РЕШЕНИЕ от 27 июля 2018 г. по делу № 2-57-9438/77-18 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Х.,
Членов Комиссии:
главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок К.,
специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Р.,
при участии представителей:
ДВМС: Г.,
ООО "Р": Т.,
а также при участии третьего лица: М.,
рассмотрев жалобу ООО "Р" (далее - Заявитель) на действия ДВМС (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по проведению мероприятий в рамках Форума регионов России и Беларуси (Закупка N 0173200022318000064) (далее - Конкурс) в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
установила:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного открытого конкурса.
По результатам рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 26.07.2018 N 35858/18, Комиссия Управления установила следующее.
1. Заявитель в жалобе указывает на то, что конкурсной комиссией Заказчика нарушен порядок проведения процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе.
Согласно ч. 1 ст. 52 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия вскрывает конверты с заявками на участие в открытом конкурсе и (или) открывает доступ к поданным в форме электронных документов заявкам научастие в открытом конкурсе после наступления срока, указанного в конкурсной документации в качестве срока подачи заявок на участие в конкурсе. Конверты с заявками на участие в открытом конкурсе вскрываются, открывается доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе публично во время, в месте, в порядке и в соответствии с процедурами, которые указаны в конкурсной документации. Вскрытие всех поступивших конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытие доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в таком конкурсе осуществляются в один день.
В силу ч. 6 ст. 52 Закона о контрактной системе информация о месте, дате и времени вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе, наименование (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии) (для физического лица), почтовый адрес каждого участника открытого конкурса, конверт с заявкой которого вскрывается или доступ к поданной в форме электронного документа заявке которого открывается, наличие информации и документов, предусмотренных конкурсной документацией, условия исполнения контракта, указанные в заявке на участие в открытом конкурсе и являющиеся критерием оценки заявок на участие в открытом конкурсе, объявляются при вскрытии данных конвертов и открытии указанного доступа и вносятся соответственно в протокол. В случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе подана только одна заявка или не подано ни одной заявки, в этот протокол вносится информация о признании открытого конкурса несостоявшимся.
Согласно доводам жалобы, конкурсная комиссия Заказчика на заседании комиссии по вскрытию конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе не объявлены условия исполнения контракта, указанные в заявке на участие в открытом конкурсе и являющиеся критерием оценки заявок на участие в открытом конкурсе, а именно не зачитана информация о количестве документов, подтверждающих опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема, а также информация о деловой репутации участника закупки.
В силу ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что указанные сведения не были объявлены конкурсной комиссией Заказчика при вскрытии конвертов с заявками, поскольку сведения об опыте участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема, а также информация о деловой репутации участника закупки не является условиями исполнения контракта.
Вместе с тем положения Закона о контрактной системе не определяют, какие критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе являются условиями исполнения контракта, в связи с чем конкурсная комиссия Заказчика обязана объявить вышеуказанную информацию при вскрытии конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что конкурсной комиссией Заказчика нарушены положения ч. 6 ст. 52 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем указанные нарушения не могут повлиять на процедуру проведения закупки, поскольку не затрагиваю права и законные интересы участников закупки при определении поставщика (подрядчика, исполнителя), при этом на участие в закупке участниками подано 5 заявок, и все признаны соответствующими требованиям конкурсной документации.
2. Согласно доводам жалобы, конкурсной комиссией Заказчика в нарушение порядка оценки конкурсных заявок, установленного в конкурсной документации, произведена оценка заявки участника закупки ООО "Р".
В силу п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно ч. 5 ст. 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки Заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
На основании ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п. 1 и п. 2 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 6 ст. 106 Закона о контрактной системе рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе, в запросе предложений, окончательных предложений в соответствии с указанными в п. 3 и п. 4 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе критериями оценки этих заявок, окончательных предложений.
Таким образом, предмет жалобы о присвоении результатов оценки по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" не относится к компетенции Комиссии Управления, и обжаловать такие результаты оценки заявок возможно исключительно в судебном порядке.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в конкурсной документации Заказчиком установлен следующий порядок оценки конкурсных заявок по показателю "Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации":
"Опытом участника конкурса по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема предмету конкурса будет признан опыт по ранее успешно (т.е. без штрафных санкций, без нарушения сроков и качества оказания услуг) реализованным контрактам (гражданско-правовым договорам) за период 2014-2017 гг. стоимостью не менее 7 000 000 рублей.
