Решение по делу К–1436/15 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Строительство и капремонт

Орган, рассматривающий жалобу

ФАС России

Содержание жалобы

описание объекта закупки
инструкция по заполнению заявок

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована
выдано предписание о не учитывании незаконных

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу К–1436/15 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок

29.10.2015Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия) рассмотрев жалобу ООО «Центр сопровождения контрактов» (далее – Заявитель) на действия Министерства иностранных дел Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ЗАО «Сбербанк-АСТ» (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку и установку стационарного стеллажного оборудования в архивное хранилище МИД России (номер извещения 0173100002215000080) (далее – Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент),

 

УСТАНОВИЛА:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившего в документации об Аукционе излишние требования к стационарному стеллажному оборудованию, а также не установившего надлежащим образом инструкцию по заполнению заявок на участие в Аукционе, что не позволяет участникам закупки сформировать свои предложения для участия в Аукционе.

Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru – 13.10.2015;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – Аукцион;

3) начальная (максимальная) цена контракта – 871 798,76 рублей;

4) на участие в Аукционе подано 5 заявок от участников закупки;

5) к участию в Аукционе допущено 5 участников закупки;

6) дата проведения Аукциона – 02.11.2015.

1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Пунктом 3 части VI «Техническая часть» документации об Аукционе установлены, в том числе следующие требования к многоуровневой односторонней стационарной металлической конструкции: «высота – 2410 мм, ширина – 2040 мм, глубина – 320 мм, (+/-20 мм), уровень по высоте 6 + 1, – 1 шт. Многоярусная односторонняя стационарная конструкция в собранном виде должна представлять собой собранный двухсекционный односторонний металлический каркас. Каркас должен включать:

Вертикальные перфорированные сплошные панели сложногнутого профиля с фронтальным округлым трубовидным ребром (диаметр ребра – 18 (+/-1 мм) мм) и Г-образным задним ребром (ширина ребра – 35 (+/-5 мм) мм) по всей высоте, соединенных горизонтальными профнастилами с максимально-допустимой нагрузкой 110 (+/-10 кг) кг. Вертикальные перфорированные панели должны быть укомплектованы подпятниками по 2 (два) шт. на каждую панель. Размер подпятника – 60х40 (+/-5 мм) мм. Материал подпятников – сталь, толщина металла – 2,1 (+/-0,1 мм) мм. Покрытие - порошковый полимер. Перфорация панелей должна быть двойной вертикальной с шагом 25 (+/-1 мм) мм – по центрам перфораций по всей высоте панелей. Размер каждого из двух отверстий для клипсы (держателя горизонтальных профнастилов) составляет 12х2,5 (+/-0,2 мм) мм. Расстояние между этими отверстиями для установки клипсы (держателя горизонтальных профнастилов) должно составлять по осям отверстий по горизонтали 10 (+/-0,2 мм) мм. Ширина панели в местах соединения с горизонтальными настилами должна составлять 1,2 (+/-0,2 мм) мм. Общая глубина (расстояние в глубину односторонней секции каркаса) каждой из вертикальных перфорированных панелей должна составлять 320 (+/-2 мм) мм. Материал панелей – сталь, толщина металла панели – 1,2 (+/-0,2 мм) мм. Покрытие – порошковый полимер. Покрытие всех деталей многоярусных конструкций должно быть равномерным, без образования остаточных металлических заусенцев в необработанных местах среза, рубки и пробивки отверстий в деталях в целях предотвращения травмирования рук пользователей.

