Решение по делу К–1391/15 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Строительство и капремонт

Орган, рассматривающий жалобу

ФАС России

Содержание жалобы

условия допуска к закупке
инструкция по заполнению заявок

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована
выдано предписание о внесении изменений

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу К–1391/15 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок

22.10.2015Москва

 

 

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия) рассмотрев жалобу ООО «ФинансСтрой» (далее – Заявитель) на действия Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Заказчик) при проведении ОАО «Единая электронная торговая площадка» (далее - Оператор электронной площадки), Заказчиком электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту административного здания ЦА Росреестра (номер извещения 0173100010915000129) (далее – Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент),

 

УСТАНОВИЛА:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчик:

1. В документации об Аукционе Заказчик не установил дополнительные требования, предусмотренные пунктом 2 приложения № 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее – Постановление № 99), и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в своих заявках для подтверждения соответствия указанным дополнительным требованиям.

2. Заказчиком в документации об Аукционе не установлена надлежащая инструкция по заполнению первых частей заявок, поскольку инструкция не позволяет сопоставить какими именно требованиями технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее – Стандарты), участникам закупки следует руководствоваться при указании в своих заявках соответствующих значений показателей товара.

3. Заказчик не установил требование о предоставлении в составе заявки на участие в Аукционе копии свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru – 01.10.2015;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – Аукцион;

3) начальная (максимальная) цена контракта – 23 512 857 рублей;

4) дата проведения Аукциона – 29.10.2015.

1. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.

Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: 1) финансовых ресурсов для исполнения контракта; 2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; 3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; 4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1 и 2 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Согласно пункту 2 приложения № 1 к Постановлению № 99 к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в код 45 (кроме кода 45.12) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливаются дополнительные требования, а именно: «наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка».

При этом в соответствии с пунктом 2 приложения № 1 Постановления № 99 установлены следующие требования в отношении предоставления участниками закупки документов, подтверждающих их соответствие предъявляемым требованиям: «копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе».

В соответствии с извещением о проведении Аукциона Заказчиком установлен код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности 45.21.14.140 «Работы общестроительные по ремонту административных и торговых зданий, аэро-, авто- и железнодорожных вокзалов», при этом начальная (максимальная) цена контракта по Аукциону превышает 10 000 000 рублей и составляет 23 512 857 рублей.

Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что в документации об Аукционе не содержится информация об установленных требованиях к участникам закупки в соответствии с пунктом 2 приложения № 1 Постановления № 99. Также извещение, документация об Аукционе не содержат информацию об установленных требованиях в отношении предоставления участниками закупки документов, подтверждающих их соответствие предъявляемым требованиям в соответствии с пунктом 2 приложения № 1 Постановления № 99.

Указанные действия Заказчика нарушают часть 4 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

