РЕШЕНИЕ от 14 марта 2018 г. по делу № 18/44/105/184 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Строительство и капремонт дорог

Орган, рассматривающий жалобу

ФАС России

Содержание жалобы

описание объекта закупки
условия допуска к закупке

Результат рассмотрения жалоб

необоснованна

 

РЕШЕНИЕ
от 14 марта 2018 г. по делу № 18/44/105/184 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу К. (далее - Заявитель) на действия ГБУ города Москвы "А" (далее - Заказчик), "Д" (далее - Уполномоченный орган), при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, АО "Е" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение инженерно-производственного комплекса работ по текущему ремонту асфальтобетонных покрытий объектов улично-дорожной сети Северо-Западного административногоокруга города Москвы в 2018 году (номер извещения: 0173200001418000169) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
установила:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе не установлено требование о наличии у участников закупки членства в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
2. Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно установлено в документации об Аукционе требования к описанию участниками закупки конкретных показателей химического состава веществ материалов, из которых состоят товары, используемые при выполнении работ, а также результаты испытаний указанных товаров.
3. Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно объединены в один объект закупки выполнение не связанных между собой работ по текущему ремонту асфальтобетонных покрытий объектов улично-дорожной сети, находящихся в разных районах Северо-Западного административного округа города Москвы, а также не связанных единым технологическим процессом работ и услуг, что ограничивает количество участников закупки.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа 13.03.2018 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 14.03.2018.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 02.03.2018;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 1 246 985 537,91 рублей;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
4) дата и время окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 19.03.2018.
1. В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 372-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01.07.2017 не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на основании выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012 N 402 "Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" (далее - Приказ Минтранса N 402) утвержден перечень работ, осуществляемых соответственно при выполнении работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что документацией об Аукционе предусмотрены работы, в том числе по удалению изношенного верхнего слоя дорожного покрытия проезжей части, тротуаров (пешеходных зон) методом холодного фрезерования, а также работы по нанесению разметки на проезжей части, которые по своему содержанию относятся к работам по ремонту автомобильных дорог в соответствии с Приказом Минтранса N 402, при этом работы, относящиеся по своему содержанию к работам в рамках капитального ремонта, в ходе исполнения контракта не осуществляются и не предусмотрены техническим заданием и локальными сметами, которые являются неотъемлемой частью документации об Аукционе.
Кроме того, представители Заказчика пояснили, что, учитывая, что положения ГрК РФ обязывают устанавливать требование о наличии у участника закупки членства в саморегулируемой организации при осуществлении работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, при этом в рамках исполнения контракта вышеуказанные работы не осуществляются, требование о наличии у участника закупки членства в саморегулируемой организации в документации об Аукционе не установлено.
На основании изложенного и учитывая, что Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил в жалобе доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, Комиссия считает довод Заявителя не нашедшим своего подтверждения.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В пункте 6.10 технического задания документации об Аукционе установлены следующие требования к товарам, например, такие как: "При выполнении работ по устройству верхнего конструктивного слоя дорожного покрытия проезжей части должны использоваться следующие материалы: на объектах городской магистральной сети (МКАД, ТТК, Садовое кольцо, радиальные магистральные улицы общегородского значения) - щебеночно-мастичные асфальтобетонные смеси с наибольшим размером зерен до 20 мм, соответствующие требованиям нормативного правового акта, указанного в пункте 7.9.3 настоящего Технического задания, предъявляемым для II дорожно-климатической зоны, горная порода крупного минерального заполнителя - габбро-диабаз или гранит, вяжущий материал - полимерно-битумное вяжущее, в соответствии с нормативным правовым актом, указанным в пункте 7.10.8 настоящего Технического задания или горная порода крупного минерального заполнителя - гранит, вяжущий материал битум, в соответствии с нормативным правовым актом, указанным в пункте 7.10.7 настоящего Технического задания. Требования к материалам для верхних слоев покрытий, являющихся ответственными конструкциями, регламентируются действующими нормативными документами, а также настоящими требованиями, а именно: обеспечение адгезии с битумом каждого из составляющих черно-щебеночный материал при определении качества сцепления битумного вяжущего с поверхностью щебня согласно нормативному правовому акту, указанному в пункте 7.9.2 настоящего Технического задания; содержание зерен лещадной и игловатой формы щебня до 10%; использование в качестве исходных узких фракций (5 - 10 мм, 10 - 20 (15) мм)".
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что установленные Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе характеристики товаров (материалов) обусловлены в приобретении максимально качественных товаров.
Согласно пункту 17 информационной карты документации об Аукционе установлено, что первая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать исключительно согласие участника Аукциона на оказание услуг или выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об Аукционе, следовательно, участникам закупки в составе первой части заявки не требуется предоставлять конкретные показатели товаров (материалов), используемых при выполнении работ.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и в составе жалобы не представил доказательств, подтверждающих, что Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно установлено требование к описанию участниками закупки в составе заявки конкретных показателей химического состава веществ материалов, из которых состоят товары, используемые при выполнении работ, а также результаты испытаний указанных товаров.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно объединены в один предмет закупки выполнение не связанных между собой работ по текущему ремонту асфальтобетонных покрытий объектов улично-дорожной сети, находящихся в разных районах Северо-Западного административного округа города Москвы, а также не связанных единым технологическим процессом работ и услуг, что ограничивает количество участников закупки.
Согласно извещению о проведении Аукциона, документации об Аукционе предметом контракта является выполнение работ по текущему ремонту асфальтобетонных покрытий объектов улично-дорожной сети Северо-Западного административного о округа города Москвы в 2018 году.
В соответствии с техническим заданием документации об Аукционе необходимо выполнить следующие виды работ: замена бортового камня; выравнивание люков смотровых колодцев подземных коммуникаций и дождеприемников ливнесточных колодцев; ремонт (укрепление) горловин люков смотровых колодцев подземных коммуникаций и решеток водоприемных колодцев; удаление изношенного верхнего слоя дорожного покрытия проезжей части, тротуаров (пешеходных зон) методом холодного фрезерования; ремонт дорожного покрытия проезжей части, тротуаров (пешеходных зон); укладка верхнего слоя дорожного покрытия проезжей части, тротуаров (пешеходных зон); восстановление газонов в местах проведения работ по ремонту тротуаров и бортовых камней; работы по восстановлению линий горизонтальной дорожной разметки в соответствии с требованиями нормативных правовых актов на нанесение горизонтальной дорожной разметки.
В соответствии с документацией об Аукционе, в рамках исполнения контракта необходимо выполнить перечень вышеуказанных работ по текущему ремонту асфальтобетонных покрытий объектов улично-дорожной сети на территории Северо-Западного административного округа города Москвы.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что при формировании объекта закупки руководствовались территориальным расположением объектов улично-дорожной сети, технологическим процессом и спецификой выполнения данного вида работ, в том числе экономической целесообразностью.
Также, представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что перед началом выполнения работ в адрес Заказчика направляются заявки от администрации округа, в соответствии с которыми необходимо произвести текущий ремонт асфальтобетонных покрытий объектов улично-дорожной сети соответствующего административного округа Москвы.
Согласно части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования, которые влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и в составе жалобы не представил доказательств, подтверждающих, что Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно объединены в один предмет закупки выполнение не связанных между собой работ по текущему ремонту асфальтобетонных покрытий объектов улично-дорожной сети, находящихся в разных районах Северо-Западного административного округа города Москвы, что ограничивает количество участников закупки.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия


решила:
Признать жалобу К. необоснованной.


Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.