Решение от 11 сентября 2017 г. по делу N К-1178/17 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Строительство и капремонт

Орган, рассматривающий жалобу

ФАС России

Содержание жалобы

описание объекта закупки
ограничение количества участников путем объединения

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована

 

 

Решение
от 11 сентября 2017 г. по делу N К-1178/17 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу К. (далее - Заявитель) на действия "Г" (далее - Заказчик), "Д" (далее - Уполномоченный орган), при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, АО "Е" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение подрядных работ по благоустройству магистралей, улиц окружного, районного, внутрирайонного значения, а также расположенных в производственных зонах (благоустройство фасадов вестибюлей станций метрополитена и подземных пешеходных переходов, прилегающих к ним) по адресу: г. Москва, станции Московского метрополитена: Кропоткинская, Лубянка, Таганская (ТКЛ), Академическая, Белорусская (К), Сокол, Александровский сад, Автозаводская, Пушкинская, Чеховская, Охотный ряд, Улица Академика Янгеля (номер извещения 0173200001417000725) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком, Уполномоченным органом Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. Заказчиком, Уполномоченным органом в один объект закупки неправомерно объединено выполнение работ по благоустройству магистралей, улиц окружного, районного, внутрирайонного значения (благоустройство фасадов вестибюлей станций метрополитена и подземных пешеходных переходов), находящихся в разных районах города.
2. Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе неправомерно установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, конкретных показателей результатов испытаний, а также компонентного состава товаров.
3. Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе неправомерно не установлены возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление Правительства N 570), которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона, Уполномоченный орган, Заказчик действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Заказчика, Уполномоченного органа Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок - zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 28.08.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 401 077 058 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 13.09.2017.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в один объект закупки неправомерно объединено выполнение работ по благоустройству магистралей, улиц окружного, районного, внутрирайонного значения (благоустройство фасадов вестибюлей станций метрополитена и подземных пешеходных переходов), находящихся в разных районах города Москвы.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с Техническим заданием документации об Аукционе объектом закупки является благоустройство магистралей, улиц окружного, районного, внутрирайонного значения, а также благоустройство фасадов вестибюлей станций Московского метрополитена и подземных пешеходных переходов, а именно станции: Кропоткинская, Лубянка, Таганская (ТКЛ), Академическая, Белорусская (К), Сокол, Александровский сад, Автозаводская, Пушкинская, Чеховская, Охотный ряд, Улица Академика Янгеля.
При этом на заседании Комиссии установлено, что в Техническом задании документации об Аукционе содержится перечень 12 станций Московского метрополитена, расположенных в разных административных округах Москвы, не связанных между собой, например, станция метро "Сокол", находящаяся в Северном административном округе Москвы, станция метро "Улица Академика Янгеля", находящаяся в Южном административном округе Москвы, станция метро "Таганская", находящаяся в Центральном административном округе Москвы и другие.
Вместе с тем, на заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа не представили доказательств, подтверждающих, что все объекты, на которых необходимо выполнять работы по благоустройство магистралей, улиц окружного, районного, внутрирайонного значения, а также благоустройство фасадов вестибюлей станций Московского метрополитена и подземных пешеходных переходов функционально и (или) технологически неразрывно связаны между собой. При этом, из положений документации об Аукционе, в том числе проектно-сметной документации не следует функциональная и технологическая связь указанных объектов, что обусловило объединение закупаемых работ по данным объектам в один лот закупки.
Следовательно, Заказчиком, Уполномоченным органом в один объект закупки объединено выполнение работ по благоустройство магистралей, улиц окружного, районного, внутрирайонного значения, а также благоустройство фасадов вестибюлей станций Московского метрополитена и подземных пешеходных переходов, расположенных в разных районах Москвы и не связанных между собой, что приводит к увеличению объема выполняемых работ, начальной (максимальной) цены контракта, суммы обеспечения заявки, обеспечения исполнения контракта и влечет к ограничению количества участников Аукциона.
Кроме того, в ходе рассмотрения жалобы Заявителя, установлено, что, например, станция Московского метрополитена Кропоткинская, относятся к объекту культурного наследия.
Таким образом, указанные действия Заказчика, Уполномоченного органа не соответствует пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного нарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе неправомерно установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, конкретных показателей результатов испытаний, а также компонентного состава товаров.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Пунктом 17.1 документации об Аукционе установлено следующее: "Согласие участника аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных аукционной документацией, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным аукционной документацией, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания, (при наличии) фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В случае отсутствия в составе документации формы "сведения о качестве технических характеристик товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, предоставление которых предусмотрено документацией об открытом аукционе в электронной форме", утвержденной постановлением Правительства Москвы от 24 февраля 2012 г. N 67-ПП "О системах закупок города Москвы", либо не заполнении заказчиком такой формы, участник аукциона предоставляет согласие на поставку товара или выполнение работ, оказание услуг, для которых используется товар".
