении в документации об Аукционе требований к гарантийному сроку хранения товаров, не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, представителем Заявителя не представлено доказательств, свидетельствующих об обратном, в связи с чем довод не нашел своего подтверждения.

Относительно довода Заявителя о неправомерном установлении по позициям 25-31, 136, 137 требований к условиям хранения, представитель Заказчика пояснил, что указанные условия обусловлены необходимостью соблюдения требований, устанавливаемые заводами-изготовителями товаров (продукции, оборудования) для надлежащего исполнения им гарантийных обязательств, в случае их наступления.

Вместе с тем, на заседании Комиссии представителем Заявителя не представлено доказательств и сведений, свидетельствующих о неправомерности установления указанных требований.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

5. Согласно доводу Заявителя, в документации об Аукционе неправомерно установлены требования к содержанию и составу первой части заявки на участие в Аукционе об указании методов производства товаров по позициям 8, 41.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.

Позициями 8, 41 приложения № 1 ««Характеристика материалов и оборудования» к документации об Аукционе установлены следующие требования:

«8. Лента поливинилхлоридная липкая толщиной 0,4 мм, должна представлять собой эластичный рулонный материал, изготовленный исключительно в заводских условиях вальцекаландровым методом на основе поливинилхлоридной основы с добавлением светостабилизаторов и нанесением на одну сторону специального клеевого слоя;

41. Ковер газовый полимерный. Должен производиться из сплава бытовых полимеров со строительным песком методом горячего прессования».

На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что положения документации об Аукционе в отношении товаров указанных по позициям 8, 41 приложения № 1 ««Характеристика материалов и оборудования» к документации об Аукционе предусматривают требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, методов производства указанных товаров (вальцекаландровым методом, методом горячего прессования). Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о методах производства такого товара.

Указанные действия Заказчика нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

6. Комиссией установлено, что согласно ранее принятому Комиссией ФАС России по контролю в сфере закупок решению от 16.02.2016 по делу № К-188/16, в действиях Заказчика выявлены нарушения части 6 статьи 30, пункта 1 части 1 статьи 31, части 7 статьи 34, пунктов 1, 2, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что указанные нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результаты определения подрядчика, в связи с тем, что по указанным основаниям ни одна заявка участника закупки не отклонена.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Базис-С» обоснованной в части неправомерного установления Заказчиком в документации об Аукционе требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе, методов производства товаров, используемых при выполнении работ.

2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 6 статьи 30, пункта 1 части 1 статьи 31, части 7 статьи 34, пунктов 1, 2, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

3. В связи с тем, что по выявленным нарушениям выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 16.02.2016 по делу № К-188/16, по данному делу предписание не выдавать.

4. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 16.02.2016 по делу № К – 188/16 должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.