Решение по делу К-1010/15 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Строительство и капремонт

Орган, рассматривающий жалобу

ФАС России

Содержание жалобы

описание объекта закупки
иное

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу К-1010/15 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок

21.08.2015Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия) при участии представителей Следственного комитета Российской Федерации Орловой А.А., Васильева Р.И., представители ЗАО «Сбербанк-АСТ», ООО «Тендер Эксперт» на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев жалобу ООО «Тендер Эксперт» (далее – Заявитель) на действия Следственного комитета Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении ЗАО «Сбербанк-АСТ» (далее - Оператор электронной площадки), Заказчиком электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту здания ФГКОУ ВО «Академия Следственного комитета Российской Федерации» (номер извещения 0173100014715000128) (далее – Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент),

 

УСТАНОВИЛА:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:

1. В извещении о проведении Аукциона отсутствует информация о требованиях, предъявляемых к участникам аукциона и перечень необходимых документов.

2. В условиях проекта контракта установлено, что оплата работ осуществляется не Заказчиком, а третьим лицом.

3. В документации об Аукционе установлено противоречивое требование к банковской гарантии, поскольку в документации об Аукционе и в проекте контракта установлены разные сроки действия банковской гарантии.

4. В документации об Аукционе не установлены параметры эквивалентности товаров.

5. В документации об Аукционе установлено требование о необходимости подрядчику разработать план график работ.

6. В документации об Аукционе, проекте государственного контракта отсутствует информация о решении Правительства РФ в части изменения контракта в соответствии с частью 1 статьи 111 Закона о контрактной системе.

7. Сведения о почтовом адресе Заказчика, указанные в извещении не совпадают со сведениями о почтовом адресе Заказчика, указанными в документации об Аукционе.

Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru – 31.07.2015;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – Аукцион;

3) начальная (максимальная) цена контракта – 54 759 395,06 рублей;

4) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников Аукциона – 24.08.2015.

1. Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются, в том числе требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Закона о контрактной системе.

Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что в извещении о проведении Аукциона от 31.07.2015 № 0173100014715000128 в графе «требования к участникам» указан перечень требований в соответствии с Законом о контрактной системе, в том числе:

- Единые требования к участникам (в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе;

- Иные дополнительные требования к участникам (в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе).

Таким образом, Заказчик установил в извещении о проведении Аукциона информацию о требованиях, предъявляемых к участникам Аукциона.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

2. Согласно доводу в жалобе Заявителя, Заказчиком в проекте государственного контракта указано, что оплату работ осуществляет ФГКОУ ВО «Академия Следственного комитета Российской Федерации», а не Заказчик.

Представители Заказчика на заседании Комиссии представили Устав ФГКОУ ВО «Академия Следственного комитета Российской Федерации» (далее – Устав).

В соответствии с пунктом 1.5. Устава, функции и полномочия учредителя академии осуществляет Следственный комитет Российской Федерации. Согласно пункту 1.2. Устава ФГКОУ ВО «Академия Следственного комитета Российской Федерации» входит в состав Заказчика, является юридическим лицом. Заказчик в отношении Академии осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств, установленные законом.

В соответствии с пунктом 10.1 Устава ФГКОУ ВО «Академия Следственного комитета Российской Федерации» является получателем бюджетных средств. Финансирование деятельности ФГКОУ ВО «Академия Следственного комитета Российской Федерации» осуществляется Заказчиком за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном бюджетным законодательством.

Кроме того, в Постановлении Правительства Российской Федерации от 27.01.2014 № 77-р (далее – Постановление № 77-р) установлено, что функции и полномочия учредителя ФГКОУ ВО «Академия Следственного комитета Российской Федерации» осуществляет Заказчик.

Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.

Таким образом, учитывая требования Постановления № 77-р, Устава оплату работ осуществляет ФГКОУ ВО «Академия Следственного комитета Российской Федерации», что не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.

3. Согласно доводу жалобы Заявителя, в документации об Аукционе установлено противоречивое требование к банковской гарантии, поскольку в документации об Аукционе и в проекте государственного контракта установлены разные сроки действия банковской гарантии.

Часть 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, регламентирует, что исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

Согласно 16.2 документации об Аукционе: «Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе или внесением денежных средств на указанный в разделе 2 «информационная карта аукциона» счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц».

