Решение по делу К–1237/15 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Строительство и капремонт

Орган, рассматривающий жалобу

ФАС России

Содержание жалобы

условия допуска к закупке
ограничение количества участников путем объединения
иное

Результат рассмотрения жалоб

необоснованна
выдано предписание о внесении изменений

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу К–1237/15 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок

01.10.2015Москва

 

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия) рассмотрев жалобу ООО «Атриум» (далее – Заявитель) на действия Государственного бюджетного учреждения города Москвы «Автомобильные дороги» (далее – Заказчик), при проведении Департаментом города Москвы по конкурентной политике (далее – Уполномоченный орган), ООО «Эконом групп» (далее – Специализированная организация), ОАО «Единая электронная торговая площадка» (далее – Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение инженерного комплекса работ по демонтажу, замене и установке барьерных ограждений на объектах улично-дорожной сети города Москвы (ДЖКХИБ) (номер извещения 0173200001415000755) (далее – Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент),

 

УСТАНОВИЛА:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Уполномоченным органом, Специализированной организацией, Оператором электронной площадки Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:

1. Положения документации об Аукционе огранивают количество участников закупки, в связи с тем, что Заказчик объединил работы по контракту на 118 объектах, расположенных в различных административно-территориальных образованиях г. Москвы, в один лот и установил при этом невыполнимый срок исполнения контракта.

2. Пунктом 9.5 Технического задания документации об Аукционе установлено требование о «наличии согласования с ФСО РФ на право проведения работ в 2015 году», являющееся незаконным, поскольку перечень объектов, утвержденный Постановлением Правительства Москвы от 07.12.2004 № 857-ПП «Об утверждении Правил подготовки и производства земляных работ, обустройства и содержания строительных площадок в городе Москве» (далее – Постановление № 857-ПП), подлежащих согласованию с Федеральной службой охраны Российской Федерации при производстве работ, утратил силу.

3. Установленное документацией об Аукционе обеспечение заявки на участие в Аукционе в размере 3% начальной (максимальной) цены контракта ограничивает количество участников закупки.

4. Дополнительные требования о наличии опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации установлены Заказчиком в нарушение положений Закона о контрактной системе.

Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение о проведении Аукциона размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru – 11.09.2015;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) –Аукцион;

3) начальная (максимальная) цена контракта – 1 014 848 818,19 рублей;

4) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки;

5) к участию в Аукционе допущено 3 участника закупки;

6) дата проведения Аукциона – 05.10.2015.

1. Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Пунктом 2 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, в том числе, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что пунктами 5,11 Положения Технического задания документации об Аукционе Заказчиком установлены требования к предмету закупки, в том числе, требование к сроку выполнения работ по контракту: «с момента подписания контракта по 26.01.2015 г. согласно графику выполнения работ», а также к месту выполнения работ: «в соответствии с Адресным перечнем».

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 01.10.2015 № 1 на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки, допущенных к участию в Аукционе и признанных участниками Аукциона.

Вместе с тем, на заседание Комиссии Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих ограничение Заказчиком количества участников закупки. На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

2. На заседании Комиссии установлено, что в соответствии с пунктом 5.13 Правил проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов в городе Москве, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 19.05.2015 № 299-ПП, производство земляных работ, установка временных ограждений, размещение временных объектов на трассах (маршрутах) проезда, в местах постоянного и временного пребывания объектов государственной охраны в городе Москве должны выполняться с учетом требований Федеральной службы охраны Российской Федерации.

Пунктом 9.5 Технического задания документации об Аукционе Заказчиком установлено требование о наличии согласования с Федеральной службы охраны Российской Федерации права проведения работ в 2015 году.

Таким образом, довод Заявителя о том, что требование Заказчика о наличии у участника Аукциона согласования на выполнение работ, являющихся предметом Аукциона, с Федеральной службы охраны Российской Федерации на право проведения работ в 2015 году неправомерно в связи с тем, что Постановление № 857-ПП утратило силу, не нашел своего подтверждения.

3. Согласно части 1 статьи 44 Закона о контрактной системе при проведении конкурсов и аукционов заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок. При этом в конкурсной документации, документации об аукционе заказчиком должны быть указаны размер обеспечения заявок в соответствии с Законом о контрактной системе и условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с Законом о контрактной системе).

Частью 14 статьи 44 Закона о контрактной системе установлено, что размер обеспечения заявки должен составлять от одной второй процента до пяти процентов начальной (максимальной) цены контракта или, если при проведении аукционов начальная (максимальная) цена контракта не превышает три миллиона рублей, один процент начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно извещению о проведении Аукциона, документации об Аукционе начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 014 848 818,19 рублей. Пунктом 24 раздела III «Требования к участникам закупки и необходимый перечень документов для участия в закупке. Порядок оформления заявки» документации об Аукционе установлен размер обеспечения заявок на участие в Аукционе – 30 445 464,55 рублей (3% от начальной (максимальной) цены контракта).

Таким образом, установленный Заказчиком размер обеспечения заявок на участие в Аукционе соответствует Закону о контрактной системе.

На основании изложенного, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

4. Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

В соответствии с пунктом 2 Приложения № 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее – Постановление № 99) к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в код 45 (кроме кода 45.12) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, предъявляются дополнительные требования к наличию опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Согласно извещению о проведении Аукциона, документации об Аукционе предметом Аукциона является выполнение инженерного комплекса работ по демонтажу, замене и установке барьерных ограждений на объектах улично-дорожной сети города Москвы, при этом установленная начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 млн. рублей.

В соответствии с пунктом 7 раздела II «Информация о проведении закупки» документации об Аукциона установлен код ОКПД: 45.23.12.160.

Пунктом 15 раздела III «Требования к участникам закупки и необходимый перечень документов для участия в закупке. Порядок оформления заявки» документации об Аукционе установлено следующее требование: «наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора. Участник аукциона подтверждает наличие опыта следующими документами:

копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе».

Таким образом, установленные Заказчиком дополнительные требования к участникам Аукциона соответствуют законодательству Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

На основании изложенного, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

Вместе с тем, согласно примечанию к пункту 2 Приложения № 1 к Постановлению № 99, в случае установления дополнительных требований в соответствии с данным пунктом, такие дополнительные требования устанавливаются в виде требования о наличии опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:

работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;

работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).

При этом на заседании Комиссии установлено, что пунктом 15 раздела III «Требования к участникам закупки и необходимый перечень документов для участия в закупке. Порядок оформления заявки» документации об Аукционе при установлении Заказчиком соответствующих дополнительных требований в виде требования о наличии опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт, не установлена группа работ строительных, опыт исполнения которых должны подтвердить участники Аукциона в соответствии с пунктом 2 Приложения № 1 к Постановлению № 99.

Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установивших группу работ строительных при установлении дополнительных требований в виде требования о наличии опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт, нарушают часть 4 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Атриум» необоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

 

4. Передать материалы от 01.10.2015 по делу № К-1237/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.