Решение по делу К–1413/15 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Строительство и капремонт

Орган, рассматривающий жалобу

ФАС России

Содержание жалобы

описание объекта закупки

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу К–1413/15 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок

26.10.2015Москва

 

 

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия), рассмотрев жалобу ООО «ЮгСпецСтрой» (далее – Заявитель) на действия Министерства внутренних дел по Республике Крым (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту Информационного центра МВД по Республике Крым (номер извещения 0175100000915000099) (далее – Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент),

 

УСТАНОВИЛА:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:

1. Заказчиком в документации об Аукционе установлены показатели различных товаров, используемых при выполнении работ, в неструктурированном виде;

2. Заказчиком по позиции «Двери стальные утепленные» документации об Аукционе при описании толщины покрытия используется несуществующая единица измерения.

3. Заказчиком по позиции «Замки дверные» документации об Аукционе при описании технических характеристик установлено прописью несуществующее числовое значение предельной прикладной нагрузки.

4. Заказчик при описании объекта закупки по позиции «Листы гипсокартонные» использовал показатели, не соответствующие требованиям технических регламентов, стандартов.

5. Заказчиком в документации об Аукционе установлено неправомерное требование к участникам закупки о представлении в составе заявки на участие в Аукционе конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, которые получены в результате технологических испытаний.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее – Официальный сайт) – 13.10.2015;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – Аукцион;

3) начальная (максимальная) цена контракта – 2 000 000 рублей;

4) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;

5) к участию в Аукционе допущено 2 участника закупки;

6) дата проведения Аукциона – 26.10.2015.

 

1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в документации
об Аукционе установлены показатели различных товаров, используемых при выполнении работ, в неструктурированном виде.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии с положениями 33 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Рассмотрев документацию об Аукционе, Комиссия установила, что Техническое задание документации об Аукционе содержит требования к техническим характеристикам товаров, необходимых для выполнения работ, необходимые для выполнения работ в рамках исполнения государственного контракта.

Вместе с тем, Заявителем на заседании Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих, что участнику закупки сформировать предложение для участия в Аукционе не представляется возможным.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, о том, что довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.

2. По мнению Заявителя, Заказчиком по позиции «Двери стальные утепленные» документации об Аукционе при описании толщины покрытия используется несуществующая единица измерения, а именно «μm».

В соответствии с пунктом 7.1 ГОСТ 8.417-2002 «ГСИ. Единицы величин» наименования и обозначения десятичных кратных и дольных единиц СИ образуют с помощью множителей и приставок, указанных в таблице 8.

Согласно таблице 8 указанного ГОСТа международным обозначением приставки «микро» соответствует «μ».

Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком при описании толщины покрытия использовалась единица измерения «микрометр», международному обозначению которой соответствует «μm».

Вместе с тем, Заявителем на заседании Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обратное, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

Таким образом, довод Заявителя не обоснован.

3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии с положениями 33 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.

Заказчиком в части 9 «Качественные и количественные характеристики поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг» Технического задания документации об Аукционе по позиции «Замки дверные» установлено следующее: «Предельная прикладываемая нагрузка к механизму фиксации засова не менее - полторы тысячи пятьсот Н».

Вместе с тем, представителем Заказчика не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность установления значений показателей поставляемых товаров не в числовом виде, а прописью. Кроме того, Комиссия приходит к выводу, что определить числовое значение указанного показателя не представляется возможным.

Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе нестандартные показатели, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).

4. По мнению Заявителя, Заказчик при описании объекта закупки по позиции «Листы гипсокартонные» использовал показатели, не соответствующие ГОСТ 6266-97 «Листы гипсокартонные. Технические условия».

Заказчиком в части 9 Технического задания документации об Аукционе по позиции «Листы гипсокартонные» установлены следующие показатели: «При испытании гипсокартонных листов на прочность при продольном изгибе при постоянном пролете (длина пролета четыреста миллиметров) гипсокартонный лист должен выдерживать нагрузку в шестьсот Ньютонов или шестьдесят килограмм силы. При испытании гипсокартонных листов на прочность при поперечном изгибе при постоянном пролете (длина пролета четыреста миллиметров) гипсокартонный лист должен выдерживать нагрузку не менее ста восемьдесят ньютонов или восемнадцати килограмм силы».

