РЕШЕНИЕ от 11 декабря 2020 г. по делу № 20/44/99/282 о результатах проведения внеплановой проверки

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Техническое обслуживание

Орган, рассматривающий жалобу

ФАС России

Содержание жалобы

условия допуска к закупке
иное

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована

 

На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 19.11.2020 N 1131/20 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи обращение ООО "А" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Федеральной службы судебных приставов (далее - Заказчик), при проведении Заказчиком, АО "Е" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по сопровождению вычислительной и мультисервисной телекоммуникационной инфраструктуры АИС Федеральной службы судебных приставов (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0173100012620000069) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в отношении действий Оператора электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 19.11.2020 N 1131/20,
 
установила:
 
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
Согласно доводу обращения Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлены требования к участникам закупки о наличии в составе заявки на участие в Аукционе действующей лицензии, выданной Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 N 1062 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности" (далее - Лицензия);
2. Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлен запрет на привлечение соисполнителей;
3. Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлены требования к участникам закупки о наличии специалистов, обладающих специальными знаниями, умениями, навыками.
Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения обращения и осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Заказчика Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 25.11.2020;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 140 052 750 рублей;
4) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - 32203044240290019242;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 03.12.2020;
6) в соответствии частью 16 статьи 66 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся, поскольку по окончании срока подачи заявок подана 1 заявка на участие в Аукционе, признанная соответствующей требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе.
1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлены требования к участникам закупки о наличии в составе заявки на участие в Аукционе Лицензии.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно документации об Аукционе вторая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать, в том числе, "действующую лицензию выданную Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, позволяющую осуществлять деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1 - 4 классов опасности, в которой согласно Приложению к Положению о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 N 1062 в составе лицензируемого вида деятельности указаны следующие виды работ (услуг):
- транспортирование отходов II класса опасности;
- транспортирование отходов IV класса опасности".
По мнению Заявителя, указанные виды лицензируемых работ составляют незначительную часть от осуществляемых при исполнении государственного контракта и могут быть выполнены за счет привлечения соисполнителей. При этом указанное требование о наличии Лицензии ограничивает количество участников закупки.
Вместе с тем, представителя Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что указанные требования обусловлены необходимостью транспортировки вышедшего из строя оборудования, содержащего конфиденциальную информацию. При этом указать точный объем лицензируемых работ не представляется возможным.
На заседании Комиссии установлено, что объектом закупки являются услуги по сопровождению вычислительной и мультисервисной телекоммуникационной инфраструктуры АИС Федеральной службы судебных приставов, в рамках которых требуется выполнение работ, подлежащих лицензированию.
При этом согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании ряд работ или услуг может выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией. В случае если в один объект закупки включены работы, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии, а также работы, для выполнения которых такая лицензия не требуется, то установление требования о предоставлении участником закупки в составе заявки на участие в Аукционе копий таких лицензий не допускается.
Вместе с тем в соответствии с законодательством Российской Федерации при исполнении государственного контракта на выполнение работ, предусматривающих наличие лицензии на осуществление той или иной деятельности, исполнитель вправе привлечь для оказания таких услуг соисполнителя, обладающего соответствующими документами.
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика, неправомерно установившего требования к участникам закупки о наличии в составе заявки Лицензии, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом Комиссия приходит к выводу о том, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения исполнителя (подрядчика, поставщика), поскольку Лицензия представлена в составе единственной заявки, поданной на участие в Аукционе.
2. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлен запрет на привлечение соисполнителей.
В соответствии с частью части 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Согласно документации об Аукционе Заказчиком не установлен запрет на привлечение к выполнению работ соисполнителей.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил документов и сведений, свидетельствующих об обоснованности довода.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлены требования к участникам закупки о наличии специалистов, обладающих специальными знаниями, умениями, навыкам.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Приложение 2 к техническому заданию документации об Аукционе содержит перечень программ обучения производителей оборудования, в объеме которых предъявляются требования к специальным знаниям, умениям, навыкам специалистов исполнителя государственного контракта.
По мнению Заявителя указанный перечень является неправомерным требованием о наличии специалистов в штате исполнителя государственного контракта, что ограничивает количество участников закупки.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что вышеуказанные требования установлены в отношении исполнителя государственного контракта в соответствии положениям Закона о контрактной системе. При этом Заказчиком в документации об Аукционе не установлено требований к участникам закупки о наличии на момент проведения Аукциона квалифицированных специалистов, подтверждения их квалификации.
Вместе с тем представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил документов и сведений, свидетельствующих об обоснованности довода.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 19.11.2020 N 1131/20 Комиссия
 
решила:
 
1. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что выявленное нарушение не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание по данному делу не выдавать.
3. Передать материалы от 11.12.2020 по делу N 20/44/99/282 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.