Решени по делу К–1422/15 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Техническое обслуживание

Орган, рассматривающий жалобу

ФАС России

Содержание жалобы

описание объекта закупки
инструкция по заполнению заявок
иное

Результат рассмотрения жалоб

необоснованна

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу К–1422/15 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок

27.10.2015Москва

 

 

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия) рассмотрев жалобу ООО «Кайдзен-Клининг» (далее – Заявитель) на действия Министерства обороны Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении ООО «РТС-тендер» (далее - Оператор электронной площадки), Заказчиком электронного аукциона на право заключения государственного контракта на закупку услуг по комплексному техническому обслуживанию и санитарному содержанию филиала ФГКУ «Центральный военно-морской музей» Министерства обороны Российской Федерации «Кронштадтский Морской Собор» в 2015-2017 годах (номер извещения 0173100004515001865) (далее – Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:

1. Заказчиком в документации об Аукционе не установлена надлежащая инструкция по заполнению первых частей заявок, поскольку указанная инструкция не позволяет определить в отношении каких именно показателей Заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде конкретного значения показателя или диапазона значений показателя).

2. Документация об Аукционе содержит ненадлежащее описание объекта закупки.

3. Заказчик ненадлежащим образом ответил на запросы участников Аукциона о разъяснении положений документации об Аукционе.

Представитель Заказчик не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru – 02.10.2015;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – Аукцион;

3) начальная (максимальная) цена контракта – 32 892 471,32 рублей;

4) на участие в Аукционе подано 8 заявок от участников закупки.

1. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. В соответствии с подпунктом «б» пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Согласно доводу Заявителя инструкция по заполнению первых частей заявок на участие в Аукционе не позволяет определить в отношении каких именно показателей Заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде конкретного значения показателя или диапазона значений показателя).

На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что инструкция по заполнению первых частей заявок на участие в Аукционе соответствует положениям Закона о контрактной системе и не содержит противоречивой информации, которая не позволила бы участникам Аукциона сформировать свои предложения. Данное обстоятельство подтверждается тем, что на участие в Аукционе подано 8 заявок.

Комиссия, изучив положения документации об Аукционе установила, что требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению содержаться в разделе 1 документации об Аукционе.

Вместе с тем, в жалобе Заявителя не представлено доказательств свидетельствующих о невозможности Заявителя сформировать свое предложение, руководствуясь инструкцией по заполнению первых частей заявок на участие в Аукционе.

Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчиком в документации об Аукционе не установлена надлежащая инструкция по заполнению первых частей заявок, не нашел своего подтверждения.

2. В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.

В соответствии с жалобой Заявителя приложение № 2 к документации об Аукционе содержит положения, не позволяющие надлежащим образом сформировать заявку.

Комиссией установлено, что приложение № 2 к документации об Аукционе содержит, описание оказываемых услуг.

Вместе с тем, в отношении требований к оказываемым услугам, установленных в приложении № 2 к документации об Аукционе, первая часть заявки участника Аукциона, в соответствии с пунктом 1.1 документации об Аукционе, должна содержать, в том числе, следующую информацию: «согласие участника электронного аукциона на оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе».

При этом требования к товарам, в отношении которых необходимо указать конкретные значения показателей, установлены в приложении А к документации об Аукционе.

При этом пунктом 1.2 документации об Аукционе установлено, что «в случае если требования заказчика противоречат требованиям нормативной документации – следует руководствоваться требованиями нормативной документации».

Вместе с тем, в жалобе Заявителя не представлено доказательств свидетельствующих о невозможности Заявителя сформировать свое предложение.

3. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Комиссией установлено, что документация об Аукционе содержит ненадлежащие требования к описанию участниками Аукциона товаров в составе заявок, а именно:

- в пункте 16 приложения А к документации об Аукционе установлена ненадлежащая единица измерения, а именно: «кг/1дм3»;

- в пункте 39 приложения А к документации об Аукционе установлено наименование не являющееся товаром, а именно: «уборка водостойких поверхностей»;

- в приложении А к документации об Аукционе установлены ненадлежащие требования к следующим показателям:

Пункт 91: «Максимальная толщина высохшего клея должна быть менее 15 и более 5,3 мм»;

Пункт 108: «Цвет должен быть по согласованию с заказчиком. Рисунок должен быть по согласованию с заказчиком».

Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, вышеприведенный пример подробного изложения в документации требований к описанию участниками закупок товаров (пункт 91 приложения А к документации об Аукционе), используемых при оказании услуг, а именно результат, который будет достигнут впоследствии использования такого товара, ограничивают возможность участников закупок предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в Аукционе.

