Решение по делу К–1421/15 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Техническое обслуживание

Орган, рассматривающий жалобу

ФАС России

Содержание жалобы

описание объекта закупки
иное

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована
выдано предписание о не учитывании незаконных

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу К–1421/15 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок

27.10.2015Москва

 

 

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия) рассмотрев жалобу ООО «АСБ-Групп» (далее – Заявитель) на действия Министерства обороны Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении ООО «РТС-тендер» (далее - Оператор электронной площадки), Заказчиком электронного аукциона на право заключения государственного контракта на закупку услуг по комплексному техническому обслуживанию и санитарному содержанию филиала ФГКУ «Центральный военно-морской музей» Министерства обороны Российской Федерации «Кронштадтский Морской Собор» в 2015-2017 годах (номер извещения 0173100004515001865) (далее – Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:

1. Документация об Аукционе содержит ненадлежащее описание объекта закупки.

2. Документация об Аукционе содержит ненадлежащие требования к описанию участниками Аукциона товаров в составе заявок.

3. Заказчик ненадлежащим образом ответил на запрос Заявителя о разъяснении положений документации об Аукционе.

4. Проект контракта содержит положения, не соответствующие Закону о контрактной системе.

Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru – 02.10.2015;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – Аукцион;

3) начальная (максимальная) цена контракта – 32 892 471,32 рублей;

4) на участие в Аукционе подано 8 заявок от участников закупки.

1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.

Согласно доводу Заявителя Заказчик при описании требований к функциональным и техническим характеристикам материалов, которые могут быть востребованы при обслуживании, ремонте, замене предустановленного оборудования, в пунктах 95, 98, 104, 108, 115, 124 приложения А к документации об Аукционе указал максимально допустимые значения показателей, но при этом не указал их минимальные значения, или указал минимально допустимые значения показателей, но не указал их максимальные значения.

При этом Комиссией установлено, что пунктом 1.2 документации об Аукционе установлено следующее:

«При описании характеристик товаров:

показатели, по которым участники предоставляют конкретные значения показателей, для которых указаны максимальные значения, определенные Заказчиком;

- при указании показателей со значениями «менее», «меньше», «<», «до», «ниже», означает, что конкретное значение должно быть указано в сторону уменьшения значения показателя ниже установленного значения и должно исключать установленное значение;

показатели, по которым участники предоставляют конкретные значения показателей, для которых указаны минимальные значения, определенные Заказчиком;

- при указании показателей со значениями «более», «больше», «>», «от», «выше», свыше» означает, что конкретное значение должно быть указано в сторону увеличения значения показателя и должно исключать установленное значение».

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что инструкция по заполнению первой части заявки участника Аукциона содержит информацию о том, в каких случаях участники Аукциона при формировании своих предложений должны указывать конкретные значения показателей, в том числе, если при описании характеристик товаров Заказчик указал только минимальные или максимальные значения.

При этом Законом о контрактной системе не предусмотрена обязанность заказчика, при описании объекта закупки, устанавливать, как максимальные, так и минимальные значения показателей товаров.

Таким образом, вышеуказанный довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

2. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

При этом, на заседании Комиссии представитель Заявителя сообщил, что документация об Аукционе содержит ненадлежащие требования к описанию участниками Аукциона товаров в составе заявок, а именно:

- в пункте 16 приложения А к документации об Аукционе установлена ненадлежащая единица измерения, а именно: «кг/1дм3»;

- в пункте 39 приложения А к документации об Аукционе установлено наименование не являющееся товаром, а именно: «уборка водостойких поверхностей»;

- в приложении А к документации об Аукционе установлены ненадлежащие требования к следующим показателям:

Пункт 91: «Максимальная толщина высохшего клея должна быть менее 15 и более 5,3 мм»;

Пункт 108: «Цвет должен быть по согласованию с заказчиком. Рисунок должен быть по согласованию с заказчиком».

Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, вышеприведенный пример подробного изложения в документации требований к описанию участниками закупок товаров (пункт 91 приложения А к документации об Аукционе), используемых при оказании услуг, а именно результат, который будет достигнут впоследствии использования такого товара, ограничивают возможность участников закупок предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в Аукционе.

Также Комиссия приходит к выводу о том, что инструкция по заполнению первой части заявок участников закупки не позволяет участникам Аукциона надлежащим образом указать конкретные значения показателей в отношении цвета и рисунка товара, указанные в пункте 108 приложения А к документации об Аукционе.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика, выразившиеся в установлении в документации об Аукционе ненадлежащих требований к описанию участниками Аукциона товаров в составе заявок нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В связи с тем, что на участие в Аукционе подано 8 заявок, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на возможность участников аукциона сформировать свои предложения в отношении объекта закупки.

3. В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.

При этом согласно части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.

На заседании Комиссии представитель Заявителя сообщил, что Заказчик ненадлежащим образом ответил на запрос Заявителя о разъяснении положений документации об Аукционе, тем самым ввел в заблуждение участников Аукциона.

Представители Заказчика пояснили, что на запрос Заявителя о разъяснении положений документации об Аукционе был направлен развернутый и соответствующий требованиям Закона о контрактной системе ответ, с указанием на разделы документации об Аукционе, которыми должны руководствоваться участники Аукциона при составлении заявок на участие в Аукционе.

