РЕШЕНИЕ от 27 июля 2018 г. по делу № 2-57-9438/77-18 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Открытый конкурс

Предмет закупки

Иное

Орган, рассматривающий жалобу

УФАС по г. Москве

Содержание жалобы

порядок оценки
иное

Результат рассмотрения жалоб

есть нарушение, предписание не выдавать

 

РЕШЕНИЕ от 27 июля 2018 г. по делу № 2-57-9438/77-18 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Х.,
Членов Комиссии:
главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок К.,
специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Р.,
при участии представителей:
ДВМС: Г.,
ООО "Р": Т.,
а также при участии третьего лица: М.,
рассмотрев жалобу ООО "Р" (далее - Заявитель) на действия ДВМС (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по проведению мероприятий в рамках Форума регионов России и Беларуси (Закупка N 0173200022318000064) (далее - Конкурс) в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,

установила:

В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного открытого конкурса.
По результатам рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 26.07.2018 N 35858/18, Комиссия Управления установила следующее.
1. Заявитель в жалобе указывает на то, что конкурсной комиссией Заказчика нарушен порядок проведения процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе.
Согласно ч. 1 ст. 52 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия вскрывает конверты с заявками на участие в открытом конкурсе и (или) открывает доступ к поданным в форме электронных документов заявкам научастие в открытом конкурсе после наступления срока, указанного в конкурсной документации в качестве срока подачи заявок на участие в конкурсе. Конверты с заявками на участие в открытом конкурсе вскрываются, открывается доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе публично во время, в месте, в порядке и в соответствии с процедурами, которые указаны в конкурсной документации. Вскрытие всех поступивших конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытие доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в таком конкурсе осуществляются в один день.
В силу ч. 6 ст. 52 Закона о контрактной системе информация о месте, дате и времени вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе, наименование (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии) (для физического лица), почтовый адрес каждого участника открытого конкурса, конверт с заявкой которого вскрывается или доступ к поданной в форме электронного документа заявке которого открывается, наличие информации и документов, предусмотренных конкурсной документацией, условия исполнения контракта, указанные в заявке на участие в открытом конкурсе и являющиеся критерием оценки заявок на участие в открытом конкурсе, объявляются при вскрытии данных конвертов и открытии указанного доступа и вносятся соответственно в протокол. В случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе подана только одна заявка или не подано ни одной заявки, в этот протокол вносится информация о признании открытого конкурса несостоявшимся.
Согласно доводам жалобы, конкурсная комиссия Заказчика на заседании комиссии по вскрытию конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе не объявлены условия исполнения контракта, указанные в заявке на участие в открытом конкурсе и являющиеся критерием оценки заявок на участие в открытом конкурсе, а именно не зачитана информация о количестве документов, подтверждающих опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема, а также информация о деловой репутации участника закупки.
В силу ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что указанные сведения не были объявлены конкурсной комиссией Заказчика при вскрытии конвертов с заявками, поскольку сведения об опыте участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема, а также информация о деловой репутации участника закупки не является условиями исполнения контракта.
Вместе с тем положения Закона о контрактной системе не определяют, какие критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе являются условиями исполнения контракта, в связи с чем конкурсная комиссия Заказчика обязана объявить вышеуказанную информацию при вскрытии конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что конкурсной комиссией Заказчика нарушены положения ч. 6 ст. 52 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем указанные нарушения не могут повлиять на процедуру проведения закупки, поскольку не затрагиваю права и законные интересы участников закупки при определении поставщика (подрядчика, исполнителя), при этом на участие в закупке участниками подано 5 заявок, и все признаны соответствующими требованиям конкурсной документации.
2. Согласно доводам жалобы, конкурсной комиссией Заказчика в нарушение порядка оценки конкурсных заявок, установленного в конкурсной документации, произведена оценка заявки участника закупки ООО "Р".
В силу п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно ч. 5 ст. 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки Заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
На основании ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п. 1 и п. 2 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 6 ст. 106 Закона о контрактной системе рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе, в запросе предложений, окончательных предложений в соответствии с указанными в п. 3 и п. 4 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе критериями оценки этих заявок, окончательных предложений.