Также Комиссия приходит к выводу о том, что инструкция по заполнению первой части заявок участников закупки не позволяет участникам Аукциона надлежащим образом указать конкретные значения показателей в отношении цвета и рисунка товара, указанные в пункте 108 приложения А к документации об Аукционе.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика, выразившиеся в установлении в документации об Аукционе ненадлежащих требований к описанию участниками Аукциона товаров в составе заявок нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, представители Заказчика сообщили, что на участие в Аукционе подано 8 заявок.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что вышеуказанные нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на возможность участников аукциона сформировать свои предложения в отношении объекта закупки.

3. В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.

При этом согласно части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.

Из жалобы Заявителя следует, что Заказчик ненадлежащим образом ответил на запрос Заявителя о разъяснении положений документации об Аукционе.

Представители Заказчика пояснили, что на запросы участников Аукциона о разъяснении положений документации об Аукционе были направлены развернутые и соответствующий требованиям Закона о контрактной системе ответы, с указанием на разделы документации об Аукционе, которыми должны руководствоваться участники Аукциона при составлении заявок на участие в Аукционе.

Вместе с тем, в жалобе Заявителя не представлено доказательств свидетельствующих об обратном.

Таким образом, довод заявителя о том, что Заказчик ненадлежащим образом ответил на запросы участников Аукциона о разъяснении положений документации об Аукционе, не нашел своего подтверждения.

4. В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан приложить к документации о закупке, а при проведении запроса котировок – к извещению о проведении запроса котировок, проект контракта. При этом по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о закупке положениями Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта цены, условий или информации о товаре, предложенных победителем соответствующей закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

При этом частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определённый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.

Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063 (далее – Правила).

Следовательно, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, размер неустойки (штрафа, пени) подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке, а при проведении запроса котировок – к извещению о проведении запроса котировок.

Пунктом 6 Правил установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле, указанной в Правилах.

Пунктами 10.2, 10.3, 10.4, 10.5, 10.7 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено:

«В случае просрочки исполнения Поставщиком обязательства, предусмотренного Контрактом, Заказчик вправе потребовать уплату неустойки (пени). Неустойка (пени) начисляется за каждый день просрочки Поставщиком исполнения обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (пени) устанавливается Контрактом в размерах, определяемых в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. № 1063, за каждый факт просрочки, но не менее законной неустойки, за каждый факт просрочки.

В случае оказания Услуг (до подписания Акта сдачи-приемки оказанных Услуг), несоответствующих требованиям Контракта к качеству Услуг, Исполнитель уплачивает штраф в размере ___________ за каждый факт оказания Услуг, несоответствующих требованиям Контракта к качеству Услуг.

В случае нарушения Исполнителем (до подписания Акта сдачи-приемки оказанных Услуг) сроков доведения Услуг до соответствия требованиям, установленным Контрактом, в том числе до надлежащего качества, установленных пунктом 7.13. Контракта, Заказчик вправе потребовать уплату неустойки (пени). Неустойка (пени) начисляется за каждый день просрочки Исполнителем исполнения обязательства, предусмотренного пунктом 7.13. Контракта, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного пунктом 7.13. Контракта срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (пени) устанавливается Контрактом в размерах, определяемых в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. № 1063, за каждый факт просрочки, но не менее законной неустойки, за каждый факт просрочки.

В случае неисполнения и (или) ненадлежащего исполнения гарантийных обязательств Поставщик уплачивает штраф в размере ___________ за каждый факт нарушения гарантийного обязательства.

В случае просрочки исполнения Заказчиком обязательства по окончательному расчету за поставленный Товар, предусмотренного Контрактом, Поставщик вправе потребовать уплату неустойки (пени). Неустойка (пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (пени) устанавливается Контрактом в размере одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от размера просроченного авансового платежа (размера окончательного расчета за поставленный Товар) за каждый факт просрочки. Ответственность за просрочку Заказчиком обязательства по окончательному расчету за поставленный Товар, предусмотренного Контрактом, не применяется в случае, если Поставщиком своевременно не исполнены обязательства по поставке Товара и (или) предоставлению документов на оплату».

В проекте государственного контракта Заказчиком не установлены условия об ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, а именно размер штрафа, пени в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения сторонами обязательств, предусмотренных контрактом.

Таким образом, Заказчиком в проекте контракта документации об Аукционе не установлены соответствующие требованиям Правил размер штрафа за ненадлежащее исполнение сторонами обязательств, предусмотренных контрактом, и размер пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом.

Вышеуказанные действия Заказчика нарушают части 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Кайдзен-клининг» необоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика нарушение частей 5, 7, 8 статьи 34, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

3. Предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе, допущенные Заказчиком при проведении Аукциона не выдавать в связи с тем, что предписание выдано по делу от 27.10.2015 № К-1421/15.

4. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 27.10.2015 по делу № К–1421/15 должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.