Вместе с тем, на заседании Комиссии, представителем Заявителя не представлено доказательств свидетельствующих об обратном.

Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчик ненадлежащим образом ответил на запрос Заявителя о разъяснении положений документации об Аукционе, не нашел своего подтверждения.

4. Согласно доводу жалобы Заявителя в проекте контракта, являющегося неотъемлемой частью документации об Аукционе, содержатся положения, не соответствующие требованиям Закона о контрактной системе, а именно:

«4.8 В случае уменьшения Заказчику ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности исполнения Заказчиком обязательств, вытекающих из Контракта, Стороны должны обеспечить согласование в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок новых условий по цене Контракта и (или) срокам его исполнения и (или) объему оказываемых Услуг. В этом случае Исполнитель вправе потребовать от Представителя заказчика возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного изменением условий Контракта.

4.10 Заказчик уведомляет Исполнителя о доведении (утверждении) объема лимитов бюджетных обязательств на 2016, 2017 года соответственно, позволяющих Заказчику в соответствующем году принять и (или) исполнить обязательства по Контракту, в том числе по оплате оказанных Услуг в течение 30 (тридцати) календарных дней со дня наступления указанного условия, путем направления письменного уведомления по адресу Исполнителя, указанному в Контракте».

Частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.

Комиссией установлено, что порядок расчетов по контракту установлен в разделе 9 проекта контракта, являющего неотъемлемой частью документации об Аукционе.

При этом представители Заказчика пояснили, что положения, указанные в пунктах 4.8, 4.10 проекта контракта, обусловлены требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Вместе с тем, представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено доказательств, свидетельствующих об обратном.

Таким образом, довод Заявителя о том, что проект контракта, являющийся неотъемлемой частью документации об Аукционе, содержит положения не соответствующие положениям Закона о контрактной системе, не нашел своего подтверждения.

5. В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан приложить к документации о закупке, а при проведении запроса котировок – к извещению о проведении запроса котировок, проект контракта. При этом по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о закупке положениями Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта цены, условий или информации о товаре, предложенных победителем соответствующей закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

При этом частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определённый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.

Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063 (далее – Правила).

Следовательно, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, размер неустойки (штрафа, пени) подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке, а при проведении запроса котировок – к извещению о проведении запроса котировок.

Пунктом 6 Правил установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле, указанной в Правилах.

Пунктами 10.2, 10.3, 10.4, 10.5, 10.7 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено:

«В случае просрочки исполнения Поставщиком обязательства, предусмотренного Контрактом, Заказчик вправе потребовать уплату неустойки (пени). Неустойка (пени) начисляется за каждый день просрочки Поставщиком исполнения обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (пени) устанавливается Контрактом в размерах, определяемых в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. № 1063, за каждый факт просрочки, но не менее законной неустойки, за каждый факт просрочки.

В случае оказания Услуг (до подписания Акта сдачи-приемки оказанных Услуг), несоответствующих требованиям Контракта к качеству Услуг, Исполнитель уплачивает штраф в размере ___________ за каждый факт оказания Услуг, несоответствующих требованиям Контракта к качеству Услуг.

В случае нарушения Исполнителем (до подписания Акта сдачи-приемки оказанных Услуг) сроков доведения Услуг до соответствия требованиям, установленным Контрактом, в том числе до надлежащего качества, установленных пунктом 7.13. Контракта, Заказчик вправе потребовать уплату неустойки (пени). Неустойка (пени) начисляется за каждый день просрочки Исполнителем исполнения обязательства, предусмотренного пунктом 7.13. Контракта, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного пунктом 7.13. Контракта срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (пени) устанавливается Контрактом в размерах, определяемых в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. № 1063, за каждый факт просрочки, но не менее законной неустойки, за каждый факт просрочки.

В случае неисполнения и (или) ненадлежащего исполнения гарантийных обязательств Поставщик уплачивает штраф в размере ___________ за каждый факт нарушения гарантийного обязательства.

В случае просрочки исполнения Заказчиком обязательства по окончательному расчету за поставленный Товар, предусмотренного Контрактом, Поставщик вправе потребовать уплату неустойки (пени). Неустойка (пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (пени) устанавливается Контрактом в размере одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от размера просроченного авансового платежа (размера окончательного расчета за поставленный Товар) за каждый факт просрочки. Ответственность за просрочку Заказчиком обязательства по окончательному расчету за поставленный Товар, предусмотренного Контрактом, не применяется в случае, если Поставщиком своевременно не исполнены обязательства по поставке Товара и (или) предоставлению документов на оплату».

В проекте государственного контракта Заказчиком не установлены условия об ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, а именно размер штрафа, пени в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения сторонами обязательств, предусмотренных контрактом.

Таким образом, Заказчиком в проекте контракта документации об Аукционе не установлены соответствующие требованиям Правил размер штрафа за ненадлежащее исполнение сторонами обязательств, предусмотренных контрактом, и размер пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом.

Вышеуказанные действия Заказчика нарушают части 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «АСБ-Групп» обоснованной в части ненадлежащего требования к описанию участниками Аукциона товаров в составе заявок.

2. Признать в действиях Заказчика нарушение частей 5, 7, 8 статьи 34, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы дела от 27.10.2015 № К–1421/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении