Решение № КГОЗ-027/16 по результатам рассмотрения жалобы о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Медицина

Орган, рассматривающий жалобу

ФАС России

Содержание жалобы

описание объекта закупки
условия допуска к закупке

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована
выдано предписание о внесении изменений

 

 

РЕШЕНИЕ № КГОЗ-027/16

по результатам рассмотрения жалобы о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок

 

24.02.2016Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее – Комиссия), рассмотрев жалобу ООО «Стиль» (далее – Заявитель) на действия Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее – Заказчик) при проведении Заказчиком, ЗАО «Сбербанк-АСТ» (далее – Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку микроскопов биологических (номер извещения 0173100012516000009) (далее – Аукцион), в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:

1) установившего в документации об Аукционе требование о предоставлении вместе с товаром регистрационного удостоверения Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (далее – Росздравнадзор) и сертификата соответствия нормативных документов ГОСТ Р.

2) не установившего в документации об Аукционе надлежащее описание объекта закупки.

Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке:

1) извещение о проведении Аукциона размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.new.zakupki.gov.ru (далее – Официальный сайт) – 27.01.2016;

2) начальная (максимальная) цена контракта – 3 327 915,44 руб.;

3) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе – 18.02.2016;

4) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок – 25.02.2016.

1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в разделе 9 «Описание объекта закупки» документации об Аукционе установлено, что «вместе с товаром должен быть представлен сертификат соответствия нормативным документам ГОСТ Р».

Разделом 9 «Описание объекта закупки» документации об Аукционе установлено требование о наличии сертификата соответствия нормативных документов ГОСТ Р.

Статей 18 Федерального закона Российской Федерации от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (в редакции от 27.12.2012) установлено, что подтверждение соответствия осуществляется в целях удостоверения соответствия продукции техническим регламентам, стандартам, сводам правил, условиям договоров.

Согласно статье 20 Федерального закона Российской Федерации от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (в редакции от 27.12.2012) подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах: принятия декларации о соответствии или обязательной сертификации.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии» (далее – постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 982) утвержден единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации (далее – Единый перечень).

При этом на заседании Комиссии установлено, что товар не включен в Единый перечень, в связи с чем сертификация объекта закупки не является обязательной.

На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что данное требование установлено Заказчиком в случае, если товар подлежит в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательной сертификации.

Пунктом 4.2.8 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено, что «товар, подлежащий в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательной сертификации или декларированию соответствия, должен иметь сертификат или декларацию соответствия».

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя о том, что Заказчиком в документации об Аукционе установлено неправомерное требование о предоставлении вместе с товаром сертификата соответствия нормативных документов ГОСТ Р, не нашел своего подтверждения.

Из довода жалобы Заявителя также следует, что в соответствии с разделом 9 «Описание объекта закупки» документации об Аукционе «вместе с товаром должно быть представлено регистрационное удостоверение».

Разделом 9 «Описание объекта закупки» документации об Аукционе установлено требование о наличии регистрационного удостоверения.

В соответствии с частью 1 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.

На заседании Комиссии установлено, что согласно Государственному реестру медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, (далее – Реестр) объект закупки включен в Реестр и подлежит регистрации в Росздравнадзоре в качестве изделий медицинского назначения в установленном порядке.

Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении вместе с товаром регистрационного удостоверения Росздравнадзора, не нашел своего подтверждения.

2. В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Заказчиком в разделе 9 «Описание объекта закупки» документации об Аукционе установлены функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки, в том числе: «эргономичная регулировка ручек грубой и тонкой настройки на резкость по высоте в зависимости от размера ладони пользователя».

На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком при описании объекта закупки в документации об Аукционе использовано условное обозначение, а именно «размер ладони пользователя» без указания максимальных и минимальных значений размера ладони пользователя.

Комиссия приходит к выводу, что указанная характеристика не позволяет однозначно определить требования Заказчика к параметрам регулировки ручек по высоте, что не позволяет участнику закупки сформировать заявку на участие в Аукционе.

Таким образом, Заказчик, не установив надлежащим образом описание объекта закупки, нарушил пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе. Указанное нарушение содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. Согласно пункту 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.

Заказчиком в пункте 21 информационной карты документации об Аукционе установлено: «Представление разъяснений положений документации об аукционе осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 65 Закона о закупках».

Вместе с тем, Заказчиком в документации об Аукционе не установлены даты начала и окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации об Аукционе.

Таким образом, Заказчиком нарушен пункт 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Стиль» обоснованной в части установления Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащего описания объекта закупки.

2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1, 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.

4. Передать сведения о выявленном нарушении Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления контроля государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.