Решение по делу К–549/15 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Строительство и капремонт

Орган, рассматривающий жалобу

ФАС России

Содержание жалобы

ограничение количества участников путем объединения

Результат рассмотрения жалоб

необоснованна
выдано предписание об аннулировании закупки

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу К–549/15 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок

13.05.2015Москва

 

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия) рассмотрев жалобу ООО «Абисцет» (далее – Заявитель) на действия  Министерства обороны Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ООО «РТС-тендер» (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на закупку работ по сервисному обслуживанию и ремонту автономного полевого лагеря/городка закрытого цикла жизнеобеспечения для нужд Министерства обороны Российской Федерации (номер извещения 0173100004515000589) (далее – Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, объединившего в один лот товары, технологически и функционально не связанные между собой, что ограничивает количество участников закупки.

Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в  соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1)        извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru – 17.04.2015;

2)        начальная (максимальная) цена контракта – 133 663 980 рублей;

3)        дата окончания подачи заявок – 12.05.2015;

4)        дата проведения Аукциона – 22.05.2015.

 

1. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчик неправомерно объединил в один объект закупки мебель, технику, оборудование различного назначения, товары, технологически и функционально не связанные между собой, что ограничивает число участников закупки.

Вместе с тем, Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих ограничение количества участников при закупке товаров, входящих в предмет Аукциона.

Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчик неправомерно объединил в один объект закупки (один лот) поставку товаров, технологически и функционально не связанных между собой, что ограничивает количество участников закупки, не нашел своего подтверждения.

2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно приложению 2 «Наименование и описание объекта закупки» документации об Аукционе работы по осуществлению сервисного обслуживания и ремонта автономного полевого лагеря/городка закрытого цикла жизнеобеспечения (далее – работы) включают в себя:

- плановое техническое обслуживание (ПТО);

- текущий ремонт (ТР);

ПТО - плановое техническое обслуживание элементов АПЛ 500:

- проверка технического состояния элементов АПЛ 500 через установленные интервалы времени, независимо от состояния;

- чистка, смазка, настройка и регулировка элементов АПЛ 500;

- плановая замена пришедших в негодность элементов АПЛ 500, имеющих признаки повреждения или рассматриваемых как исчерпавших предусмотренный срок службы;

- устранение неисправностей, выявленных в ходе проведения ПТО.

ТР – текущий ремонт элементов АПЛ 500:

- ремонт, выполняемый для восстановления работоспособности элементов АПЛ 500, внепланово вышедших из строя в процессе эксплуатации или аварий любого происхождения;

- незамедлительное устранение факторов аварийной ситуации, вызывающих увеличение ущерба и опасности вследствие аварии».

Раздел 3.1.3. документации об Аукционе содержит состав элементов АПЛ 500 (для одного АПЛ 500), в том числе, малогабаритная каркасно-тентовая палатка для проживания, временного размещения больных, организации сушилок, проживания персонала столовой, крупногабаритная каркасно-тентовая палатка, варочная контейнерная кухня, холодная кухня, посудомоечный контейнер.

Согласно Приложению 3а «Расчет цены единицы работ (нормо-часа), цены запасных частей, цены расходных материалов» документации об Аукционе к поставке требуются, в том числе: Зонт вытяжной, пристенного типа, с фильтром – жироуловителем, 2000*1000*500 OZTI, арт. 7885.20105.11; Картофелечистка, 10 кг, 220 В; Кипятильник КВЭ-30; Кондиционер модель Dantherm AC-M5W; Кресло М 101-01; Мармит 1-х блюд ПМЭС-70-КМ-01; Машина посудомоечная МПК-1100К; Медицинская кушетка; Одноярусная кровать (1900 х 800 мм); Обогреватель шкафов автоматики PTC 75 ватт (Plastim), арт.: PHT075; Складной стул M8 в хроме гальваническом (металлик); Стол предмоечный СПМП-6-7 для фронт.посудом.машины (1700*671 мм,  душ-стойка, сбор отх,); Стол рабочий OZTI со шкафом, бортом, 2-мя полками и группой выдвижных ящиков; двери-купе (1400*700*850 мм), арт. 7911.14070.56; Стол офисный 1400х740х740; Шкаф для одежды одностворчатый 1750х400х500; Шкаф офисный для документов одностворчатый.

