Решение по делу К–829/15 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Техническое обслуживание

Орган, рассматривающий жалобу

ФАС России

Содержание жалобы

отказ в допуске

Результат рассмотрения жалоб

необоснованна
выдано предписание о не учитывании незаконных

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу К–829/15 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок

13.07.2015Москва

 

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия) рассмотрев жалобу ООО «Управляющая компания Бекар» (далее – Заявитель) на действия  аукционной комиссии Министерства обороны Российской Федерации (далее – Аукционная комиссия) при проведении Министерством обороны Российской Федерации (далее - Заказчик), ООО «РТС-тендер» (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию и санитарному содержанию филиала ФГКУ «Центральный военно-морской музей» Министерства обороны Российской Федерации «Кронштадтский Морской Собор» в 2015 году (номер извещения 0173100004515001192) (далее – Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии, принявшей необоснованное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.

Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Аукционная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в  соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1)        извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru – 05.06.2015;

2)        начальная (максимальная) цена контракта –  6 000 131,70 рублей;

3)        на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки;

4)        к участию в Аукционе допущен 1 участник закупки;

5)        дата проведения Аукциона –29.06.2015.

 

1. В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:                                                       1) не предоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации; 2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе от 26.06.2015 №0173100004515001192-1 Аукционной комиссией отказано Заявителю в допуске к участию в Аукционе в связи с тем, что Заявитель представил в заявке информацию, несоответствующую требованиям документации об Аукционе, а именно по позиции 20 «Свойства полипропилена S5/SDR 11: Плотность, кг/м³ 900-910; Водопоглощение за 24 ч., %: 0,01-0,03; Линейная усадка в форме, % : 1,0 -2,5; Теплостойкость при нагрузке 46 Н/см², °С: 140-145; Разрушающее напряжение при растяжении: 24,5-39; Модуль упругости при изгибе: 1220-1670; Твердость по Роквеллу, α: 50-70; Удельное объемное электрическое сопротивление, Ом•см: 1016-1018; Ударная вязкость по Изоду с надрезом, кДж/м2: при 0°С: 3-5 и при минус 20°С:

2-3».

Согласно пункту 1.1 документации об Аукционе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию: конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара предлагаемого для поставки».

Согласно пункту 1.2 документации об Аукционе «Если в описании объекта закупки значение показателя установлено как верхний и (или) нижний предел, сопровождаясь при этом соответственно фразами «не более», «не менее», «более», «менее», «от», «до», «>», «≥», «≤», «<», а также сопровождается словами «в пределах», «не превышает», «не должно превышать», «в интервале», «в диапазоне», при указании диапазона с использованием символа «–», а также если верхний и нижний предел диапазона установлены символом «±», участником закупки в предложении устанавливается единственное конкретное значение, если иное не следует из данной инструкции».

В приложении № 2 к документации об Аукционе установлено по позиции 20: «свойства полипропилена S5/SDR 11: Плотность, кг/м³ 900-910; Водопоглощение за 24 ч., %: 0,01-0,03; Линейная усадка в форме, % : 1,0 -2,5; Теплостойкость при нагрузке 46 Н/см², °С: 140-145; Разрушающее напряжение при растяжении: 24,5-39; Модуль упругости при изгибе:1220-1670; Твердость по Роквеллу, α: 50-70; Удельное объемное электрическое сопротивление, Ом•см: 1016-1018; Ударная вязкость по Изоду с надрезом, кДж/м2: при 0°С: 3-5 и при минус 20°С: 2-3».

Изучив первую часть заявки Заявителя на участие в Аукционе, представленную представителями Заказчика на заседании Комиссии, Комиссия установила, что предложение Заявителя содержит, в том числе, следующие сведения по позиции 20 «свойства полипропилена S5/SDR 11: Плотность, кг/м³ 900-910; Водопоглощение за 24 ч., %: 0,01-0,03; Линейная усадка в форме, % : 1,0 -2,5; Теплостойкость при нагрузке 46 Н/см², °С: 140-145; Разрушающее напряжение при растяжении: 24,5-39; Модуль упругости при изгибе: 1220-1670; Твердость по Роквеллу, α: 50-70; Удельное объемное электрическое сопротивление, Ом•см: 1016-1018; Ударная вязкость по Изоду с надрезом, кДж/м2: при 0°С: 3-5 и при минус 20°С: 2-3», что не соответствует требованиям документации об Аукционе.

Согласно пункту 1.2 документации об Аукционе установлено: «исключения: показатели значений: рабочая температура; температура; температура окружающей среды; массовая доля летучих веществ; теплопроводность; температура рабочей среды; индекс; все что имеет дополнительное качество значения: относительное ,-ный, -ная, -ные (но если они при этом - не содержат в связке с собой такие слова как: не более, не менее, больше, меньше и т.п.); а так же такие показатели значений, как: условия хранения и транспортировки, устойчивость пены - являются неконкретными, неизменяемыми и указываются в соответствии с требованиями, установленными в описании объекта закупки».

В приложении № 2 к документации об Аукционе установлено, в том числе, по позиции 5 «Доска обрезная 40х150мм»: «сорт -1.Размер доски - 40х150 мм. Длина доски не менее 6 метров. Предельные отклонения от номинальных размеров согласно ГОСТ 24454-80. Пиломатериалы должны изготавливаться  из древесины хвойных пород по ГОСТ 8486-86 и представлять собой доску обрезную. Максимальная влажность должна быть не более 22%. Шероховатость поверхности не более 1250 мкм. Маркировка, пакетирование и транспортировка материалов должно производиться по ГОСТ 6564-84 и ГОСТ 19041-85. Гарантийный срок хранения не менее 12 месяцев с момента подписания соответствующего Акта приема-передачи Товара». Также аналогичные требования к характеристикам товаров установлены по позициям 6, 7, 15, 20, 21, 59, 60, 63, 64, 76.

Изучив первую часть заявки Заявителя на участие в Аукционе, представленную представителями Заказчика на заседании Комиссии, Комиссия установила, что в предложении Заявителя по позициям 5, 6, 7, 15, 20, 21, 59, 60, 63, 64, 76 вышеуказанные требования документации об Аукционе не учтены, что не соответствует требованиям документации об Аукционе.

Таким образом, довод Заявителя о том, что Аукционной комиссией неправомерно принято решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе, не нашел своего подтверждения.

2. В соответствии с частью 2 статьи 65 Закона о контрактной системе документация об Аукционе должна быть доступна для ознакомления в единой информационной системе без взимания платы.

В соответствии с частью 5 статьи 112 Закона о контрактной системе, Правительством Российской Федерации устанавливаются порядок и сроки ввода в эксплуатацию единой информационной системы. До ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация, подлежащая размещению в единой информационной системе, размещается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, ведение и обслуживание которого осуществляются по правилам, действовавшим до дня вступления в силу Закона о контрактной системе. Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок до ввода в эксплуатацию единой информационной системы осуществляет ведение официального сайта, в том числе обслуживание пользователей сайта, и развитие официального сайта в части формирования функциональных требований. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, до ввода в эксплуатацию единой информационной системы осуществляет обслуживание официального сайта, в том числе обеспечение бесперебойного функционирования официального сайта, развитие официального сайта в соответствии с функциональными требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

Согласно части 5.3 статьи 112 Закона о контрактной системе, до ввода в эксплуатацию единой информационной системы регистрация заказчиков и иных лиц, на которых распространяется действие Закона о контрактной системе, за исключением поставщиков (подрядчиков, исполнителей), на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.12.2010 № 646 и Федерального казначейства от 14.12.2010                № 21н утверждены Положения о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом      (далее – Положения). При этом пунктом 3 Положений установлено, что информация, размещаемая на официальном сайте, должна быть круглосуточно доступна пользователям официального сайта для ознакомления без взимания платы и иных ограничений.

В соответствии с пунктом 3 Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 16.11.2009 № 470 «О Требованиях к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти», информация в виде текста размещается на официальном сайте в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста.

На заседании Комиссии установлено, что размещенная Заказчиком на Официальном сайте документация об Аукционе ограничена для ознакомления, поскольку содержит в пунктах 20, 27 Приложения А документации об Аукционе латинскую букву «о» в слове «должен», что исключает возможность поиска фрагмента текста.

Таким образом, действия Заказчика нарушают часть 5 статьи 112 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты Аукциона, поскольку не явилось основанием для отказа в допуске участникам закупки к участию в Аукционе.

3. В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан приложить к документации о закупке, а при проведении запроса котировок – к извещению о проведении запроса котировок, проект контракта. При этом по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о закупке положениями Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта цены, условий или информации о товаре, предложенных победителем соответствующей закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

При этом частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определённый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.

Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063 (далее – Правила).

Следовательно, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, размер неустойки (штрафа, пени) подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке, а при проведении запроса котировок – к извещению о проведении запроса котировок.

Пунктом 6 Правил установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле, указанной в Правилах.

Пунктами 9.2, 9.3, 9.4, 9.5, 9.7 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено:

 

«В случае просрочки исполнения Исполнителем обязательства, предусмотренного Контрактом, Заказчик вправе потребовать уплату неустойки (пени). Неустойка (пени) начисляется за каждый день просрочки Исполнителем исполнения обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (пени) устанавливается Контрактом в размерах, определяемых в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013г. №1063, за каждый факт просрочки, но не менее законной неустойки, за каждый факт просрочки.

 

В случае оказания Услуги (до подписания Акта сдачи-приемки оказанных Услуг), несоответствующих требованиям Контракта к качеству Услуг, Исполнитель уплачивает штраф в размере ___________ за каждый факт оказания Услуг, несоответствующих требованиям Контракта к качеству Услуг.

 

В случае нарушения Исполнителем (до подписания Акта сдачи-приемки оказанных Услуг) сроков доведения Услуг до соответствия требованиям, установленным Контрактом, в том числе до надлежащего качества, установленных пунктом 6.14. Контракта, Заказчик вправе потребовать уплату неустойки (пени). Неустойка (пени) начисляется за каждый день просрочки Исполнителем исполнения обязательства, предусмотренного пунктом 6.14. Контракта, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного пунктом 6.14. Контракта срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (пени) устанавливается Контрактом в размерах, определяемых в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. № 1063, за каждый факт просрочки, но не менее законной неустойки, за каждый факт просрочки.

 

В случае неисполнения и (или) ненадлежащего исполнения гарантийных обязательств Исполнитель уплачивает штраф в размере ___________ за каждый факт нарушения гарантийного обязательства.

 

В случае просрочки исполнения Заказчиком обязательства по окончательному расчету за оказанную Услугу, предусмотренные Контрактом, Исполнитель вправе потребовать уплату неустойки (пени). Неустойка (пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (пени) устанавливается Контрактом в размере одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от размера окончательного расчета за оказанную Услугу) за каждый факт просрочки. Ответственность за просрочку Заказчиком обязательства по окончательному расчету за оказанную Услугу, предусмотренного Контрактом, не применяется в случае, если Исполнителем своевременно не исполнены обязательства по оказанию Услуги и (или) предоставлению документов на оплату».

В проекте государственного контракта Заказчиком не установлены условия об ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, а именно размер штрафа, пени в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения сторонами обязательств, предусмотренных контрактом.

Таким образом, Заказчиком в проекте контракта документации об Аукционе не установлены соответствующие требованиям Правил размер штрафа за ненадлежащее исполнение сторонами обязательств, предусмотренных контрактом, и размер пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом.

Вышеуказанные действия Заказчика нарушают части 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Управляющая компания Бекар» необоснованной.

 2. Признать в действиях Заказчика нарушения частей 5, 7, 8 статьи 34, части 5 статьи 112 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

4.         Передать материалы дела от 13.07.2015 № К-829/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.