В соответствии с пунктом 5.2.3 ГОСТ 6266-97 «Листы гипсокартонные. Технические условия» разрушающая нагрузка при испытании листов на прочность при изгибе при постоянном пролете (l=350 мм) должна быть не менее указанной в таблице 5.

Согласно таблице 5 ГОСТ 6266-97 при испытании гипсокартонных листов на прочность при продольном изгибе гипсокартонный лист должен выдерживать нагрузку в 490 Н, или 49,0 кгс, при испытании гипсокартонных листов на прочность при поперечном изгибе гипсокартонный лист должен выдерживать нагрузку в 136 Н, или 13,6 кгс.

Кроме того, пунктом 5.2.3 ГОСТ 6266-97 установлено, что отклонение минимального значения разрушающей нагрузки отдельного образца
от требований таблицы 5 не должно быть более 10%.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком нарушены правила описания объекта закупки, что не соответствует пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и нарушает пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.

5. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, требовать
от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Пунктом 3.2 части 3 «Требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе в электронной форме и инструкция по ее заполнению» документации об Аукционе установлено следующее: «Первая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме должна содержать:

1) согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги;

2) при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:

а) согласие, предусмотренное п.п. 1 настоящего пункта, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное п.п. 1 настоящего пункта, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;

б) согласие, предусмотренное п.п. 1 настоящего пункта, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара».

Заказчиком в части 9 Технического задания документации об Аукционе установлены, в том числе, следующие требования: «Удельная эффективная активность естественных радионуклидов в гипсокартонных листах должна быть от тридцати пяти до сорока шести беккерель на килограмм. Критическая поверхностная плотность теплового потока линолеума поливинилхлоридного на теплоизолирующей подоснове должна быть не менее двадцати кВт/м2. Предельная прикладываемая нагрузка к засову не менее - четыре тысячи девятьсот Н» и т.д.

Комиссия приходит к выводу, что инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели, полученные в результате технологических испытаний. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о результатах технологических испытаний такого товара.

Действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащую инструкцию по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.

Вместе с тем, Комиссией установлено, что неустановление Заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявок повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку на участие в Аукционе подано 2 заявки, обе допущены к участию в Аукционе.

6. Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Частью 1 статьи 55.8 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам. Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 № 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

В соответствии с частями 4 – 5.1 статьи 48, 2 – 3.1 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик при осуществлении закупок на выполнение работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства устанавливает в документации о закупке требования к участникам закупок о наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации строительства, а в закупках на выполнение работ по подготовке проектной документации – выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации подготовки проектной документации.

Следовательно, условием допуска к участием в закупках на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства является наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства. При этом требование о наличии у участника размещения заказа свидетельств о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (за исключением работ по организации строительства) не соответствует части 3 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации и является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Частью 8 Технического задания документации об Аукционе установлено:

«До начала работ по капитальному ремонту – в течение 3-х (трех) календарных дней с момента подписания государственного контракта, Подрядчику необходимо предоставить Заказчику действующую копия свидетельства о допуске к видам работ на объекте Заказчика включенных в перечень Приказа Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2009 № 624

«Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного СРО».

Таким образом, Заказчиком в документации об Аукционе не установлено надлежащим образом требование о наличии у участника закупки свидетельства о допуске к конкретным видам работ по организации строительства.

Указанные действия Заказчика нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «ЮгСпецСтрой» обоснованной в части установления Заказчиком несуществующего числового значения, в части установления показателей, не соответствующих техническим регламентам, а также в части установления неправомерного требования к участникам закупки о представлении в составе заявки на участие в Аукционе конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, которые получены в результате технологических испытаний.

2. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.

3. В связи с тем, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на определение поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание не выдавать.

4. Передать материалы от 26.10.2015 по делу № К-1413/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.