Решение по делу К–760/15 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Строительство и капремонт

Орган, рассматривающий жалобу

ФАС России

Содержание жалобы

отказ в допуске

Результат рассмотрения жалоб

необоснованна

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу К–760/15 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок

25.06.2015Москва

 

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия) рассмотрев жалобу ООО «СервисЦентр» (далее – Заявитель) на действия  аукционной комиссии Министерства обороны Российской Федерации (далее –Аукционная комиссия) при проведении Министерством обороны Российской Федерации (далее - Заказчик),ООО «РТС-тендер» (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по текущему ремонту объектов служебно-технической застройки войсковой части 59882 (Республика Крым) для нужд Министерства обороны Российской Федерации (номер извещения 0173100004515000951) (далее – Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии, принявшей необоснованное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.

Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Аукционная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в  соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1)        извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru – 18.05.2015;

2)        начальная (максимальная) цена контракта –  12 613 942, 57 рубля;

3)        на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки;

4)        к участию в Аукционе допущен 1 участник закупки;

5)        дата проведения Аукциона – 18.06.2015;

6)        Аукцион признан несостоявшимся, в связи с тем, что единственная вторая часть заявки участника Аукциона не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, документации об Аукционе.

1. В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:                                                       1) не предоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации; 2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе от 15.06.2015 № 1029/З/ЭА/1 Аукционной комиссией отказано Заявителю в допуске к участию в Аукционе в связи с тем, что Заявитель представил в заявке информацию, несоответствующую требованиям документации об Аукционе, а именно по позиции «Сетка сварная с ячейкой 10 из арматурной стали А-I и А-II диаметром 10 мм 1т на 1т»: «Арматура из стали гладкой класса А-I удовлетворяет требованиям ГОСТ 5781-82 - предел текучести: 235 Н/мм2, временное сопротивление разрыву: 373 Н/мм2; относительное удлинение: 25%. Арматура из стали периодического профиля класса А-II удовлетворяет требованиям ГОСТ 5781 - предел текучести: 295 Н/мм2, временное сопротивление разрыву: 490 Н/мм2; относительное удлинение: 19%»; по позиции «Бетон тяжелый для дорожных покрытий и оснований, крупность заполнителя 12 мм»: «цемент нормированного минералогического состава по ГОСТ Р 55224-2012 - содержание С₃А: 7%».

Согласно пункту 1.1 документации об Аукционе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию: конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара предлагаемого для поставки».

Согласно пункту 1.2 документации об Аукционе «Показатели значений со словами в их описании фракция щебня, температура применения, предел текучести, временное сопротивление разрыву, относительное удлинение, содержание С3А, крупность, ПГЧ (пылевых и глинистых частиц) являются неконкретными неизменяемыми и не могут изменяться, указываются в соответствии с требованиями, установленными в описании объекта закупки».

В приложении №2 к документации об электронном аукционе установлено: по позициям № 17, № 36 – Арматура (Армирование цементобетонных покрытий сетками - Сетка сварная с ячейкой 10 из арматурной стали А-I и А-II диаметром 10 мм 1т на 1т): «арматура из стали гладкой класса А-I должна удовлетворять требованиям ГОСТ 5781-82 - предел текучести не менее 235 Н/мм2, временное сопротивление разрыву не менее 373 Н/мм2; относительное удлинение не менее 25%. Арматура из стали периодического профиля класса А-II должна удовлетворять требованиям ГОСТ 5781 - предел текучести не менее 295 Н/мм2, временное сопротивление разрыву не менее 490 Н/мм2; относительное удлинение не менее 19%»; по позициям №18, № 37 – Бетон (Бетон тяжелый для дорожных покрытий и оснований, крупность заполнителя 12 мм, класс Б35 (М450)): «цемент нормированного минералогического состава по ГОСТ Р 55224-2012 - содержание С₃А - не более 7%».

Изучив первую часть заявки Заявителя на участие в Аукционе, представленную представителями Заказчика на заседании Комиссии, Комиссия установила, что предложение Заявителя содержит, в том числе, следующие сведения по позиции «Сетка сварная с ячейкой 10 из арматурной стали А-I и А-II диаметром 10 мм 1т на 1т»: «Арматура из стали гладкой класса А-I удовлетворяет требованиям ГОСТ 5781-82 - предел текучести: 235 Н/мм2, временное сопротивление разрыву: 373 Н/мм2; относительное удлинение: 25%. Арматура из стали периодического профиля класса А-II удовлетворяет требованиям ГОСТ 5781 - предел текучести: 295 Н/мм2, временное сопротивление разрыву: 490 Н/мм2; относительное удлинение: 19%»; по позиции «Бетон тяжелый для дорожных покрытий и оснований, крупность заполнителя 12 мм»: «цемент нормированного минералогического состава по ГОСТ Р 55224-2012 - содержание С₃А: 7%», что не соответствует требованиям документации об Аукционе.

