ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 11 сентября 2019 г. по делу № 077/04/14.32-4145/2019 о наложении штрафа по делу об административном нарушении

Нарушение

процедуры проведения торгов

Орган, рассматривающий жалобу

УФАС по г. Москве

 

Я, заместитель руководителя Московского УФАС России (далее - Управление) <...>, рассмотрев протокол и материалы дела N 077/04/14.32-4145/2019 об административном правонарушении в отношении ИП <...> (далее - ИП <...>) (адрес: <...>; дата регистрации 21.10.2016, ИНН <...>,ОГРНИП 316503800059233) в отсутствие законного представителя/защитника (несмотря на неоднократно направленные Управлением уведомления по адресу, указанному ИП <...> в заявке для участия в аукционе в качестве места нахождения данного индивидуального предпринимателя, о рассмотрении дела с указанием на время и место совершения процессуальных действий, корреспонденция ИП <...> не получается, что рассматривается в качестве надлежащего извещения указанного индивидуального предпринимателя, с учетом постановления Пленума ВАСРФ от 30.07.2013 N 61),

установил:

Протоколом от 06.08.2019 по делу N 077/04/14.32-4145/2019 об административном правонарушении зафиксирован факт административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьей 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Управления от 18.12.2018 по результатам рассмотрения дела N 1-11-726/77-18 ИП <...> (ОГРНИП 316503800059233, ИНН <...>), ИП <...> (ОГРНИП 316265100162224, ИНН <...>) и ИП <...> (ОГРНИП 317091700007932, ИНН <...>) признаны нарушившими требования пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) посредством заключения устного картельного соглашения, реализация которого могла привести к поддержанию цены в ходе торгов на аукционе в электронной форме с реестровым N 0173200025517000024.
В ходе рассмотрения дела N 1-11-726/77-18 и детального анализа сведений представленных ЗАО "С" (далее - Торговая площадка), а также сведений содержащихся в Единой информационной системе в сфере закупок "zakupki.gov.ru" и на официальном сайте ФНС России, Управлением установлено следующее.
На официальном сайте Российской Федерации для опубликования информации о размещении заказов "zakupki.gov.ru" (далее - ЕИС) 29.11.2017 Московской административной дорожной инспекцией был опубликован аукцион в электронной форме с реестровым N 0173200025517000024, предметом которого является оказание услуг легкового такси.
ИП <...>, ИП <...> и ИП <...> (далее - участники торгов), воздержавшись в ходе аукциона от подачи ценовых предложений, отказались от конкурентной борьбы друг с другом, в результате чего снижение НМЦК в ходе торгов не было произведено.
Начальная максимальная цена контракта (далее - НМЦК) составила 2 977 776,00 рублей.
Данные о реестровом номере аукциона, его предмете, НМЦК, дате публикации, дате проведения, победителе, ценовых предложениях, снижении и участниках сведены в таблицу N 1 (по составу участников).
Таблица N 1

Реестровый номер торгов0173200025517000024
Предметоказание услуг легкового такси
ЗаказчикМосковская административная дорожная инспекция
НМЦК2 977 776,00
Дата опубликования29.11.2017
Дата проведения14.12.2017
ПобедительИП <...>
ЦП победителяНе было подано
Снижение, %Контракт заключен по цене 2 977 776,00 (таким образом снижение 0%)
УчастникиИП <...>
Не было поданоНе было подано

Вышеуказанный аукцион состоялся 14.12.2017, по итогам которого с ИП <...> был заключен контракт по цене 2 977 776,00 рублей.
Торговой площадкой представлена информация о том, что подача заявок всеми участниками торгов осуществлялась с одних и тех же IP-адресов (данные сведены в таблицу N 2).
Таблица N 2

Реестровый номер торгов
Наименование участника
IP-адрес при подаче заявки
Дата и время подачи заявки

0173200025517000024
ИП <...>
83.242.132.241 178.173.120.85
07.12.2017 07:04:57

ИП <...>
83.242.132.241 178.173.120.85
07.12.2017 06:17:23

ИП <...>
83.242.132.241 178.173.120.85
07.12.2017 06:27:01

Также Управлением установлено, что заявки в рамках рассматриваемого аукциона были поданы участниками торгов в один день, с разницей во времени от 10 до 47 минут, при том, что участникам предоставлялось значительный период времени для подготовки и подачи заявок - период с 29.11.2017 по 07.12.2017.
Согласно сведениям, указанным ИП <...>, ИП <...> и ИП <...> в качестве контактных данных на Торговой площадке, фактическим местонахождением их являлись следующие адреса:
- ИП<...>: <...>;
- ИП<...>: <...>;
- ИП <...>: <...>.
Таким образом, в период проведения рассматриваемого аукциона участники торгов находились в разных регионах по различным адресам, с которых мог осуществляться выход в сеть Интернет для реализации юридически значимых действий на Торговой площадке.
Предоставление одного IP-адреса по разным фактическим адресам, в том числе одним и тем же провайдером, невозможно в силу того, что действующие стандарты DHCP (англ. DynamicHostConfigurationProtocol - протокол динамической настройки узла - сетевой протокол, позволяющий компьютерам получать IP-адрес и другие параметры, необходимые для работы в сети TCP/IP) не позволяют организовывать повторяющуюся IP-адресацию, как для статических, так и для динамических адресов. При попытке искусственного создания повторяющегося IP-адреса происходит блокировка отправителей с последующей блокировкой IP-адреса.
Соответственно, Управление пришло к выводу, что участники торгов совершали юридически значимые действия на рассматриваемом аукционе, такие, как подача заявок, используя совместно единую инфраструктуру с IP-адресами: 83.242.132.241 и 178.173.120.85.
Кроме того, в результате анализа свойств файлов, полученных Торговой площадкой от участников торгов, поданных ими в рамках участия в электронном аукционе с реестровым N 0173200025517000024 с одних и тех же IP-адресов, установлено совпадение учетных записей, на которых создавались и изменялись файлы заявок, а также наименований файлов заявок, дат и времени создания файлов, дат изменения файлов. Данные сведены в Таблицу N 3.
Таблица N 3

Реестровый номер торгов
Наименование участника
Наименование файла
Учетная запись, создавшая файл
Учетная запись, изменившая файл
Дата и время создания
Дата и время изменения

0173200025517000024
ИП <...>
Анкета
<...>
Sergey
04.12.2017 23:54
06.12.2017 20:52