Вместе с тем, Заказчиком в проекте государственного контракта документации об Аукционе установлено: «В случае если обеспечение исполнения Контракта осуществляется в форме банковской гарантии, срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия Контракта не менее чем на 1 (один) месяц. В случае если в качестве формы обеспечения исполнения Контракта выбрано внесение денежных средств, то обеспечение исполнения Контракта возвращается Подрядчику не позднее 60 (шестидесяти) календарных дней после исполнения (прекращения) обязательств по Контракту. Денежные средства возвращаются Заказчиком на основании письменного требования Подрядчика на банковский счет, указанный в Контракте».

На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили: что общий срок выполнения работ в соответствии с проектом контракта составляет 25.02.2016, таким образом срок действия банковской гарантии установлен до 25.03.2016.

Таким образом, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.

4. В соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке может содержать указание на товарные знаки с включением в описание объекта закупки слов «или эквивалент». Заказчиком в пункте 9.6 документации об Аукционе указано: «Если в тексте документации присутствуют ссылки на товарные знаки, следует читать: «или эквивалент». Требования к материалам и параметрам эквивалентности товара указаны Заказчиком в Приложении № 1 к Техническому заданию.

Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что документация об Аукционе с установленными в ней требованиями к характеристикам объектов закупки содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров и (или) материалов потребностям Заказчика, исключительно в Приложении № 1 к Техническому заданию. Установленные в Приложении к Техническому заданию требования к товарам и (или) материалам в части их функциональных, эксплуатационных, качественных и технических характеристик являются определяющими.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

5. Согласно части 12 статьи 34 Закона о контрактной системе, если контракт заключается на срок более чем три года и цена контракта составляет более чем сто миллионов рублей, контракт должен включать в себя график исполнения контракта.

Согласно пункту 12 раздела 4 Технической части документации об Аукционе установлено, что «порядок (последовательность, этапы) выполнения работ определяется планом - графиком производства работ, разработанным и утвержденным Подрядчиком и согласованным с Заказчиком, который является неотъемлемой частью государственного контракта. Подрядчик обязан осуществить выполнение работ в последовательности, установленной нормативами и правилами для данного вида работ с соблюдением технологического процесса. Передача помещений для проведения ремонтных работ Заказчиком Подрядчику осуществляется путем подписания совместного акта приема-передачи».

Согласно извещению от 31.07.2015 № 0173100014715000128 начальная цена контракта - 54 759 395,06 рублей, срок исполнения контракта 25.02.2016, таким образом, включение графика исполнения контракта является правом Заказчика.

Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что Заказчиком предоставлена возможность подрядчику разработать и согласовать с Заказчиком, требуемый для дальнейшего успешного выполнения своих обязательств по контракту, план-график.

Таким образом, требование Заказчика установившего в пункте 12 раздела 4 Технической части документации об Аукционе установившего о необходимости подрядчику разработать план график работ, не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.

6. Согласно части 1 статьи 111 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе определить особенности осуществления конкретной закупки, в том числе установить способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), не предусмотренный статьей 24 Закона о контрактной системе, а также в целях создания для Российской Федерации дополнительных технологических и экономических преимуществ (в том числе встречных обязательств) вправе определить дополнительные условия исполнения контракта, не связанные с его предметом.

Частью 2 статьи 111 Закона о контрактной системе предусмотрено, что порядок осуществления закупок, установленный Законом о контрактной системе, применяется к закупке, в отношении которой Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 111 Закона о контактной системе установлены особенности ее осуществления и (или) дополнительные условия исполнения контракта, с учетом таких особенностей и (или) таких условий.

Представители Заказчика пояснили, что дополнительных условий в отношении закупки Правительством Российской Федерации на момент утверждения документации об Аукционе не принято, поэтому Заказчиком не установлены дополнительные условия в проекте контракта.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

7. Согласно доводу жалобы Заявителя Заказчиком в извещении указан почтовый индекс 105005 при этом в документации об Аукционе указан индекс 105187, таким образом почтовый индекс не совпадает.

Согласно пункту 1 статьи 42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе. В извещении об осуществлении закупки должно содержаться, в том числе наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, ответственное должностное лицо заказчика, специализированной организации.

Согласно части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в документации об электронном аукционе должна содержатся информация, указанная в извещении о проведении Аукциона.

На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что вследствие технической ошибки почтовый адрес в извещении, указан неправильно. Верный почтовый адрес Заказчика указан в проекте государственного контракта.

Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Тендер Эксперт» обоснованной в части ошибочного указания почтового адреса Заказчика в документации об Аукционе

2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

3. В связи с тем, что выявленное нарушение Закона о контрактной системе, указанное в пункте 7 настоящего решения не повлияло на определение поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание не выдавать.

4. Передать материалы дела от 21.08.2015 № К-1010/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.