РЕШЕНИЕ от 6 марта 2018 г. по делу № 18/44/105/169 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Строительство и капремонт

Орган, рассматривающий жалобу

ФАС России

Содержание жалобы

описание объекта закупки
условия допуска к закупке
ограничение количества участников путем объединения

Результат рассмотрения жалоб

необоснованна

 

РЕШЕНИЕ
от 6 марта 2018 г. по делу № 18/44/105/169 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу К. (далее - Заявитель) на действия ГБУ города Москвы "А" (далее - Заказчик), "Д" (далее - Уполномоченный орган), при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, АО "Е" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по приведению в нормативное состояние объектов УДС в 2018 году для нуждГБУ "А" (сектор 2) (номер извещения 0173200001418000133) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),


установила:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно не установлены дополнительные требования к участникам Аукциона, предусмотренные пунктом 2 Приложения N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99).
2. Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно установлено в документации об Аукционе требование к описанию участниками закупки конкретных показателей химического состава веществ материалов, из которых состоят товары, используемые при выполнении работ, а также результатов испытаний указанных товаров.
3. Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены объемы работ, подлежащие выполнению в рамках исполнения контракта.
4. Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно объединены в один предмет закупки выполнение не связанных между собой работ по приведению в нормативное состояние объектов УДС, находящихся в разных районах города Москвы, а также не связанных единым технологическим процессом работ и услуг, что ограничивает количество участников закупки.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 28.02.2018;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 896 602 874,06 рубля;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
4) дата и время окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 16.03.2018.
1. По мнению Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно не установлены дополнительные требования к участникам Аукциона, предусмотренные пунктом 2 Приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99.
Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 63 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены Постановлением Правительства N 99. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложениями N 1 и N 2 к Постановлению Правительства N 99.
Согласно пункту 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99 к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливается наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Согласно примечанию требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Также пунктом 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99 установлен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что в рамках исполнения контракта необходимо выполнить работы по удалению и нанесению дорожной разметки, которые не относятся к группе строительных работ в соответствии с Постановлением Правительства N 99, в связи с чем, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе не установлены дополнительные требования к участникам Аукциона, предусмотренные пунктом 2 Приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и в составе жалобы не представил доказательств, подтверждающих, что Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе неправомерно не установлены дополнительные требования к участникам Аукциона, предусмотренные пунктом 2 Приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В 6.5 технического задания документации об Аукционе установлены следующие требования к товарам, например, такие как: "стойкость к статическому воздействию воды при температуре 20 +/- 2 град. C, насыщенного раствора хлористого натрия при температуре 0 +/- 2 град. C и 3% - ого водного раствора хлорида натрия при температуре 0 +/- 2 град. C не менее 72 часов; температура размягчения не менее 95 град. C; коэффициент яркости дорожной разметки не менее 58% для желтого цвета и не менее 85% для белого цвета; коэффициент световозвращения не менее 150 мкд•лк(минус в первой степени)•м(минус второй степени); световозвращающие материалы (микростеклошарики) должны иметь сертификаты соответствия; количество микростеклошариков в холодном пластике белого цвета должно составлять 25%".
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что установленные Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе характеристики товаров (материалов) обусловлены в первую очередь потребностью в приобретении максимально качественных товаров.
Согласно пункту 17 информационной карты документации об Аукционе установлено, что первая части заявки на участие в Аукционе должна содержать исключительно Согласие участника Аукциона на оказание услуг или выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об Аукционе.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что участникам закупки в составе первой части заявки не требуется предоставлять конкретные показатели товаров (материалов) используемых при выполнении работ.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и в составе жалобы не представил доказательств, подтверждающих, что Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно установлено требование к описанию участниками закупки конкретных показателей химического состава веществ материалов, из которых состоят товары, используемые при выполнении работ, а также результатов испытаний указанных товаров.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены объемы работ, подлежащие выполнению в рамках исполнения контракта, а именно в составе документации отсутствует проектная документация для удаления и нанесения дорожной разметки; проектов организации движения; схем разметок проезжей части, а также адресного перечня улиц города Москвы с указанием мест удаления и нанесения дорожной разметки.
Из положений документации об Аукционе следует, что в рамках исполнения государственного контракта необходимо выполнить работы по удалению и нанесению дорожной разметки.
В соответствии с пунктом 2.1 технического задания документации об Аукционе нанесение дорожной разметки (при необходимости демаркировка дорожной разметки) Исполнителем осуществляется в соответствии с проектной документацией, предоставленной Заказчиком.
На заседании Комиссии установлено, что в составе документации об Аукционе, размещенной в ЕИС, содержится следующий перечень документов:
Объемы работ на выполнение работ по приведению в нормативное состояние объектов УДС в 2018 году для нужд ГБУ "А" (сектор 2);
локальная смета на выполнение работ по приведению в нормативное состояние объектов УДС в 2018 году для нужд ГБУ "А" (сектор 2);
перечень объектов дорожного хозяйства города Москвы, на выполнение работ по приведению в нормативное состояние в 2018 году для нужд ГБУ "А" (сектор 2);
Приложение N 1 к техническому заданию документации об Аукционе, содержащее объемы удаления и нанесения дорожной разметки, выраженные в квадратных метрах.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что из вышеуказанных документов представляется возможным определить объем выполняемых работ в рамках исполнения контракта, а также проектная документация, проекты организации движения, схемы разметок проезжей части будут предоставлены на этапе исполнения контракта, поскольку указанные документы находятся в режиме корректировки в связи с постоянными изменениями в организации дорожного движения, направления транспортных потоков и движения пешеходов, что может привести в заблуждения участников закупки.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и в составе жалобы не представил доказательств, подтверждающих, что Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены объемы работ, подлежащие выполнению в рамках исполнения контракта.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно объединены в один предмет закупки выполнение не связанных между собой работ по приведению в нормативное состояние объектов УДС, находящихся в разных районах города Москвы, а также не связанных единым технологическим процессом работ и услуг, что ограничивает количество участников закупки.
Согласно извещению о проведении Аукциона, документации об Аукционе предметом контракта является выполнение работ по приведению в нормативное состояние объектов УДС в 2018 году для нужд ГБУ "А" (сектор 2).
В соответствии с техническим заданием документации об Аукционе необходимо выполнить следующие виды работ: доставка необходимого оборудования и материалов; удаление (демаркировка) старой разметки (при необходимости); очистка механизированным или ручным способом дорожного покрытия от пыли и грязи; подготовка покрытия к нанесению разметки; загрузка техники разметочным материалом; нанесение дорожной разметки соответствующего типа; погрузка, вывоз и размещение отходов после выполнения работ по демаркировке; обеспечение эвакуации транспортных средств (при необходимости).
Согласно с документацией об Аукционе, работы необходимо выполнить в следующих административных округах Москвы: Троицкий и Новомосковский административный округ, Юго-Восточный административный округ, Юго-Западный административный округ, Южный административный округ, ГМС.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что работы по приведению в нормативное состояние объектов улично-дорожной сети, находящихся в разных районах города Москвы функционально и технологически связаны между собой.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и в составе жалобы не представил доказательств, подтверждающих, что Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно объединены в один предмет закупки выполнение не связанных между собой работ по приведению в нормативное состояние объектов УДС, находящихся в разных районах города Москвы.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия


решила:
Признать жалобу К. необоснованной.


Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.