Решение по делу К–1434/15 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Техническое обслуживание

Орган, рассматривающий жалобу

ФАС России

Содержание жалобы

описание объекта закупки
условия допуска к закупке
ограничение количества участников путем объединения
иное

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована
выдано предписание о не учитывании незаконных

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу К–1434/15 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок

28.10.2015Москва

 

 

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия)

рассмотрев жалобу ООО «Аспект» (далее – Заявитель) на действия Министерства обороны Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ООО «РТС-тендер» (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию и санитарному содержанию военно-медицинских учреждений Министерства обороны Российской Федерации и прилегающих к ним территорий (Западный военный округ: Республика Коми, Республика Карелия, Мурманская, Смоленская, Брянская, Нижегородская, Белгородская, Псковская, Архангельская, Калининградская, Вологодская, Воронежская области) для нужд Министерства обороны Российской Федерации в 2016-2017 годах (номер извещения 0173100004515001868) (далее – Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:

1. положения документации об Аукционе ограничивают количество участников Аукциона.

2. В документации об Аукционе неправомерно объединены технологически и функционально не связанные между собой услуги.

3. В документации об Аукционе неправомерно не установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок услуг для нужд обороны страны и безопасности государства.

4. В соответствии с документацией об Аукционе к участию в Аукционе неправомерно допускаются физические лица, в том числе, индивидуальные предприниматели.

5. Документацией об Аукционе не установлено надлежащее требование к участникам Аукциона о наличии лицензии, а также свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенным видам работ.

6. Документацией об Аукционе не установлено количество поставляемого товара, что не позволяет Заявителю сформировать своё предложение.

7. В проекте контракта не установлены надлежащие требования за ненадлежащее исполнение сторонами обязательств, предусмотренных контрактом.

Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru – 02.10.2015;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – Аукцион;

3) начальная (максимальная) цена контракта – 700 848 505,42 рублей;

4) на участие в Аукционе подано 4 заявок от участников закупки.

1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

На заседании Комиссии представитель Заявителя сообщил что согласно документации об Аукционе оказание услуг предполагается на территории 12 субъектов Российской Федерации.

По мнению Заявителя, указанное ограничивает количество участников Аукциона.

Также, согласно доводам Заявителя, оказание услуг по санитарному содержанию и техническому обслуживанию технологически и функционально не связанные между собой услуги, что является неправомерным, а также ограничивает количество участников Аукциона.

На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что согласно пункту 3.1.2 проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью документации об Аукционе, исполнитель вправе привлекать к исполнению Контракта соисполнителей (третьих лиц).

Кроме того, Комиссией установлено, что положения документации об Аукционе не обязывают участников Аукциона оказывать услуги исключительно собственными силами.

Вместе с тем, представителем Заявителя не представлено доказательств, свидетельствующих о невозможности оказать услуги в соответствии с требованиями документации об Аукционе.

Таким образом довод Заявителя о том, что положения документации об Аукционе ограничивают количество участников Аукциона, не нашел своего подтверждения.

2. Согласно доводу Заявителя в документации об Аукционе в нарушение части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, а также постановления Правительства Российской Федерации от 24.12.2013 № 1224 «Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства» (далее – Постановлении № 1224) не установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок услуг для нужд обороны страны и безопасности государства.

Комиссией установлено, что согласно извещению, документации об Аукционе предметом закупки является оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию и санитарному содержанию военно-медицинских учреждений Министерства обороны Российской Федерации и прилегающих к ним территорий (Западный военный округ: Республика Коми, Республика Карелия, Мурманская, Смоленская, Брянская, Нижегородская, Белгородская, Псковская, Архангельская, Калининградская, Вологодская, Воронежская области) для нужд Министерства обороны Российской Федерации в 2016-2017 годах.

Кроме того, представители Заказчика пояснили, что закупаемые в рамках данного Аукциона услуги, не являются государственным оборонным заказом, в связи с чем, установление требований к товарам, которые будут использоваться при оказании услуг в соответствии с частью 4 статьи 14 Закона о контрактной системе, Постановлением № 1224 не обосновано.

Вместе с тем, представителем заявителя не представлено доказательств, свидетельствующих об обратном.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что установленные в документации об Аукционе требования к товарам, которые будут использоваться при оказании услуг не противоречат положениям Закона о контрактной системе.

Таким образом, довод заявителя не нашел своего подтверждения.

3. Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о контрактной системе участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя

В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.

Пунктом 14 «Требования к участникам Аукциона» установлено следующее: «участником электронного аукциона может быть любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), и за исключением иных лиц, участие которых в электронном аукционе ограничено законодательством Российской Федерации.

Требования к участникам электронного аукциона:

а) непроведение ликвидации участника электронного аукциона – юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника электронного аукциона – юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;

б) неприостановление деятельности участника электронного аукциона в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в электронном аукционе;

в) отсутствие у участника электронного аукциона недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период;

г) отсутствие у участника электронного аукциона – физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица – участника электронного аукциона судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;

д) отсутствие между участником электронного аукциона и Заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель Заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы Заказчика состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников электронного аукциона, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками электронного аукциона либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц;

е) отсутствие сведений об участнике электронного аукциона в реестре недобросовестных поставщиков, сформированном в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», и отсутствие информации об участнике электронного аукциона, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника электронного аукциона - юридического лица в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренным ФЗ № 44-ФЗ ;

ж) участник электронного аукциона не является офшорной компанией».

По мнению Заявителя, указанные требования не соответствуют положениям Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее – Закон о государственном оборонном заказе), в связи с тем, что в участию в Аукционе допускаются физические лица, в том числе, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

Комиссией установлено, что согласно извещению, документации об Аукционе предметом закупки является оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию и санитарному содержанию военно-медицинских учреждений Министерства обороны Российской Федерации и прилегающих к ним территорий (Западный военный округ: Республика Коми, Республика Карелия, Мурманская, Смоленская, Брянская, Нижегородская, Белгородская, Псковская, Архангельская, Калининградская, Вологодская, Воронежская области) для нужд Министерства обороны Российской Федерации в 2016-2017 годах.

Кроме того, представители Заказчика пояснили, что закупаемые в рамках данного Аукциона услуги, не являются государственным оборонным заказом, в связи с чем, установление требований к участникам Аукциона в соответствии с Законом о государственном оборонном заказе не обосновано.

Вместе с тем, представителем заявителя не представлено доказательств, свидетельствующих об обратном.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что установленные в документации об Аукционе требования к участникам Аукциона не противоречат положениям Закона о контрактной системе.

Таким образом, довод заявителя не нашел своего подтверждения.

4. Согласно доводу Заявителя в документации об Аукционе содержатся работы на выполнение которых требуется наличие специальной лицензии или свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенным видам работ. Вместе с тем, документацией об Аукционе надлежащим образом не установлены требования к участникам Аукциона о наличии у них, и предоставлении в составе заявок на участие в Аукционе соответствующей лицензии и (или) свидетельства саморегулируемой организации.

Комиссией установлено, что порядок, сроки, нормативные требования, требования к функциональным и качественным характеристикам, перечень и периодичность оказания услуг установлены в приложении № 2 к документации об Аукционе.

На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что согласно пункту 3.1.2 проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью документации об Аукционе, исполнитель вправе привлекать к исполнению Контракта соисполнителей (третьих лиц).

Кроме того, Комиссией установлено, что положения документации об Аукционе не обязывают участников Аукциона оказывать услуги исключительно собственными силами.

Вместе с тем, представителем Заявителя не представлено доказательств, свидетельствующих о невозможности оказать услуги в соответствии с требованиями документации об Аукционе.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

5. Согласно доводу Заявителя, документацией об Аукционе не установлено количество поставляемого товара, что не позволяет Заявителю сформировать своё предложение.

Комиссией установлено, что помимо порядка, сроков, нормативных требований, требований к функциональным и качественным характеристикам, перечню и периодичности оказания услуг, установленных в приложении № 2 к документации об Аукционе, указан перечень потребителей услуг, а также состав и характеристики зданий, сооружений, инженерных систем, оборудования прилегающих территорий подлежащих комплексному техническому обслуживанию и санитарному содержанию.

