РЕШЕНИЕ
по делу № ВП – 73/15 о результатах внеплановой проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок
02.10.2015 | Москва |
На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 03.07.2015 № 555/15 «О создании комиссии по контролю в сфере закупок» Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия) рассмотрев обращение ООО «Группа компаний Континент» (далее – Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (далее - Заказчик), при проведении ОАО «Единая электронная торговая площадка»(далее - Оператор электронной площадки), Заказчиком электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по обслуживанию, ремонту эксплуатационных систем зданий и санитарному содержанию служебных помещений и территории (номер извещения 0173100005915000019) (далее – Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 03.07.2015 № 555/15,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. В нарушение статьи 31 Закона о контрактной системе в документации об Аукционе не установлено требование к участникам закупки о том, что участник закупки не является офшорной компанией.
2. Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлены требования о наличии у исполнителя трудовых ресурсов.
3. В документации об Аукционе установлено ненадлежащее требование к товарам, подлежащим поставке в рамках исполнения контракта, что не позволяет участникам закупки сформировать заявку на участие в Аукционе надлежащим образом.
4. В документации об Аукционе установлены излишние требование к товарам, используемые для оказания услуг.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее – Официальный сайт) – 08.09.2015;
2) начальная (максимальная) цена контракта – 10 500 000 рублей;
3) на участие в Аукционе подано 4 заявок от участников закупки;
4) к участию в Аукционе допущено 3 участников закупки;
5) дата проведения Аукциона – 01.10.2015;
6) в период проведения Аукциона поданы предложения о цене контракта от 1 участника Аукциона;
7) минимальное предложение о цене контракта – 10 447 500.
1. По мнению Заявителя, Заказчиком в нарушение статьи 31 Закона о контрактной системе в документации об Аукционе не установлено требование к участникам закупки о том, что участник закупки не является офшорной компанией.
В части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе к участникам закупки предъявляется требование о том, что участник закупки не является офшорной компанией.
На заседании Комиссии установлено, что документация об Аукционе не содержит положений о том, что участник закупки не должен являться офшорной компанией.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе требование, предусмотренное пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, нарушают часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. По мнению Заявителя, в пункте 6 Технического задания документации об Аукционе Заказчиком установлены требования к трудовым ресурсам исполнителя.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Согласно пункту 6 Технического задания документации об Аукционе:
«Состав эксплуатационного персонала и порядок оказания услуг
Количество сотрудников (не менее) Сроки проведения услуг
Начальник участка (менеджер объекта) - 1,
уборщик административных зданий – 9,
уборщик служебной территории - 2,
тракторист (в зимнее время) – 1,
слесарь (маляр-штукатур) по мелким заявкам - 1,
слесарь-сантехник – 4,
слесарь-электрик - 4. 7-30 до 16-30
Уборка кабинетов, санитарных узлов, уборка коридоров, переходов, лестничных маршей, мест общего пользования с:
7-30 до 10-30 ч – 8 человек;
7-30 до 16-30 ч – 1 человек.
Уборка служебной территории, с:
7-00 до 16-00 – 2 человека (в летний период);
7-00 до 16-00 – 3 человека (в зимний период).
Работы по мелким заявкам
8-00 до 17-00
Круглосуточное дежурство слесаря-электрика и слесаря-сантехника с 9.00 до 9.00 следующих суток.
Регламент работы сотрудников в нерабочее время обусловленный необходимостью (устранение аварийных ситуаций, выпадение снега, работы которые в иное время выполнить невозможно) устанавливает начальник участка (менеджер объекта) по согласованию с Заказчиком.
Изучив вышеизложенное, Комиссией установлено, что Техническое задание документация об Аукционе содержит требование к трудовым ресурсам.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе требование к трудовым ресурсам нарушают часть 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. По мнению Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе установлено ненадлежащее требование к товарам подлежащим использованию в рамках исполнения контракта в подпунктах 68, 64, 69, 90 пункта 7 Технического Задания документации об Аукционе, а именно не установлены надлежащим образом показатели аромата и запаха, в отношении которых участнику закупки следует сделать свое предложение.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Комиссия, рассмотрев положения подпунктов 64, 68, 69, 90 пункта 7 Технического задания документации об Аукционе, установила, что Заказчиком в нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе надлежащим образом не установлены показатели аромата, запаха товаров, используемых при выполнении работ, в отношении которых участнику закупки следует сделать предложение в своей заявке на участие в закупке.
4. В документации об Аукционе установлены излишние требования к товарам, используемые для оказания услуг в подпунктах 73, 74, 75, 76 пункта 7 Технического задания, а именно: «Губка для уборки, мытья посуды», «Перчатки текстильные», «Перчатки резиновые», «Салфетки для уборки из микрофибры».
В соответствии с подпунктом «б» пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Представители Заказчика пояснили, что вышеуказанные требования к товарам не являются излишними и указанные товары необходимы для оказания клининговых услуг в соответствии с санитарными и гигиеническими нормами.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился, и не представил доказательств подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом довод Заявителя, не нашел своего подтверждения.
5. В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом частями 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определённый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063 (далее – Правила).
Следовательно, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, размер неустойки (штрафа, пени) подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке, а при проведении запроса котировок – к извещению о проведении запроса котировок.
Пунктом 6 Правил установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле, указанной в Правилах.
Пунктами 6.3, 6.5 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено:
«6.3. В случае ненадлежащего исполнения Заказчиком обязательств по Контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, Исполнитель вправе потребовать уплаты штрафа в размере 2 (двух) процентов цены Контракта, что составляет _______(___) руб.
6.5. В случаях ненадлежащего исполнения Исполнителем обязательств, предусмотренных Контрактом (в том числе гарантийного обязательства), за исключением просрочки исполнения обязательства, Заказчик вправе потребовать уплаты штрафа в размере 5 (пяти) процентов от цены Контракта, что составляет _______(___) руб».
Вместе с тем, как следует из извещения о Аукционе, документации об Аукционе начальная (максимальная) цена контракта составляет
10 500 000 рубля. При это Заказчиком не предусмотрен размер штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком, поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных при цене заключенного контракта ниже 3 млн. рублей.
Вышеуказанные действия Заказчика нарушают части 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Указанные в пунктах 1, 2, 3, 5 настоящего решения нарушения содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, вышеуказанные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку по указанным нарушениям ни одна из поданных заявок на участие в Аукционе не отклонена единой комиссией Заказчика.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15, статьи 99, Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 03.07.2015 № 555/15, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения частей 5, 8 статьи 34, пункта 1 части 1, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что выявленные нарушения не повлияли на результаты Аукциона предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок по данному делу не выдавать.
3. Передать материалы дела от 02.10.2015 № ВП – 73/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.