РЕШЕНИЕ от 16 декабря 2019 г. по делу № 19/44/105/3463 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Техническое обслуживание

Орган, рассматривающий жалобу

ФАС России

Содержание жалобы

описание объекта закупки

Результат рассмотрения жалоб

есть нарушение, предписание не выдавать

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Д" (далее - Заявитель) на действия Арбитражного суда Московского округа (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ЗАО "С" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по комплексному эксплуатационно-техническому обслуживанию здания суда с прилегающей территорией (номер извещения в единой информационной системе всфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0173100004219000019) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы поисполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом установившего требования к характеристикам товаров, используемых при оказании услуг, подлежащих указанию в составе первой части заявки на участие в Аукционе.
Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 13.12.2019 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 16.12.2019.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 12.11.2019;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 30 058 498 рублей;
3) источник финансирования - федеральный бюджет;
КБК - 43801059090090019244;
4) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
5) дата и время окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 10.12.2019;
6) на участие в Аукционе подано 7 заявок от участников закупки;
7) к участию в Аукционе допущено 5 заявок от участников закупки;
8) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 4 участника Аукциона, признанные соответствующими требованиям документации об Аукционе и Закону о контрактной системе;
9) победителем Аукциона признано ООО "П" с предложением о цене контракта в размере 22 528 754, 51 рубля.
1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком ненадлежащим образом установлены требования к характеристикам товаров, используемых при оказании услуг, подлежащих указанию в составе первой части заявки на участие в Аукционе.
В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Пунктом 18.1 документации об Аукционе установлено, что первая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать, в том числе, конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об Аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об Аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об Аукционе.
Приложением N 1 "Сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере и иные сведения о товаре" к техническому заданию документации об Аукционе (далее - Форма 2) установлены требования к товарам, в том числе в отношении товара по позиции N 25 "Лента изоляционная":
- "Цвет ленты - должен быть черный/желтый, красный;
- Ширина желтой ленты - должна быть не менее 13;
- Ширина черной ленты - должна быть не менее 27 мм".
Согласно инструкции по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе (далее - Инструкция), если в требуемых характеристиках стоит знак "/" разделяющий характеристики товаров, типы и т.д., а перед последним стоит знак "и" или знак "," необходимо выбрать одну из характеристик, марок, типов и т.д. перечисленных через знак "/", а также ту характеристику, марку, тип и т.д. стоящую после знака "и" или знака ",".
Вместе с тем, при заполнении заявки не представляется возможным одновременное указание характеристики показателя цвет ленты "черный" и характеристики "Ширина желтой ленты".
Кроме того, из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком установлены требования в отношении товара "Лента изоляционная", не позволяющие потенциальным участникам закупки определить потребность Заказчика.
Согласно Форме 2 по товару "Лента изоляционная" установлено, в том числе следующее требование:
- "Внешний вид рулона - Поверхность рулона должна быть гладкой. Выпуклость витков ленты и сквозные зазоры между витками на торцах рулона присутствуют/ отсутствуют".
В соответствии с Инструкцией знак "/", как и слово "или" разделяющие характеристики товара (материала) означают, что участнику необходимо выбрать одну из перечисленных через данный символ или слово характеристик материала.
Согласно вышеуказанному положению Инструкции, по указанной характеристике необходимо представить значение "выпуклость витков ленты и сквозные зазоры между витками на торцах рулона присутствуют", либо "отсутствуют".
Таким образом, учитывая положения Инструкции и Формы 2 при указании участником закупки значения показателя "отсутствуют" в отношении характеристики "внешний вид рулона" отсутствует часть фразы, передающая смысловое значение предлагаемого показателя.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что требования в отношении товаров, указанные в техническом задании документации об Аукционе, препятствуют корректному заполнению участниками закупки заявки на участие в Аукционе и вводят участников закупки в заблуждение (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
Также на заседании Комиссии установлено, что в соответствии с Формой 2 установлены, в том числе, следующие требования к товарам:
- пункт 9 "Смазка тип 2": Температура каплепадения должна быть не ниже 78°С";
- пункт 11 "Канифоль сосновая": Массовая доля золы - не более 0,04%;
- пункт 18 "Олифа": Время высыхания до степени 3 при температуре (20+/-2) °С [не более 24] ч;
- пункт 30 "Смесь шпатлевочная тип 1": Водоудерживающая способность шпатлевочных смесей, готовых к применению должна быть не менее 95%; "Наибольшая крупность зерен заполнителя шпатлевочной смеси" и другие.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, сведения о результатах испытаний таких товаров, сведений химического и компонентного состава товаров, не предусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, используемый при выполнении работ, для представления подробных сведений химического и компонентного состава товаров, а также о результатах испытаний таких товаров (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
Учитывая вышеизложенное, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе надлежащим образом требования к составу заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку по указанным положениям технического задания документации об Аукционе заявки на участие в Аукционе не отклонялись.
2. Согласно части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
В соответствии со сведениями, размещенными в ЕИС, извещение о проведении электронного аукциона от 12.11.2019 N 0173100004219000019 опубликовано Заказчиком 12.11.2019, при этом срок окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 21.11.2019.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком 03.12.2019 в 10:30 внесены изменения в проект государственного контракта документации об Аукционе, которые размещены в ЕИС 03.12.2019, то есть в нарушение сроков, установленных частью 6 статьи 65 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 6 статьи 65 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, ввиду отсутствия информации о нарушении прав третьих лиц, а также учитывая, что вышеуказанные изменения были направлены на устранение нарушений, выявленных Комиссией ФАС России от 26.11.2019 по делу N 19/44/105/3132, Комиссии не представляется возможным сделать вывод о том, что вышеуказанное нарушение повлияло или могло повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ООО "Д" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 1 статьи 64, части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя) предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.