ИП <...>
Анкета
<...>
Sergey
04.12.2017 23:54
06.12.2017 19:25

ИП <...>
Анкета
<...>
Sergey
04.12.2017 23:54
06.12.2017 20:15

Управлением установлено, что файлы заявок были изменены участниками торгов в 1 день, разница между изменениями файлов ИП <...> и ИП <...> составила 50 минут, между ИП <...> и ИП <...> составила 37 минут.
Также установлено, что учетные записи, на которых создавались и изменялись файлы, поданные ИП <...>, ИП <...> и ИП <...> для участия в рассматриваемом аукционе, отличны от учетных записей файлов, размещенных заказчиком в составе аукционной документации.
Совпадение учетных записей, на которых участниками торгов создавались и изменялись файлы заявок, а также совпадение дат создания и изменения файлов заявок, совпадение времени создания файлов заявок, а также незначительное отличия времени изменения, свидетельствуют о том, что они координировали свои действия при подготовке файлов заявок, а также обменивались ими.
Вышеизложенное свидетельствует об использовании конкурентами единой инфраструктуры и совместной подготовке к торгам. Использование самостоятельными субъектами гражданского оборота единой инфраструктуры и совместная подготовка к электронному аукциону возможно только в случае кооперации и консолидации, при этом такие действия осуществляются для достижения единой для всех цели. Однако коммерческие организации в аналогичных ситуациях, конкурируя между собой, не действуют в интересах друг друга. Следовательно, такие действия участниками торгов возможны исключительно в результате достигнутых договоренностей.
Кроме того следует отметить, что при проведении рассматриваемого электронного аукциона ни один из участников торгов не подавал ценовых предложений, то есть они не осуществляли конкурентные действия по отношению друг к другу.
На основании вышеизложенного, установленные Управлением обстоятельства по делу, свидетельствуют о наличии заключенного картельного соглашения между ИП <...>, ИП <...> и ИП <...>, реализация которого могла привести к поддержанию цены на аукционе в электронной форме с реестровым N 0173200025517000024 и позволили ИП <...> заключить контракт по цене 2 977 776,00 рублей без снижения НМЦК.
Согласно аналитическому отчету от 16.10.2018 по результатам анализа состояния конкуренции на открытом аукционе в электронной форме с реестровым N 0173200025517000024 Управлением установлено следующее:
1. Временной интервал исследования определен периодом с 29.11.2017 (дата размещения извещения о проведении аукциона N 0173200025517000024) по 14.12.2017 включительно (дата проведения аукциона N 0173200025517000024).
2. Предметом Аукциона являлось:
Оказание услуг по организации перевозок легковым такси.
Срок оказания услуг:
Начало: 1 января 2018 года Окончание: 31 декабря 2018 года.
Объем оказания услуг включает в себя:
- наличие навигационной системы в Транспортном средстве;
- заправка, мойка Транспортного средства;
- оплата парковки Транспортного средства в местах платных городских парковок города Москвы осуществляется Исполнителем;
- предоставление возможности ежедневного контроля за оказанными услугами;
- обеспечить наличие персонального менеджера или диспетчерской службы 24 часа в сутки семь дней в неделю;
- наличие мобильного приложения и сайта;
- мобильное приложение должно иметь версии как для платформы Android (версии 4.1 и выше), так и платформы IOS (версии 5.0 и выше);
- с помощью мобильного приложения осуществлять заказ Транспортного средства с указанием адреса посадки, пункта назначения и необходимого времени подачи;
- с помощью мобильного приложения контролировать прибытие Транспортного средства посредством предоставления информации об ориентировочном времени прибытия и отображения маршрута следования Транспортного средства к месту посадки;
- с помощью мобильного приложения получать информацию о марке подаваемого Транспортного средства, ФИО водителя и стоимости поездки;
- с помощью мобильного приложения отображать маршрут следования на карте;
- с помощью мобильного приложения осуществлять оценку качества произведенной поездки после ее завершения;
- сайтдолженработатьвбраузерах: Internet Explorer, Google Chrome, Opera, Mozilla Firefox;
- сайт должен иметь мобильную версию, оптимизированную для работы с мобильными устройствами (планшетные ПК, смартфоны);
- функционал мобильной и полной версии сайта должен быть идентичен;
- с помощью сайта осуществлять заказ Транспортного средства с указанием адреса посадки, пункта назначения и необходимого времени подачи;
- с помощью сайта осуществлять в течение действия всего государственного контракта просмотр в личном кабинете сайта перечня оказанных услуг за определенный период, содержащего информацию об инициаторе, дате, времени, стоимости поездки, адресе посадки и пункте назначения;
- с помощью сайта возможность формировать отчет об оказанных услугах в формате Xls (MS Exсel) за определенный период, содержащий информацию об инициаторе поездки, дате, времени заказа, стоимости поездки, адресе посадки и пункте назначения, дате и времени прибытия и окончания поездки;
- с помощью сайта обеспечивать возможность заказа Транспортных средств с использованием опции "Личный кабинет" исключительно ответственными государственными гражданскими служащими Московской административной дорожной инспекции, исходя из идентификационных данных ответственных государственных гражданских служащих Московской административной дорожной инспекции.
3. В состав участвовавших хозяйствующих субъектов в аукционе N 0173200025517000024 входили - ИП <...>, ИП <...> и ИП <...>, которые в период проведения аукциона являлись между собой конкурентами на право заключения контракта с заказчиком.
Согласно сведениям сайта ФНС России, а также информации имеющейся в материалах дела, установлено, что ИП <...>, ИП <...> и ИП <...> не входили в одну группу лиц (на дату проведения аукциона и в настоящее время) по признакам, предусмотренным частями 7 и 8 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Соответственно, итоги аукциона в электронной форме с реестровым N 0173200025517000024 не могут быть признаны результатом конкурентной борьбы, а являются следствием устных соглашений, не отвечающих принципам конкуренции, подтверждающегося совокупностью установленных фактических обстоятельств по делу.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.