Таким образом, предмет жалобы о присвоении результатов оценки по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" не относится к компетенции Комиссии Управления, и обжаловать такие результаты оценки заявок возможно исключительно в судебном порядке.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в конкурсной документации Заказчиком установлен следующий порядок оценки конкурсных заявок по показателю "Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации":
"Опытом участника конкурса по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема предмету конкурса будет признан опыт по ранее успешно (т.е. без штрафных санкций, без нарушения сроков и качества оказания услуг) реализованным контрактам (гражданско-правовым договорам) за период 2014-2017 гг. стоимостью не менее 7 000 000 рублей.
Услугами сопоставимого характера и объема будут считаться услуги по организации и проведению международных: форумов, конференций, круглых столов, пленарных, секционных заседаний, презентационных и концертных мероприятий в Москве и за пределами Российской Федерации.
Конкурсная комиссия оценивает опыт участника конкурса по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема путем изучения данных, представленных в заявке участника конкурса, в случае их наличия.
В подтверждение опыта будут засчитаны завершенные контракты за период с 2014 года по 2017 год (включительно), с приложением копий контрактов и актов сдачи-приемки. Один представленный контракт (в том числе многолетний) является подтверждением одного проекта.
Представленный контракт в отсутствие актов сдачи-приемки услуг по нему (в отношении всех этапов), не будет считаться подтверждением опыта участника конкурса. Заказчик вправе осуществить проверку представленных сведений о контрактах.
Документами, подтверждающими опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема, являются:
- в случае если данные о контракте (договоре) содержатся в едином реестре государственных и муниципальных контрактов, размещенном в единой информационной системе zakupki.gov.ru, то участнику закупки необходимо предоставить копию первого листа заключенного контракта (договора), на котором указана дата заключения контракта (договора), предмет закупки, а так же цена контракта (договора), копию последнего листа контракта (договора) на котором видны необходимые подписи и печати сторон, а так же копии всех актов сдачи-приемки оказанных услуг по этому контракту.
- в случае если данные о контракте (договоре) не содержатся в едином реестре государственных и муниципальных контрактов, размещенном в единой информационной системе zakupki.gov.ru, то участнику закупки необходимо предоставить копию контракта (договора) в полном объеме, а так же копии всех актов сдачи-приемки оказанных услуг по этому контракту и копии платежных документов, подтверждающих оплату услуг по договору".
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 19.07.2018 N ПРО1 заявка участника закупки ООО "Р" по показателю "Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема" оценена в 0 баллов.
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушен порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе, поскольку в конкурсной заявке ООО "Р" представлены 10 договоров, подтверждающие успешный опыт выполнения аналогичных услуг по организации и проведению международных: форумов, конференций, круглых столов, пленарных, секционных заседаний, презентационных и концертных мероприятий в Москве и за пределами Российской Федерации.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что конкурсной комиссией Заказчика произведена оценка заявки ООО "Р" в соответствии с порядком оценки конкурсных заявок, установленным в конкурсной документации, при этом при оценке заявки по показателю "Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема" установлено, что в заявке Заявителя не содержатся копии платежных документов, подтверждающих оплату услуг по договорам, которые необходимо представить в соответствии с порядком оценки конкурсных заявок.
В силу ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в жалобе Заявителя не представлено документов и сведений, подтверждающих доводы жалобы, а также свидетельствующих о нарушении конкурсной комиссией Заказчика порядка оценки конкурсных заявок в отношении заявки участника закупки ООО "Р" по показателю "Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы Заявителя.
Кроме того, Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении порядка оценки заявок в нарушение законодательства об осуществлении закупок.
Согласно ч. 3 ст. 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации о таком конкурсе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком конкурсе. По истечении указанных в настоящей части сроков обжалование соответствующих действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего осуществляется только в судебном порядке.
В соответствии с Извещением о проведении открытого конкурса N 0173200025418000071 дата окончания подачи заявок - 18.07.2018, при этом, жалоба Заявителя поступила в Московское УФАС России 23.07.2018, таким образом, обжалование конкурсной документации возможно исключительно в судебном порядке.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "Р" на действия ДВМС, конкурсной комиссии Заказчика обоснованной в части необъявления при вскрытии конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе конкурсной комиссией Заказчика информации о количестве документов, подтверждающих опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема, а также информации о деловой репутации участника закупки.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 6 ст. 52 Закона о контрактной системе.
3. Жалобу ООО "Р" в части обжалования положений конкурсной документации оставить без рассмотрения в соответствии ч. 3 ст. 105 Закона о контрактной системе.
4. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, так как допущенные нарушения не повлияли на результат закупки.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.