Решение по делу К–1156/15 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Строительство и капремонт

Орган, рассматривающий жалобу

ФАС России

Содержание жалобы

описание объекта закупки
инструкция по заполнению заявок
иное

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу К–1156/15 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок

17.09.2015Москва

 

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия) рассмотрев жалобу ООО «Строй-Сити» (далее – Заявитель) на действия Федерального дорожного агентства (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, единой комиссией Федерального дорожного агентства (далее – Единая комиссия), ООО «РТС-тендер»(далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ремонту инженерных коммуникаций в административном здании Федерального дорожного агентства (номер извещения 0173100005715000029) (далее – Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент),

 

УСТАНОВИЛА:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Единой комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:

1. В документации об Аукционе не установлена надлежащая инструкция по заполнению первых частей заявок, которая не позволяет определить в отношении каких именно показателей температуры рабочей среды балансировочного клапана, теплоизоляционной трубки Заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде конкретного значения показателя или диапазона значений показателя).

2. Документация об Аукционе содержит неопределенные требования к диаметру стальной трубы, не позволяющие участнику закупки сформировать заявку на участие в Аукционе.

3. В документации об Аукционе установлены излишние требования к описанию участниками закупки состава веществ материалов, из которых состоят шаровой кран и муфта, используемые при выполнении работ.

4. В проекте государственного контракта документации об Аукционе отсутствует срок действия контракта.

Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru – 28.08.2015;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – Аукцион;

3) начальная (максимальная) цена контракта – 3 912 000 рублей;

4) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки;

5) к участию в Аукционе допущено 2 участника закупки;

6) дата проведения Аукциона – 18.09.2015;

1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

В пункте 3 Приложения №3 к документации об Аукционе (далее - Приложение) определены показатели температуры рабочей среды балансировочного клапана латунь - от -20°С до +130°С, а в пунктах 7, 8, 9, 20, 21, 31, 32, 33 приложения установлены соответствующие показатели температуры теплоизоляционной трубки – от - 40°С до +100°С.

В соответствии с инструкцией по заполнению заявки участником закупки документации об Аукционе (далее - Инструкция), «участнику закупки в первой части своей заявки на участие в электронном аукционе на каждую единицу товара (материалов), для которого установлены заказчиком требования к техническим характеристикам необходимо сделать их описание, а именно: конкретное предложение (т.е. не допускающее двусмысленного толкования) о товарах (материалах), предлагаемых к использованию при выполнении работ, конкретные показатели этого товара по всем параметрам, указанным Заказчиком, в единицах измерения, указанных Заказчиком в Приложении №3 к документации об аукционе в электронном виде. В случае, если в Приложении №3 к документации об аукционе в электронном виде указаны максимальные (не более) и\или минимальные (не менее) значения показателей, а также одновременно минимальные и максимальные значения, разделенные "тире", "дефисом", указаны «от…до», - участником данные показатели должны быть конкретизированы, т.е. без указания "тире", "дефис", слов «не менее\не более», «максимальное значение», «минимальное значение», «от….до». При указании в требованиях к материалам показателей эквивалентности с использованием соединительного союза «и» (или знака «,»), участник предлагает товар, со всеми перечисленными, с использованием соединительного союза «и» (или знака «,») показателями. При указании в требованиях к материалам показателей эквивалентности с использованием союза «или» (или знаков «;», «/» «()»), участник предлагает товар, сочетающий в себе только одну характеристику из разделенных данным союзом (знаком), за исключением, если данные знаки являются частью наименования характеристики. При указании конкретного показателя по максимальному и (или) минимальному значению показателей вида «до x» или «от х», где «x» - верхнее\ нижнее числовое значение, участник закупки должен указать конкретный показатель, при этом крайние нижнее значение «х» не включено в диапазон, а крайнее верхнее значение «x» включено в указанный диапазон. При указании конкретного показателя по значению показателей вида «менее x» или «более х», где «x» - верхнее\ нижнее числовое значение, участник закупки должен указать конкретный показатель, при этом крайние значения «х» не включены в диапазон. При указании слов «или», «не более», «не менее», «более», «менее», «ниже», «выше», «ранее», «не ранее», «не ниже», «не выше», «не должно превышать», участник должен сделать конкретное предложение без указания слов «или», «не более», «не менее», «более», «менее», «ниже», «выше», «ранее», «не ранее», «не ниже», «не выше», «не должно превышать». При указании «±» участник должен указать значение отклонения в обе стороны, за исключением, если в соответствии с требуемыми государственными стандартами установлено иное. Первая часть заявки не должна содержать фразы «предпочтительно», «допускается»\ «не «допускается», «должно быть» или аналогичные формулировки, не позволяющие однозначно определить наличие, либо отсутствие данной характеристики в товаре. В случае использования в техническом задании следующих знаков: ≥ - «больше или равно», ≤ - «меньше или равно», > - «более»; < - «менее», по данным значениям участнику необходимо сделать конкретное предложение, согласно настоящей инструкции по заполнению заявки. По значениям указанным как «неизменные показатели», участник закупки значения изменять не должен. В случае если в документации отсутствует единица измерения или часть обозначения характеристики, то участник может не указывать единицу измерения (часть обозначения характеристики) или указать ее в соответствии с требуемым государственным стандартом».

