РЕШЕНИЕ от 17 мая 2018 г. по делу № 18/44/105/485 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Открытый конкурс

Предмет закупки

Строительство и капремонт

Орган, рассматривающий жалобу

ФАС России

Содержание жалобы

отказ в допуске
необоснованный допуск

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована

 

РЕШЕНИЕ
от 17 мая 2018 г. по делу № 18/44/105/485 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу АО "Р" (далее - Заявитель) на действия единой комиссии "С" (далее - Единая комиссия) при проведении Единой комиссией, "С" (далее - Заказчик) открытого конкурса на право заключения контракта на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту:"Реконструкция канализационных очистных сооружений и глубоководного выпуска в поселке городского типа Орджоникидзе, Республика Крым" (номер извещения: 0175200002318000007) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),


установила:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Единой комиссии при проведении Заказчиком, Единой комиссией Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Единой комиссии:
1. Единой комиссией неправомерно принято решение о признании заявки Заявителя не соответствующей требованиям Конкурсной документации;
2. Единой комиссией неправомерно принято решение о признании заявок ООО "Д", ООО "С" не соответствующими требованиям Конкурсной документации;
3. Единой комиссией неправомерно принято решение о признании заявки ООО "Н" соответствующей требованиям Конкурсной документации.
Заказчик в письменных возражениях не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик, Единая комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 26.01.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 71 636 880,58 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 27.04.2018.
5) на участие в Конкурсе подано 12 заявок от участников закупки, 6 из которых признаны соответствующими требованиям Конкурсной документации и Закона о контрактной системе;
6) победителем Конкурса признано ООО "М" с предложением о цене контракта - 53 763 478,88 рублей.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Единой комиссией неправомерно принято решение о признании заявки Заявителя не соответствующей требованиям Конкурсной документации.
В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
Согласно части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
В силу пункта 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе, предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 04.05.2018 N ПРО 1 участнику Конкурса с порядковым номером "007/7" (Заявителю) отказано в допуске к участию в Конкурсе по следующему основанию: "В соответствии с ч. 3 ст. 53 Закона 44-ФЗ, а именно: В соответствии с ч. 3 ст. 53 Закона 44-ФЗ, а именно: не соответствие заявки на участие в открытом конкурсе требованиям, указанным в п. 22 ч. II конкурсной документации, а также п. 5 ч. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ, а именно:
Согласно пп. "г" п. 1 ч. 2 статьи 51 Закона N 44-ФЗ, пп. 7 п. 20 части II конкурсной документации, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать документы или копии документов, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса следующим требованиям: действующая выписка из реестра членов саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования и в области инженерных изысканий, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком или лицом, получившим в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий, и являться членом саморегулируемой организации в области инженерных изысканий по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58.
В свою очередь, участником открытого конкурса в составе заявки на участие в открытом конкурсе не предоставлена выписка или копия выписки из реестра членов саморегулируемой организации в области инженерных изысканий.
Исходя из вышеизложенного, Комиссии невозможно установить соответствие участника открытого конкурса требованиям, установленным конкурсной документацией и Законом N 44-ФЗ".
Согласно пункту 20 Информационной карты Конкурсной документации "Документы и сведения, входящие в состав заявки на участие в конкурсе", участник закупки должен представить в составе заявки на участие в Конкурсе, в том числе, следующие документы и сведения: "Действующая выписка из реестра членов саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования и в области инженерных изысканий, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком или лицом, получившим в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий, и являться членом саморегулируемой организации в области инженерных изысканий по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58".
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что заявка Заявителя на участие в Конкурсе содержит выписку из реестра членов саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования от 25.04.20148 N 25-04-18-00225.
Таким образом, решение Единой комиссии о несоответствии заявки Заявителя требованиям Конкурсной документации не противоречит Закону о контрактной системе.
Вместе с тем, на заседание Комиссии Заявитель явку представителей не обеспечил, в составе жалобы доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, не представил, в связи с чем указанный довод своего подтверждения не нашел.
2. Согласно доводу Заявителя, Единой комиссией неправомерно принято решение о признании заявок ООО "Д", ООО "С" не соответствующими требованиям Конкурсной документации на основании того, что заявки указанных участников не соответствуют требованиям части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 04.05.2018 N ПРО 1 участникам Конкурса с порядковыми номерами "007/4", "007/10" отказано в допуске к участию в Конкурсе по следующему основанию: "В соответствии с ч. 3 ст. 53 Закона 44-ФЗ, а именно: не соответствие заявки требованиям ч. 4 ст. 51 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. и п. 3.1.6 ЧАСТИ I ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА, а именно:
Заявка не соответствует требованиям конкурсной документации. Пункт 3.1.6 ЧАСТИ I ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА конкурсной документации содержит следующую информацию:
Заявка на участие в конкурсе, поданная Участником конкурса в письменной форме, должна быть оформлена следующим образом: все листы заявки на участие в конкурсе, все листы тома такой заявки должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в конкурсе и том такой заявки должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью Участника конкурса при наличии печати (для юридического лица) и подписаны Участником конкурса или лицом, уполномоченным Участником конкурса.
Однако, участниками закупки ООО "С", ООО "Д" данное требование выполнено не было".
Согласно части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе все листы поданной в письменной форме заявки на участие в открытом конкурсе, все листы тома такой заявки должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в открытом конкурсе и том такой заявки должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника открытого конкурса при наличии печати (для юридического лица) и подписаны участником открытого конкурса или лицом, уполномоченным участником открытого конкурса.
Заказчик в письменных возражениях пояснил, что заявка участника закупки по форме 2 части III Конкурсной документации, представленная в составе тома заявки на участие в Конкурсе, в соответствии с требованиями Конкурсной документации, должна быть дополнительно прошита.
Комиссия, изучив заявки ООО "С", ООО "Д" представленные Заказчиком, установила, что указанные заявки прошиты и соответствуют требованиям части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Заказчиком не представлено документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу о том, что указанные заявки не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, действия Единой комиссии, принявшей решение о несоответствии заявок ООО "С", ООО "Д", требованиям Закона о контрактной системе, Конкурсной документации, нарушают часть 3 статьи 53 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, согласно информации, представленной в жалобе Заявителя, в составе заявки участника закупки ООО "Д" отсутствует выписка из реестра членов саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, вместе с тем, по указанному основанию заявка ООО "Д" не признавалась несоответствующей Конкурсной документации.
На заседание Комиссии Заказчиком представлена заявка ООО "Д" содержащая, в том числе, выписку из реестра членов саморегулируемой организации в области инженерных изысканий от 25.04.2018 N БОИ 07-06-1668, в связи с чем указанный довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу Заявителя, Единой комиссией неправомерно принято решение о признании заявки ООО "П" соответствующей требованиям Конкурсной документации, поскольку в составе заявки указанного участника отсутствует выписка из реестра членов саморегулируемой организации в области инженерных изысканий.
На заседание Комиссии Заказчиком представлена заявка ООО "П", содержащая, в том числе, выписку из реестра членов саморегулируемой организации в области инженерных изысканий от 19.04.2018 N БОП 07-06-2443.
Вместе с тем, Заявителем явка представителей на заседание Комиссии не обеспечена, в составе жалобы не представлено доказательств, свидетельствующих об обоснованности довода.
Таким образом, указанный довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
При проведении внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
3. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности, содержащихся в них условий исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом, согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе Конкурсная комиссия проверяет заявку на участие в конкурсе в том числе, на соответствие требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки и конкурсной документации.
В информационной карте Конкурсной документации установлен следующий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе:
1) Цена контракта - значимость критерия 60%, коэффициент значимости 0,6, максимальное количество баллов 100;
2) Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта выполнения работ, связанного с предметом Контракта, и деловой репутации специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее - Критерий N 1) - значимость критерия 40%, коэффициент значимости 0,4, максимальное количество баллов 100.
Критерий N 1 заявки на участие в конкурсе содержит, в том числе показатель N 1 - деловая репутация участника Конкурса, в рамках которого установлен следующий порядок оценки заявок, а именно:
Показатель N 1 (значимость 100%):
"Содержание: определяется индексом деловой репутации в соответствии с ГОСТ Р 66.1.01-2015 "Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Оценка опыта и деловой репутации лиц, осуществляющих архитектурно-строительное проектирование". При оценке показателя участника конкурса учитывается значение индекса деловой репутации, указанное в приложении к сертификату соответствия.
Индекс деловой репутации участника закупки подтверждается предоставлением копии сертификата со всеми приложениями в соответствии с ГОСТ Р 66.1.01-2015 "Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Оценка опыта и деловой репутации лиц, осуществляющих архитектурно-строительное проектирование". Сертификат должен быть выдан в результате оценки деловой репутации строительной организации по следующему виду работ в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС ред. 2):
71.12. Деятельность в области инженерных изысканий, инженерно-технического проектирования, управления проектами строительства, выполнения строительного контроля и авторского надзора, предоставление технических консультаций в этих областях".
Изучив положения Конкурсной документации, Комиссия приходит к выводу, что при отсутствии норм законодательства об обязательном применении ГОСТ Р 66.1.01-2015 предоставление участником закупки сертификата соответствия в качестве подтверждения индекса деловой репутации с целью получения баллов по показателю "Деловая репутация участника Конкурса" не указывает на более высокий уровень квалификации такого участника закупки, а также не свидетельствует о том, что таким участником закупки будет предложено лучшее условие исполнения контракта.
Кроме того, получение участником закупки данного сертификата с указанием индекса деловой репутации требует значительных временных и финансовых затрат со стороны участника закупки, что является административным барьером для участия в закупке. При этом срок и фиксированная стоимость получения сертификата не установлены. Таким образом, присвоение индекса деловой репутации и получение такого сертификата зависит от волеизъявления третьих лиц.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что установление в документации о закупке в качестве предмета оценки по показателю "Деловая репутация участников закупки" индекса деловой репутации, присвоенного в соответствии с ГОСТ Р 66.1.01-2015, который подтверждается соответствующим сертификатом, может привести к ограничению количества участников закупки.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок оценки заявок, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99 частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия


решила:
1. Признать жалобу АО "Р" обоснованной в части принятия Единой комиссией неправомерного решения о несоответствии заявок ООО "Д", ООО "С" требованиям Закона о контрактной системе, Конкурсной документации.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Единой комиссии нарушение части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Единой комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 17.05.2018 N 18/44/105/485 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.