Таким образом, довод Заявителя о том, что Аукционной комиссией неправомерно принято решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе, не нашел своего подтверждения.

2. В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан приложить к документации о закупке, а при проведении запроса котировок – к извещению о проведении запроса котировок, проект контракта. При этом по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о закупке положениями Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта цены, условий или информации о товаре, предложенных победителем соответствующей закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

При этом частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определённый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.

Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063 (далее – Правила).

Следовательно, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, размер неустойки (штрафа, пени) подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке, а при проведении запроса котировок – к извещению о проведении запроса котировок.

Пунктом 6 Правил установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле, указанной в Правилах.

Пунктами 16.3, 16.4, 16.6, 16.8 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено:

В случае просрочки исполнения Исполнителем своих обязательств, предусмотренных Контрактом, Государственный заказчик вправе потребовать уплату неустойки (пени). Неустойка (пеня) начисляется за каждый день просрочки Исполнителем исполнения обязательства начиная со дня, следующего после дня истечения установленного срока исполнения обязательства по Контракту. Размер такой неустойки (пени) устанавливается в размерах, определяемых в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. № 1063, за каждый факт просрочки, но не менее законной неустойки, за каждый факт просрочки.

В случае нарушения сроков выполнения этапов Работ, предусмотренных Контрактом, Государственный заказчик вправе потребовать уплату неустойки (пени). Неустойка (пеня) начисляется за каждый день просрочки Исполнителем  исполнения данного обязательства начиная со дня, следующего после дня истечения установленного срока исполнения обязательства по Контракту. Размер такой неустойки устанавливается в размерах, определяемых в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. № 1063, за каждый факт просрочки, но не менее законной неустойки, за каждый факт просрочки.

Исполнитель уплачивает Государственному заказчику за задержку устранения дефектов в Работах и Конструкциях, против сроков, предусмотренных актом, составленным в соответствии с Контрактом (в том числе, в случае неявки Исполнителя – односторонним актом), неустойку в размерах, определяемых в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. № 1063, за каждый факт просрочки, но не менее законной неустойки, за каждый факт просрочки.

В случае неисполнения и (или) ненадлежащего исполнения гарантийных обязательств Исполнитель уплачивает штраф в размере ___________за каждый факт нарушения гарантийного обязательства.

Исполнитель при нарушении обязательств по Контракту уплачивает Государственному заказчику:

за несвоевременное освобождение строительной площадки от принадлежащего ему имущества – неустойку в размерах, определяемых в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. № 1063, за каждый факт просрочки, но не менее законной неустойки, за каждый факт просрочки; в случае отказа от освобождения строительной площадки и передачи Заказчику исполнительной документации – неустойку в размерах, определяемых в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. № 1063, за каждый факт просрочки, но не менее законной неустойки, за каждый факт просрочки; в случае применения административными органами имущественных санкций к Заказчику и (или) Государственному заказчику, если они явились результатом нарушения Исполнителем своих обязанностей или совершения Исполнителем  иных действий, влекущих применение к Заказчику и (или) Государственному заказчику имущественных санкций, Исполнитель компенсирует Заказчику и (или) Государственному заказчику убытки в размере взысканных санкций.

В проекте государственного контракта Заказчиком не установлены условия об ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, а именно размер штрафа, пени в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения сторонами обязательств, предусмотренных контрактом.

Таким образом, Заказчиком в проекте контракта документации об Аукционе не установлены соответствующий требованиям Правил размеры штрафа за ненадлежащее исполнение сторонами обязательств, предусмотренных контрактом, и размер пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом.

Вышеуказанные действия Заказчика нарушают части 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Комиссия пришла к выводу, что вышеуказанное нарушение Закона о контрактной системе, допущенное Заказчиком, не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия

 

ЕШИЛА:

1.         Признать жалобу ООО «СервисЦентр» необоснованной.

2.         Признать в действиях Заказчика нарушение частей 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.

3.         В связи с тем, что Аукцион не состоялся, предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 25.06.2015 по делу № К– 760/15 не выдавать.

4.         Передать материалы дела от 25.06.2015 № К–760/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.