На основании вышеизложенного Управление, учитывая совокупность имеющихся по делу N 1-11-726/77-18 доказательств, а именно:
- отсутствие конкурентных действий между ИП <...>, ИП <...> и ИП <...>, выраженные в отказе от подачи ценовых предложений, при проведении рассматриваемого аукциона;
- использование единой инфраструктуры (подача заявок участниками торгов с использованием одних и тех же IP-адресов) в ходе рассматриваемого аукциона;
- подача заявок участниками торгов в один день с разницей во времени 37 минут и 50 минут, при том что Заказчиком предоставлялось значительное время для совершения таких действий;
- совпадение учетных записей, на которых создавались и изменялись файлы заявок, а также совпадение наименований, дат создания и изменения таких файлов заявок, совпадение времени создания файлов заявок, а также не значительное отличие времени изменения файлов заявок, поданные участниками торгов в ходе рассматриваемого аукциона;
пришло к выводу о том, что ИП <...>, ИП <...> и ИП <...> нарушены требования пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, что выразилось в заключении устного картельного соглашения, реализация которого могла привести к поддержанию цен в ходе аукциона с реестровым N 0173200025517000024.
Доход ИП <...> (согласно ЕИС http://zakupki.gov.ru/), полученный по результатам аукциона N 0173200025517000024, состоявшегося в условиях отсутствия конкурентной борьбы на торгах в силу реализации участниками картельного сговора, составил 2 977 776,00 рублей.
Доход ИП <...> и ИП <...>, полученный по результатам аукциона с реестровым N 0173200025517000024, состоявшегося в условиях отсутствия конкурентной борьбы на торгах в силу реализации участниками картельного сговора, Управлением не установлен.
Ущерб от реализации картельного соглашения между ИП <...>, ИП <...> и ИП <...> Управлением не установлен.
Ответственность за заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем или осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий установлена частью 2 статьи 14.32 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 14.32 КоАП РФ заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, если такое соглашение приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах, либо заключение недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такое соглашение имеет своей целью либо приводит или может привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, либо участие в них - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной десятой до одной второй начальной стоимости предмета торгов, но не более одной двадцать пятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность, при этом юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно примечания к статье 2.4 КоАП РФ, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если КоАП РФ не установлено иное.
Частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ отдельной формы административной ответственности либо отдельного размера административного штрафа для индивидуальных предпринимателей не установлено.
Вина ИП <...> состоит в нарушении требования пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции в части заключения устного картельного соглашения с ИП <...> и ИП <...>, реализация которого могла привести к поддержанию цены в ходе торгов на аукционе в электронной форме с реестровым N 0173200025517000024.
Таким образом, ИП <...> нарушены требования пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, ответственность за нарушение которых предусмотрена частью 2 статьи 14.32 КоАП РФ.
В соответствии с частью 6 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное статьей 14.32 КоАП РФ, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Таким образом, срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение ИП <...> части 2 статьи 14.32 КоАП РФ, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения Московского УФАС России по делу N 1-11-726/77-18, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации - 18.12.2018.
Место совершения указанного правонарушения - город Москва.
Согласно статьи 1.2 КоАП РФ задачами законодательства об административных правонарушениях являются в том числе защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.
Исходя из указанных выше положений КоАП РФ, целью административного наказания является в том числе предупреждение совершения новых правонарушений, а не нанесение непоправимого экономического вреда, ведущего к банкротству юридического лица.
Таким образом, в соответствии со статьями 4.1 и 4.2 КоАП РФ, в отношении ИП <...> подлежит применению штраф в размере 20 000,00 рублей.
Руководствуясь статьями 23.48 и 29.9, а также частью 2 статьи 14.32 и статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановил:

1. Признать ИП <...> (адрес: <...>; дата регистрации 21.10.2016, ИНН <...>,ОГРНИП 316503800059233) виновным в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.32 КоАП РФ.
2. Назначить ИП <...> (адрес: <...>; дата регистрации 21.10.2016, ИНН <...>,ОГРНИП 316503800059233) административное наказание в виде штрафа в размере 20 000,00 рублей (Двадцать тысяч рублей 00 копеек).
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.
Сумма административного штрафа должна быть перечислена в федеральный бюджет через банк или иную кредитную организацию на счет федерального казначейства по следующим реквизитам:
Извещение Наименование получателя платежа:
УФК по г Москве (для Московского УФАС России, л/с 04731324890) ИНН/КПП: 7706096339 / 770101001 Код ОКТМО: 45375000 Номер счета получателя платежа: 40101810045250010041 Наим.банка: ГУ Банка России по ЦФО БИК: 044525000 КБК:161 1 16 02010 01 6000140 Фамилия И.О.: ________________________________________________________ Адрес: ________________________________________________________________ Наименование платежа: Административный штраф по делу N 077/04/14.32-4145/2019 от 11.09.2019 ______________________________________________________________________ Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы не уплаченного штрафа.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.