Решение по делу К–529/15 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Открытый конкурс с ограниченным участием

Предмет закупки

Реставрация

Орган, рассматривающий жалобу

ФАС России

Содержание жалобы

порядок оценки

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована
выдано предписание о внесении изменений

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу К–529/15 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок

07.05.2015Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия), рассмотрев жалобу ООО ССРР ДОМ (далее – Заявитель) на действия Единой комиссии  Министерства культуры Российской Федерации (далее – Единая комиссия) при проведении Заказчиком, Единой комиссией конкурса с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на проведение ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия «Памятник героям-артиллеристам, погибшим в битве на северном фасе Курской дуги в 1943 г.», «Памятник героям-саперам, погибшим в битве на Курской дуге» (Ф33) (номер извещения 0173100007715000305) (далее – Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

УСТАНОВИЛА:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Единой комиссии при проведении Заказчиком Конкурса.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Единой комиссии, выразившимися в присвоении низкой оценки заявке Заявителя на участие в Конкурсе по нестоимостным критериям.

Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Единая комиссия действовала в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в  соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1)    извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru – 28.02.2015;

2)    способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – Конкурс;

3)    начальная (максимальная) цена контракта – 22 373 417,3  рублей;

4)    на участие в Конкурсе подано 3 заявки от участников закупки;

5)    к участию в Конкурсе допущено 3 участника закупки;

6)    дата проведения рассмотрения и оценки –23.04.2015;

7)    победителем Конкурса признано ОАО «Владимирреставрация» с предложением о цене контракта 19 000 000 рублей.

Часть 3 статьи 56 Закона о контрактной системе регламентирует, что при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.

1. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.

В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.

Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.

В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Правила).

При этом согласно пункту 3 Правил, «оценка» - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

В Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки: «Цена контракта (в денежных единицах) (Значимость критерия: 40%). «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок» (Значимость критерия: 50%), «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» (Значимость критерия: 10%).

По нестоимостному критерию «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» установлен показатель «Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ», согласно которому: «оценка по данному показателю производится в соответствии с п.23 Правил оценки. Лучшим условием исполнения контракта по данному показателю является наибольшее значение представленного объема (суммарное количество) подтвержденной информации о наличии у участника квалифицированных специалистов, прошедших обучение (переподготовку, повышение квалификации) в области реставрации».

На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что Единой комиссией при рассмотрении заявок на участие в Конкурсе принимались к рассмотрению и оценке исключительно специалисты, прошедшие обучение (переподготовку, повышение квалификации) в области реставрации по предмету Конкурса.

Следовательно, Единой комиссией ненадлежащим образом применен порядок оценки заявок участников Конкурса.

Таким образом, действия Единой комиссии, применившей ненадлежащим образом порядок оценки заявок на участие в Конкурсе, установленный в Конкурсной документации, нарушают часть 7 статьи 53 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно положениям Конкурсной документации нестоимостной критерий «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» содержит показатель «Качество услуг», согласно которому: «комиссия оценивает предложения участников путем изучения данных, представленных в форме 3 «Предложение участника закупки в отношении объекта закупки (качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок)» (с учетом прилагаемых документов, представленных в подтверждение сведений, указанных в форме, в случае их наличия) В состав предложения участника могут включаться разделы: «Планирование», «Организация», «Руководство», «Контроль», «Информационно-аналитическая часть». В указанных разделах участник закупки раскрывает и описывает (в соответствии с разделом) практические аспекты организации работ по предмету закупки, в том числе:

1.    Структуру плана работ.

2.    Подготовительный этап выполнения работ.

3.    Организационно-технологическую схему работ.

4.    Порядок производства работ.

5.    Применение материалов и оборудования.

6.    Технологию применения материалов

7.    Обеспечение техники безопасности производства работ.

8.    Особенности эксплуатации и дальнейшего содержания объекта культурного наследия.

9.    Соблюдение экологических требований, природоохранные мероприятия.

Участник закупки может представить свои предложения в отношении объекта закупки по качественным, функциональным и экологическим характеристикам.

Комиссия оценивает степень детализации и содержательной проработанности предложения определяется путем сравнения предложений участников закупки на соответствие:

- содержания предложения участника закупки предмету закупки;

- требованиям, предъявляемым к объекту закупки;

-полноте, обоснованности, достоверности представленной информации.

Каждой заявке участника закупки комиссия выставляет баллы от 0 до 100 баллов. Максимальное количество баллов присваивается наиболее детализированному и содержательно проработанному предложению. Количество баллов, присваиваемых заявке (предложению) по данному критерию (показателю), определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупкам, присуждаемых заявке (предложению) по данному критерию (показателю) (пункт 26 Правил оценки)».

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что установленный Заявителем порядок оценки по указанному критерию не позволяет выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта в связи с отсутствием зависимости выставления количества баллов от представляемых участниками закупок сведений в составе заявок на участие в Конкурсе, следовательно невозможно определить вследствие чего Заявителю по указанному критерию присвоена низкая оценка в баллах.

2. По нестоимостному критерию «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» установлен показатель «Деловая репутация участника закупки», согласно которому: «комиссия оценивает сведения о количестве представленных в составе заявки благодарственных писем, грамот, дипломов и положительных отзывов о выполнении участником закупки работ по предмету конкурса, выданных органами государственной власти Российской Федерации, региональными органами государственной власти, должностными лицами Московской Патриархии и иных канонических подразделений РПЦ, должностными лицами объектов культурного наследия, зарегистрированных в Едином государственном реестре, путем изучения данных, представленных в форме 4.2 (с учетом прилагаемых документов, представленных в подтверждение сведений, указанных в форме, в случае их наличия)».

Комиссия приходит к выводу, что указанный показатель не позволяет выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта в связи с тем, что в рамках указанного показателя оценке подлежит заявка участника Конкурса в составе которой имеются сведения о ранее выполненных работах по предмету Конкурса.

Действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, не соответствуют пункт 9 части 1 статьи 50 и нарушают часть 3 статьи 56 Закона о контрактной системе. Указанное нарушение содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

1.    Признать жалобу ООО ССРР ДОМ обоснованной.

2.    Признать в действиях Заказчика нарушение части 3 статьи 56 Закона о контрактной системе.

3.    Признать в действиях Единой комиссии нарушение части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе.

4.    Выдать Заказчику, Единой комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.

5.    Передать материалы дела от 07.05.2015 № К-529/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.