Следовательно, Заказчиком в один предмет закупки объединены технологическое обслуживание лагеря/городка и поставка мебели и оборудования, технологически и функционально не связанных с объектом технологического обслуживания, что ограничивает количество участников закупки.

Таким образом, действия Заказчика, неправомерно объединившего в один предмет закупки работы по организации технологического обслуживания, а также поставку мебели и оборудования, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан приложить к документации о закупке, а при проведении запроса котировок – к извещению о проведении запроса котировок, проект контракта. При этом по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о закупке положениями Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта цены, условий или информации о товаре, предложенных победителем соответствующей закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

При этом частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определённый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.

Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063 (далее – Правила).

Следовательно, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, размер неустойки (штрафа, пени) подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке, а при проведении запроса котировок – к извещению о проведении запроса котировок.

Пунктом 6 Правил установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле, указанной в Правилах.

Пунктами 10.2, 10.3, 10.4, 10.5, 10.8 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено:

«В случае просрочки исполнения Исполнителем обязательства, предусмотренного Контрактом, Заказчик вправе потребовать уплату неустойки (пени). Неустойка (пени) начисляется за каждый день просрочки Исполнителем исполнения обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (пени) устанавливается Контрактом в размерах, определяемых в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. № 1063, за каждый факт просрочки, но не менее законной неустойки, за каждый факт просрочки.

В случае выполнения Работ (до подписания Акта сдачи-приемки выполненных Работ), несоответствующих требованиям Контракта к качеству Работ, Исполнитель уплачивает штраф в размере ___________ за каждый факт выполнения Работ, несоответствующих требованиям Контракта к качеству Работ.

В случае нарушения Исполнителем (до подписания Акта сдачи-приемки выполненных Работ) сроков доведения результата Работ до соответствия требованиям, установленным Контрактом, в том числе до надлежащего качества, установленных пунктом 7.13. Контракта, Заказчик вправе потребовать уплату неустойки (пени). Неустойка (пени) начисляется за каждый день просрочки Исполнителем исполнения обязательства, предусмотренного пунктом 7.13. Контракта, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного пунктом 7.13. Контракта срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (пени) устанавливается Контрактом в размерах, определяемых в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. № 1063, за каждый факт просрочки, но не менее законной неустойки, за каждый факт просрочки.

В случае неисполнения и (или) ненадлежащего исполнения гарантийных обязательств Исполнитель уплачивает штраф в размере ___________ за каждый факт нарушения гарантийного обязательства.

В случае просрочки исполнения Заказчиком обязательства по авансированию (окончательному расчету за выполненные Работы), предусмотренного Контрактом, Исполнитель вправе потребовать уплату неустойки (пени). Неустойка (пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (пени) устанавливается Контрактом в размере одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от размера просроченного авансового платежа (размера окончательного расчета за выполненные Работы) за каждый факт просрочки. Ответственность за просрочку Заказчиком обязательства по окончательному расчету за выполненные Работы, предусмотренного Контрактом, не применяется в случае, если Исполнитель своевременно не исполнены обязательства по выполнению Работ и (или) предоставлению документов на оплату».

В проекте государственного контракта Заказчиком не установлены условия об ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, а именно размер штрафа, пени в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения сторонами обязательств, предусмотренных контрактом.

Таким образом, Заказчиком в проекте контракта документации об Аукционе не установлены соответствующий требованиям Правил размеры штрафа за ненадлежащее исполнение сторонами обязательств, предусмотренных контрактом, и размер пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом.

Вышеуказанные действия Заказчика нарушают части 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 , пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Абисцет» необоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 5, 7, 8 статьи 34,  пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

4. Передать материалы дела от 13.05.2015 № К–549/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.