Также, в приложении «А» к Приложению № 2 документации об Аукционе содержатся требования к товарам (материалам), используемым в ходе оказания услуг.

На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что на момент передачи объектов имущественного комплекса исполнителю все находится в исправном состоянии. Кроме того, товары, необходимые при оказании услуг, будут использоваться в соответствии с потребностями Заказчика по необходимости устранения неисправности, или в соответствии с объемами оказываемых услуг по санитарному содержанию.

Также, представители Заказчика пояснили, что на участие в Аукционе подано четыре заявки от участников Аукциона.

При этом на заседании Комиссии Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих невозможность формирования своего предложения и подачи заявки на участие в Аукционе.

Таким образом довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

6. В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан приложить к документации о закупке, а при проведении запроса котировок – к извещению о проведении запроса котировок, проект контракта. При этом по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о закупке положениями Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта цены, условий или информации о товаре, предложенных победителем соответствующей закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

При этом частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определённый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.

Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063 (далее – Правила).

Следовательно, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, размер неустойки (штрафа, пени) подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке, а при проведении запроса котировок – к извещению о проведении запроса котировок.

Пунктом 6 Правил установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле, указанной в Правилах.

Пунктами 10.2, 10.3, 10.4, 10.5, 10.7 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено:

«В случае просрочки исполнения Поставщиком обязательства, предусмотренного Контрактом, Заказчик вправе потребовать уплату неустойки (пени). Неустойка (пени) начисляется за каждый день просрочки Поставщиком исполнения обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (пени) устанавливается Контрактом в размерах, определяемых в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. № 1063, за каждый факт просрочки, но не менее законной неустойки, за каждый факт просрочки.

В случае оказания Услуг (до подписания Акта сдачи-приемки оказанных Услуг), несоответствующих требованиям Контракта к качеству Услуг, Исполнитель уплачивает штраф в размере ___________ за каждый факт оказания Услуг, несоответствующих требованиям Контракта к качеству Услуг.

В случае нарушения Исполнителем (до подписания Акта сдачи-приемки оказанных Услуг) сроков доведения Услуг до соответствия требованиям, установленным Контрактом, в том числе до надлежащего качества, установленных пунктом 7.13. Контракта, Заказчик вправе потребовать уплату неустойки (пени). Неустойка (пени) начисляется за каждый день просрочки Исполнителем исполнения обязательства, предусмотренного пунктом 7.13. Контракта, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного пунктом 7.13. Контракта срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (пени) устанавливается Контрактом в размерах, определяемых в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. № 1063, за каждый факт просрочки, но не менее законной неустойки, за каждый факт просрочки.

В случае неисполнения и (или) ненадлежащего исполнения гарантийных обязательств Поставщик уплачивает штраф в размере ___________ за каждый факт нарушения гарантийного обязательства.

В случае просрочки исполнения Заказчиком обязательства по окончательному расчету за поставленный Товар, предусмотренного Контрактом, Поставщик вправе потребовать уплату неустойки (пени). Неустойка (пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (пени) устанавливается Контрактом в размере одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от размера просроченного авансового платежа (размера окончательного расчета за поставленный Товар) за каждый факт просрочки. Ответственность за просрочку Заказчиком обязательства по окончательному расчету за поставленный Товар, предусмотренного Контрактом, не применяется в случае, если Поставщиком своевременно не исполнены обязательства по поставке Товара и (или) предоставлению документов на оплату».

В проекте государственного контракта Заказчиком не установлены условия об ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, а именно размер штрафа, пени в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения сторонами обязательств, предусмотренных контрактом.

Таким образом, Заказчиком в проекте контракта документации об Аукционе не установлены соответствующие требованиям Правил размер штрафа за ненадлежащее исполнение сторонами обязательств, предусмотренных контрактом, и размер пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом.

Вышеуказанные действия Заказчика нарушают части 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Аспект» обоснованной в части установления в проекте контракта надлежащих положений об ответственности за ненадлежащее исполнение сторонами обязательств, предусмотренных контрактом.

2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 5,7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы дела от 28.10.2015 № К–1434/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.