На заседании комиссии, представители Заказчика пояснили, что в заявках на участие в Аукционе показатели температуры необходимо указывать в диапазонном значении.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе не позволяет однозначно определить, каким образом необходимо указать параметры температур.

Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе ненадлежащим образом инструкцию по заполнению заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, указанные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку по указанному основанию ни одна из поданных заявок на участие в Аукционе не отклонена Единой комиссией.

2. Согласно доводу Заявителя, документация об Аукционе содержит неопределенные требования к диаметру стальной трубы, не позволяющие участнику закупки сформировать заявку на участие в Аукционе.

Пунктами 23, 24 Приложения определены требования к трубам, используемым при выполнении работ:

«Требуются электросварные. Диаметр необходим 108 мм. Толщина стенки 4 мм. Трубы должны быть длиной не менее 4 м. Трубы могут быть с обрезкой концов и снятием заусенцев. Трубы могут быть без заторцовки и снятия заусенцев (с порезкой в линии стана). Предельные отклонения по длине труб могут быть не более +70 мм.

Предельные отклонения по общей длине труб могут быть не более +100 мм. Предельные отклонения по длине или общей длине труб могут не регламентироваться соответствующим государственным стандартом. Трубы могут быть с заторцованными концами с одной или двух сторон. Трубы должны быть немерной или мерной или кратной длины. Трубы должны соответствовать ГОСТ 10704-91.

Требуются электросварные. Диаметр необходим 89 мм. Толщина стенки 3 мм. Трубы должны быть длиной не менее 4 м. Трубы могут быть с обрезкой концов и снятием заусенцев. Трубы могут быть без заторцовки и снятия заусенцев (с порезкой в линии стана). Предельные отклонения по длине труб могут быть не более +70 мм. Предельные отклонения по общей длине труб могут быть не более +100 мм.

Предельные отклонения по длине или общей длине труб могут не регламентироваться соответствующим государственным стандартом. Трубы могут быть с заторцованными концами с одной или двух сторон. Трубы должны быть немерной или мерной или кратной длины. Трубы должны соответствовать ГОСТ 10704-91».

Согласно ГОСТ 10704-91 диаметр трубы является наружным.

На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика, установившего параметры диаметров стальной трубы, не противоречат положениям Закона о контрактной системе.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

3. В соответствии с доводами жалобы Заявителя, в документации об Аукционе установлены излишние требования к описанию участниками закупки состава веществ материалов, из которых состоят шаровой кран и муфта, используемые при выполнении работ.

Пунктами 5, 6, 10, 17, 18, 19 установлены показатели к муфте и шаровому крану.

На заседании Комиссии, представители Заказчика пояснили, что показатели в том числе коэффициента теплопроводности, температуры плавления, массовой доли золы, а также, что требования к материалу (полипропилен), из которого изготавливаются муфта и шаровой кран - установлены в связи с тем, что полипропилен имеет более лучшие по сравнению с другими материалами эксплуатационные и технические характеристики.

Вместе с тем, Заявителем не представлено сведений и доказательств, подтверждающих, что указанные показатели ограничивают количество участников закупки.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

4. Согласно доводу Заявителя, в проекте государственного контракта документации об Аукционе отсутствует срок действия контракта.

В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.

Согласно положениям проекта государственного контракта, а именно пунктом 1.2 установлено, что срок проведения работ составляет 30 рабочих дней с момента заключения контракта, пункт 2.2 предусматривает, что оплата выполненных работ производится Заказчиком в течение 20 рабочих дней с момента утверждения Заказчиком Акта выполненных работ на основании выставленного счета и счета-фактуры, при этом в пункте 3.2 определено, что Заказчик обязан в течение 20 (Двадцати) рабочих дней со дня получения от Исполнителя Акта выполненных работ рассмотреть и при отсутствии замечаний утвердить Акт выполненных работ.

На заседании Комиссии, представители Заказчика пояснили, что срок действия контракта составляет 70 дней.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что в проекте государственного контракта документации об Аукционе Заказчиком установлен срок действия контракта.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Строй-Сити» обоснованной в части отсутствия надлежащей инструкции по заполнению заявок на участие в Аукционе.

2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

3. В связи с тем, что выявленное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание не выдавать.

4. Передать материалы дела от 17.09.2015 № К-1156/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.