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что в составе документации об Аукционе отсутствует форма "сведения о качестве технических характеристик товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре", в связи с чем согласно пункту 17.1 документации об Аукционе участникам закупки в составе первой части заявки на участие в Аукционе необходимо предоставить исключительно согласие на выполнение работ с использованием товаров на условиях документации об Аукционе.
Таким образом, указанный довод своего подтверждения не нашел.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, в документации об Аукционе неправомерно не установлены возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных Постановлением Правительства N 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту.
Согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Постановлением Правительства N 570 установлены виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.
В соответствии с пунктом 5.4.14 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено следующее: "В случае если при исполнении Контракта осуществляется строительство или реконструкция объекта капитального строительства Подрядчик обязан самостоятельно выполнить работы в объеме не менее 15 процентов цены Контракта, включенных в перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам".
Согласно извещению о проведении Аукционе объектом закупки является выполнение подрядных работ по благоустройству магистралей, улиц окружного, районного, внутрирайонного значения, а также расположенных в производственных зонах (благоустройство фасадов вестибюлей станций метрополитена и подземных пешеходных переходов, прилегающих к ним) по адресу: г. Москва, станции Московского метрополитена: Кропоткинская, Лубянка, Таганская (ТКЛ), Академическая, Белорусская (К), Сокол, Александровский сад, Автозаводская, Пушкинская, Чеховская, Охотный ряд, Улица Академика Янгеля.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что объектом закупки является выполнение подрядных работ по благоустройству фасадов вестибюлей станций метрополитена и подземных пешеходных переходов, прилегающих к ним, в рамках которых предусмотрен капитальный ремонт. При этом, работы по благоустройству и капитальному ремонту не предусмотрены Постановлением Правительства N 570, в связи с чем в документации об Аукционе отсутствуют виды и объемы работ которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту.
Вместе с тем, Заявитель явку представителей на заседание Комиссии не обеспечил, доказательств, подтверждающих обоснованность довода, не представил.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
При проведении внеплановой проверки Комиссией установлены следующие нарушения Закона о контрактной системе.
4. В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией. При этом согласно части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Согласно извещению о проведении Аукциона, а также документации об Аукционе, предметом закупки является выполнение подрядных работ по благоустройству магистралей, улиц окружного, районного, внутрирайонного значения, а также расположенных в производственных зонах (благоустройство фасадов вестибюлей станций метрополитена и подземных пешеходных переходов, прилегающих к ним) по адресу: г. Москва, станции Московского метрополитена: Кропоткинская, Лубянка, Таганская (ТКЛ), Академическая, Белорусская (К), Сокол, Александровский сад, Автозаводская, Пушкинская, Чеховская, Охотный ряд, Улица Академика Янгеля.
Кроме того, на заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что проектно-сметная документация разработана на каждый из двенадцати объектов закупки.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что в ЕИС проектно-сметная документация размещена не на все двенадцать объектов закупки.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, не разместивших в ЕИС проектно-сметные документации в полном объеме, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. Согласно части 6 статьи 63 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении электронного аукциона не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки при проведении такого аукциона не допускается. В течение одного дня с даты принятия данного решения заказчик размещает в единой информационной системе указанные изменения. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения изменений, внесенных в извещение о проведении такого аукциона, до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о дате и времени окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.
На заседании Комиссии установлено, что 29.08.2017 Заказчиком, Уполномоченным органом опубликовано в ЕИС изменения в извещение о проведении Аукциона N ИИ1. Дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 13.09.2017 до 08:00.
Следовательно, Заказчиком, Уполномоченным органом сокращен срок окончания подачи заявок на участие в Аукционе.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа не продливших срок подачи заявок на участие в Аукционе в соответствии с Законом о контрактной системе, нарушают часть 6 статьи 63 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях.
6. Согласно части 1 статьи 65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 Закона о контрактной системе, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
Согласно пункту 8 Технического задания документации об аукционе сроки выполнения работ, оказания услуг и поставки товаров, календарные сроки начала и завершения поставок, периоды выполнения условий контракта: с даты заключения контракта в соответствии с графиком работ (приложение N 2 к техническому заданию).
На заседании Комиссии установлено, что в ЕИС график работ в составе документации об Аукционе не размещен. При этом представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии предоставили комплект документации об Аукционе, содержащий график работ, и пояснили, что вышеуказанный документ не размещен в ЕИС ввиду технической ошибки.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа не разместивших в ЕИС график работ нарушают часть 1 статьи 65 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
решила:
1. Признать жалобу К. обоснованной в части объединения Заказчиком, Уполномоченным органом в один объект закупки выполнение работ по благоустройству магистралей, улиц окружного, районного, внутрирайонного значения (благоустройство фасадов вестибюлей станций метрополитена и подземных пешеходных переходов), находящихся в разных районах города.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 6 статьи 63, пункта 1 части 1 статьи 64, части 1 статьи 65 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы дела от 11.09.2017 N К-1178/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев