РЕШЕНИЕ
от 17 июля 2018 г. по делу № 18/44/99/354 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок
На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 04.04.2018 N 429/18
"О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев обращение
ООО "З" (далее - Заявитель) содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях ГУП города Москвы "Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени Метропролитен
им. В.И. Ленина" (далее - Заказчик), Департамента города Москвы по конкурентной политике (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, АО "Е" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения контракта на поставку кабельно-проводниковой продукции (номер извещения: 0173200001418000639) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 04.04.2018 N 429/18,
установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе неправомерно установлены требования к описанию участниками закупки в составе заявки на участие в Аукционе конкретных показателей химического состава (компонентов) товара и результатов испытаний товаров, что ограничивает количество участников закупки;
2. Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе по товару кабель "MEDIASTRIP" не установлены технические характеристики эквивалентности товара;
3. Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно объединены в один объект закупки поставка не связанных между собой товаров, а именно поставка кабельно-проводниковой продукции и трансформатора измерительного, что ограничивает количество участников закупки, а также ряд кабелей не соответствуют установленному в извещении об Аукционе коду ОКПД2.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Заказчика Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 25.05.2018;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 1 175 866 230,85 рублей;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
4) дата и время окончания подачи заявок на участие в Аукционе -25.06.2018;
5) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки;
6) к участию в Аукционе допущены 2 заявки от участников закупки;
7) во время проведения Аукционе предложение о цене контракта подавали два участника закупки, снижение составило - 1,49% от начальной (максимальной) цены контракта;
8) победителем Аукциона признано ООО "О" с минимальным предложением о цене контракта - 1 158 228 237,40 рублей.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе неправомерно установлены требования к описанию участниками закупки в составе заявки на участие в Аукционе конкретных показателей химического состава (компонентов) товара и результатов испытаний товаров.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 17.1. информационной карты документации об Аукционе в составе первой части заявки на участие в Аукционе участникам закупки необходимо выразить согласие на поставку товара в рамках предмета закупки, без указания контрактных показателей товаров.
Пунктами 8 - 16, 27 - 32, 236 - 237 технического задания документации об Аукционе установлены, в том числе следующие требования к поставляемым в рамках объекта закупки кабелям, а именно "изоляция из этиленпропиленовой резины".
Представитель Заявителя на заседании Комиссии пояснил, что Заказчиком, Уполномоченным органом в техническом задании документации об Аукционе неправомерно установлено требование к составу кабеля - изоляция из этиленпропиленовой резины, поскольку ограничивает количество участников закупки.
При этом, представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что требование к кабелям "изоляция из этиленпропиленовой резины" установлено в соответствии с потребностями Заказчика, а также в связи с высокими эксплуатационными нагрузками на электрические сети, при этом силовые кабели в энергетической структуре метрополитена должны обладать максимально возможными показателями, существующими в кабельной промышленности, что не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Кроме того, представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии также пояснили, что ссылка Заявителя на альтернативный кабель ТЭВОКС является несостоятельной, поскольку при сравнительном анализе Научно-техническим советов ГУП "М" выявлен ряд характеристик кабеля ТЭВОКС уступающих характеристикам кабелю с изоляцией из этиленпропиленовой резины, а именно: дымообразование при горении и тлении у кабеля с изоляцией из этиленпропиленовой резины составляет не более 16%, у кабеля ТЭВОКС не более 40%; показатель коррозийной активности продуктов дымогазовыделения при горении и тлении кабеля с изоляцией из этиленпропиленовой резины составляет 0,5мг/г, у кабеля ТЭВОКС - 5 мг/г; предельно допустимая температура при протекании тока короткого замыкания у кабеля с изоляцией из этиленпропиленовой резины до 200оС, у кабеля ТЭВОКС до 250оС и другие. При этом, установленная в документации об Аукционе характеристика кабеля "изоляция из этиленпропиленовой резины" обусловлена в получении максимально качественного товара, а именно кабелей.
Вместе с тем, Заявителем на заседание Комиссии не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем Комиссии не представляется возможным прийти к выводу об обоснованности довода Заявителя.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе по товару кабель "MEDIASTRIP" не установлены технические характеристики эквивалентности товара.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с техническим заданием документации об Аукционе в рамках объектам закупки поставляются, в том числе кабеля марки "MEDIASTRIP".
Пунктом 31 технического задания документации об Аукционе Заказчиком, Уполномоченным органом установлены, в том числе следующие требования к кабелю "КАБЕЛЬ MEDIASTRIP BHНГ(A)HF 10КВ 3X95/25 или эквивалент", а именно: "Кабель с медными жилами, силовой бронированный, с медным экраном, напряжением 10кВ, ГОСТ 31565-2012 "Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности", пожаробезопасный, не распространяющий горение, безгалогенный с индексом нг(А)-HF с изоляцией из высокомодульной этиленпропиленовой резины, в наружной оболочке из трудногорючих полимерных композиций, с легкосъемным полупроводящим слоем по изоляции. Усилие, необходимое для отделения экструдированного электропроводящего экрана от изоляции, не менее 4Н и не более 45Н до и после старения согласно МЭК 60502-2, класс гибкости 2 согласно ГОСТ 22483-2012, плотность жилы не менее 98% - экран из медных проволок- минимальныйрадиус изгиба при прокладке соответствует 15DН, где DН расчетный наружный диаметр кабеля, мм. максимальный наружный диаметр кабеля DН не более 65 мм - влагостойкостью, эксплуатация при относительной влажности воздуха до 98%,- кабели проложены без предварительного подогрева при температуре не ниже 0 С, температура нагрева жил кабелей при эксплуатации не ниже 90°С, температура нагрева жил кабелей при коротком замыкании не ниже 250°С, предел распространения горения при групповой прокладке ПРГП1б (категория А); показатель дымообразования при горении и тлении ПД1;- показатель коррозийной активности ПКА1строительная длина на барабане, размером не более N 22: ширина не более 1200 мм, не менее 500 м Срок эксплуатации кабеля не менее 30 лет-количество жил -3 сечение жилы 95 мм2 - сечение экрана 25 мм2" и другие.
Представитель Заявителя на заседании Комиссии пояснил, что из установленных Заказчиком характеристик к кабелям марки "MEDIASTRIP" не представляется возможным определить эквивалентный товар.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что товары, которые необходимо поставить в рамках предмета закупки сформированы, исходя из потребности Заказчика и не противоречат положениям Закона о контрактной системе. Потенциальный участник закупки вправе предложить любую кабельную продукцию, соответствующую требованиям технического задания документации об Аукционе.
Вместе с тем, Заявителем на заседании Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, в связи с чем указанный довод своего подтверждения не нашел.
3. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно объединены в один объект закупки поставка не связанных между собой товаров, а именно поставка кабельно-проводниковой продукции и трансформатора измерительного, что ограничивает количество участников закупки, а также ряд кабелей не соответствуют установленному в извещении об Аукционе коду ОКПД2.
Представитель Заявителя на заседании Комиссии отозвал указанный довод, в связи с чем, Комиссией не производилось рассмотрение указанного довод.
4. Решением Комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок от 02.07.2018 N 18/44/99/333 (далее - Решение) в действиях Заказчика, Уполномоченного органа выявлено нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, выразившееся в неправомерном установлении в документации об Аукционе требования о предоставлении справки о цепочке собственников, а также части 1 статьи 20 Закона о контрактной системе, выразившееся в размещении протокола второго этапа общественных обсуждения с нарушением срока. На основании Решения, Заказчику, Уполномоченному органу выдано предписание при заключении государственного контракта исключить условие о предоставлении справки о цепочке собственников.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
решила:
1. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 1 статьи 20, части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что предписание по выявленному нарушению выдано на основании решения от 02.07.2018 N 18/44/99/333, предписание об устранении нарушения Закона о контрактной системе не выдавать.
3. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 02.07.2018 N 18/44/99/333 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.