В приложении № 1 Технического задания установлено: «Винты самонарезающие: ГОСТ 10621, ГОСТ 10618; Листы гипсокартонные: ГОСТ 6266; Трубы стальные квадратные: ГОСТ 8639, ГОСТ 13663; Гипсовые вяжущие: ГОСТ 125;Фольгоизол: ГОСТ 20429; Бруски хвойных пород: ГОСТ 8486,ГОСТ 24454; Олифа натуральная: ГОСТ 7931;Трубы канализационные: ГОСТ 22689.0, ГОСТ 22689.2;Трубы стальные сварные водогазопроводные: ГОСТ 3262; Гвозди строительные: ГОСТ 4028, ГОСТ 283; Битумы нефтяные дорожные жидкие: ГОСТ 11955; Гильза кабельная медная: ГОСТ 23469.3; Горячекатаная арматурная сталь: ГОСТ 5781; Поковки из квадратных заготовок: ГОСТ 2591; Цемент общестроительный: ГОСТ 31108; Очес льняной: ГОСТ Р 53486; Грунтовка ГФ-021: ГОСТ 25129; Плиты минераловатные: ГОСТ 9573; Цемент гипсоглиноземистый расширяющийся: ГОСТ 11052; Трубы стальные квадратные: ГОСТ 8639, ГОСТ 13663; Дисперсия поливинилацетатная: ГОСТ 18992; Смеси сухие цементно-песчаные: ГОСТ 31357; Доски хвойных пород: ГОСТ 8486, ГОСТ 24454; Песок для строительных работ: ГОСТ 8736, ГОСТ 31424; Замазка защитная: ГОСТ 19538; Известь строительная негашеная: ГОСТ 9179; Кабель силовой: ГОСТ 16442, ГОСТ 22483; Болты строительные: ГОСТ 7798, ГОСТ 1759.0; Проволока: ГОСТ 3282; Швеллеры стальные: ГОСТ 8240; Горячекатаная арматурная сталь: ГОСТ 5781; Растворы строительные: ГОСТ 28013; Фанера клееная: ГОСТ 3916.1, ГОСТ 3916.2; Растворитель для лакокрасочных материалов: ГОСТ 18188; Канаты пеньковые пропитанные: ГОСТ 30055; Камни бетонные бортовые: ГОСТ 6665; Блоки дверные металлические: ГОСТ 31173; Поковки из квадратных заготовок: ГОСТ 2591; Цемент общестроительный: ГОСТ 31108; Пергамин кровельный: ГОСТ 2697; Щебень из естественного камня: ГОСТ 8267; Камни бетонные бортовые газонные: ГОСТ 6665; Плиты древесностружечные: ГОСТ 10632; Унитазы керамические: ГОСТ 15167; Карбид кальция: ГОСТ 1460; Плиты из минеральной ваты: ГОСТ 9573; Картон асбестовый: ГОСТ 2850; Блоки дверные двупольные: ГОСТ 6629, ГОСТ 475; Фланцы стальные плоские приварные: ГОСТ 12820; Плитки керамические: ГОСТ 6787; Болты высокопрочные: ГОСТ Р 52643, ГОСТ Р 52644, ГОСТ Р 52645, ГОСТ Р 9.316; Картон строительный прокладочный: ГОСТ 9347; Кирпич керамический одинарный: ГОСТ 530; Электроды для ручной дуговой сварки: ГОСТ 9467; Кислород технический газообразный: ГОСТ 5583; Кислота серная аккумуляторная: ГОСТ 667; Клей резиновый: ГОСТ 2199; Фанера клееная: ГОСТ 3916.1, ГОСТ 3916.2; Плиты минераловатные: ГОСТ 9573; Клей малярный мездровый: ГОСТ 3252; Клей фенолполивинилацетатный: ГОСТ 12172; Припои оловянно-свинцовые: ГОСТ 21930; Краски масляные жидкотертые: ГОСТ 10503; Трубы стальные квадратные: ГОСТ 8639, ГОСТ 13663; Сурик железный: ГОСТ 8292; Растворитель: ГОСТ 7827; Сталь листовая оцинкованная: ГОСТ 14918; Лампы люминесцентные: ГОСТ 6825; Стеклопакеты клееные: ГОСТ Р 54175; Плиты из минеральной ваты: ГОСТ 9573; Вазелин технический: ГОСТ 5774; Обои: ГОСТ 6810; Ацетилен газообразный технический: ГОСТ 5457; Блоки оконные из ПВХ профилей: ГОСТ 30674, ГОСТ 23166; Лента изоляционная прорезиненная: ГОСТ 2162; Асфальт литой: ГОСТ Р 54401; Лента поливинилхлоридная с липким слоем: ГОСТ 16214; Блок оконный пластиковый: ГОСТ 30674, ГОСТ 23166, ГОСТ Р 54175; Провода соединительные: ГОСТ 7399, ГОСТ 22483; Аммоний сернокислый очищенный: ГОСТ 10873; Семена газонных трав (смесь): ГОСТ Р 52325; Бревна строительные: ГОСТ 9463; Смеси бетонные: ГОСТ 7473, ГОСТ 26633; Щебень пористый из металлургического шлака: ГОСТ 5578; Умывальник: ГОСТ 30493, ГОСТ 15167; Камни бортовые: ГОСТ 6665; Отдельные конструктивные элементы с преобладанием горячекатаных профилей: ГОСТ 5157; Линолеум поливинилхлоридный на теплозвукоизолирующей подоснове: ГОСТ 18108; Трубы стальные сварные водогазопроводные: ГОСТ 3262; Листы алюминиевые: ГОСТ 21631; Листы гипсокартонные: ГОСТ 6266; Сетка тканая: ГОСТ 3826; Изол: ГОСТ 10296».

Вместе с тем, инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе документации об Аукционе не содержит требований, позволяющих определить, какой именно ГОСТ соответствует товару, используемому при оказании услуг.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлена инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе, что нарушает пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Вышеуказанные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.

Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц.

При этом в соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

Следовательно, условием допуска к участию в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о закупках в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, должно являться обязательное наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства.

В соответствии с извещением о проведении Аукциона Заказчиком установлен код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности 45.21.14.140 «Работы общестроительные по ремонту административных и торговых зданий, аэро-, авто- и железнодорожных вокзалов».

Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что в документации об Аукционе не установлено требование о предоставлении в составе заявки на участие в Аукционе копии свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенному виду или видам работ по организации строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Указанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «ФинансСтрой» обоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункт 1 части 1 статьи 31, части 4 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы от 22.10.2015 по делу № К-1391/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.