Услугами сопоставимого характера и объема будут считаться услуги по организации и проведению международных: форумов, конференций, круглых столов, пленарных, секционных заседаний, презентационных и концертных мероприятий в Москве и за пределами Российской Федерации.
Конкурсная комиссия оценивает опыт участника конкурса по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема путем изучения данных, представленных в заявке участника конкурса, в случае их наличия.
В подтверждение опыта будут засчитаны завершенные контракты за период с 2014 года по 2017 год (включительно), с приложением копий контрактов и актов сдачи-приемки. Один представленный контракт (в том числе многолетний) является подтверждением одного проекта.
Представленный контракт в отсутствие актов сдачи-приемки услуг по нему (в отношении всех этапов), не будет считаться подтверждением опыта участника конкурса. Заказчик вправе осуществить проверку представленных сведений о контрактах.
Документами, подтверждающими опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема, являются:
- в случае если данные о контракте (договоре) содержатся в едином реестре государственных и муниципальных контрактов, размещенном в единой информационной системе zakupki.gov.ru, то участнику закупки необходимо предоставить копию первого листа заключенного контракта (договора), на котором указана дата заключения контракта (договора), предмет закупки, а так же цена контракта (договора), копию последнего листа контракта (договора) на котором видны необходимые подписи и печати сторон, а так же копии всех актов сдачи-приемки оказанных услуг по этому контракту.
- в случае если данные о контракте (договоре) не содержатся в едином реестре государственных и муниципальных контрактов, размещенном в единой информационной системе zakupki.gov.ru, то участнику закупки необходимо предоставить копию контракта (договора) в полном объеме, а так же копии всех актов сдачи-приемки оказанных услуг по этому контракту и копии платежных документов, подтверждающих оплату услуг по договору".
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 19.07.2018 N ПРО1 заявка участника закупки ООО "Р" по показателю "Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема" оценена в 0 баллов.
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушен порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе, поскольку в конкурсной заявке ООО "Р" представлены 10 договоров, подтверждающие успешный опыт выполнения аналогичных услуг по организации и проведению международных: форумов, конференций, круглых столов, пленарных, секционных заседаний, презентационных и концертных мероприятий в Москве и за пределами Российской Федерации.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что конкурсной комиссией Заказчика произведена оценка заявки ООО "Р" в соответствии с порядком оценки конкурсных заявок, установленным в конкурсной документации, при этом при оценке заявки по показателю "Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема" установлено, что в заявке Заявителя не содержатся копии платежных документов, подтверждающих оплату услуг по договорам, которые необходимо представить в соответствии с порядком оценки конкурсных заявок.
В силу ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в жалобе Заявителя не представлено документов и сведений, подтверждающих доводы жалобы, а также свидетельствующих о нарушении конкурсной комиссией Заказчика порядка оценки конкурсных заявок в отношении заявки участника закупки ООО "Р" по показателю "Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы Заявителя.
Кроме того, Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении порядка оценки заявок в нарушение законодательства об осуществлении закупок.
Согласно ч. 3 ст. 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации о таком конкурсе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком конкурсе. По истечении указанных в настоящей части сроков обжалование соответствующих действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего осуществляется только в судебном порядке.
В соответствии с Извещением о проведении открытого конкурса N 0173200025418000071 дата окончания подачи заявок - 18.07.2018, при этом, жалоба Заявителя поступила в Московское УФАС России 23.07.2018, таким образом, обжалование конкурсной документации возможно исключительно в судебном порядке.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "Р" на действия ДВМС, конкурсной комиссии Заказчика обоснованной в части необъявления при вскрытии конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе конкурсной комиссией Заказчика информации о количестве документов, подтверждающих опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема, а также информации о деловой репутации участника закупки.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 6 ст. 52 Закона о контрактной системе.
3. Жалобу ООО "Р" в части обжалования положений конкурсной документации оставить без рассмотрения в соответствии ч. 3 ст. 105 Закона о контрактной системе.
4. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, так как допущенные нарушения не повлияли на результат закупки.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.