Вертикальные перфорированные сплошные панели должны соединяться горизонтальными профнастилами. Между перфорированными вертикальными сплошными панелями и горизонтальными профнастилами должны полностью отсутствовать зазоры для предотвращения попадания (проваливания) тонких документов. Горизонтальные металлические профнастилы должны представлять собой плоскостную деталь с двумя боковыми (торцевыми) и двумя продольными ребрами жесткости. Каждое из двух продольных ребер жесткости должно иметь 2 (два) гиба. Каждое из двух торцевых ребер должно иметь 2 (два) гиба, а также 2 (два) специальных паза (отверстия) для установки на клипы. На всех углах горизонтальных настилов ребра жесткости связаны в замок путем пробивки паза в одном ребре и загиба лепестка другого ребра, без использования сварки. Размер паза торцевого ребра жесткости горизонтальных настилов – 9х6 мм (+/-1 мм) мм. Каждый горизонтальный профнастил должен крепиться безболтовым способом крепления с помощью двух вертикальных двухточечных металлических оцинкованных клипов. Высота клипа должна составлять 24 (+/-0,2 мм) мм. Ширина клипа должна составлять 11,5 (+/-0,1 мм) мм. Глубина клипа должна быть 14 (+/-0,2 мм) мм. Толщина металла клипа должна составлять 1,5 (+/-0,1 мм) мм. Покрытие – оцинковка. Болтовое крепление запрещается. Каждый клип должен вставляться в вертикальные перфорационные отверстия двухточечным способом с установленным для книг расстоянием. Расстояние между горизонтальными настилами в чистоте должно составлять 370 (+/-25 мм) мм. Количество горизонтальных перекрытий (настилов) по высоте должно быть 7 (семь) шт. Длина горизонтальных профнастилов должна позволять вписаться в общий габарит многоярусной стационарной конструкции по ширине конструкции – 2040 (+/-5 мм) мм. Длина горизонтальных настилов в чистоте должна составлять 1050 (+/-50 мм) мм. Высота каждого горизонтального настила должна составлять 28 (+/-2 мм) мм. Глубина каждого отдельного горизонтального настила должна быть 310 (+/-10 мм) мм. Распределенная нагрузка на каждый горизонтальный настил должна составлять не менее 110 (+/-10 кг) кг. Материал настилов – сталь, толщина металла настилов – 1 (+/-0,2 мм) мм. Покрытие рабочих профнастилов (кроме нижнего) – порошковый полимер. Покрытие нерабочих (верхних) профнастилов и рабочих нижних профнастилов – порошковый полимер.

Продольная жесткость конструкции должна быть обеспечена сплошной задней стенкой. Сплошные задние стенки должны устанавливаться между рабочими горизонтальными профнастилами по всей длине профнастила и по всей высоте многоярусной конструкции для предотвращения случайного перемещения бумажных носителей информации с одного профнастила на другой, либо падения за стационарную конструкцию. Сплошная задняя стенка должна устанавливаться по 1 шт. в каждую секцию, т.е. общее количество стенок на одну данную конструкцию должно быть 2 (две) штуки. Сплошная задняя стенка должна крепиться заклепками. Материал сплошной задней стенки – сталь, толщина – 1,0 (+/-0,2 мм) мм. Покрытие – порошковый полимер. Высота от пола до первой полки многоярусной конструкции должна составлять 150 (+/-20 мм) мм. Для обеспечения дополнительной устойчивости и безопасности собранная в ряд двухсекционная стационарная конструкция должна быть закреплена анкерами к стене в 2 (двух) точках в верхней части конструкции. Торцевые части конструкции должны закрываться декоративными панелями без перфорации. Материал лицевых панелей – сталь, толщина – 1 (+/-0,1 мм) мм. Общая ширина каждой из вертикальных лицевых панелей должна составлять 315 (+/-5 мм) мм. Покрытие – порошковый полимер. Общее количество лицевых панелей на каждую многоярусную конструкцию должно составлять 2 (две) штуки. На лицевые панели всех стационарных конструкций, со стороны прохода, устанавливаются по 1 (одной) пластиковой табличке-регистратору формата А5. Материал – прозрачное бесцветное оргстекло, толщина – 1,5 (+/-0,2 мм) мм. Крепление должно осуществляться при помощи двухстороннего вспененного скотча».

На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что указанные показатели к многоуровневой односторонней стационарной металлической конструкции установлены исходя из потребностей Заказчика, в том числе обусловлены соответствующими характеристиками архивных помещений, в которых планируется размещение металлических конструкций.

Вместе с тем, представителем Заявителя не представлено доказательств и сведений, свидетельствующих о том, что указанные показатели к многоуровневой односторонней стационарной металлической конструкции не позволяет участникам закупки сформировать свое предложение на участие в Аукционе, в связи с чем, довод Заявителя своего подтверждения не нашел.

Изучив представленную представителями Заказчика документацию об Аукционе, Комиссия приходит к выводу о том, что установленная инструкция по заполнению заявок на участие в Аукционе не определяет какие именно значения параметров «не менее» подлежат указанию участниками закупки в своих заявках, а также в указанной инструкции не указаны единицы измерения показателя «уровень по высоте».

Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации надлежащую инструкцию по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Комиссией установлено, что отсутствие надлежащей инструкции по заполнению заявок не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку ни одна из поданных заявок на участие в Аукционе не отклонена единой комиссией Заказчика.

2. В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

При этом частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте в том числе размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.

Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063.

Следовательно, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, размер неустойки (штрафа, пени) подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке, а при проведении запроса котировок – к извещению о проведении запроса котировок.

Пунктами 7.5, 7.6 проекта государственного контракта Конкурсной документации установлено: «В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Исполнителем обязательств, предусмотренных государственным контрактом, за исключением просрочки исполнения Исполнителем обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных государственным контрактом, Исполнитель уплачивает Заказчику штраф в размере __% от цены государственного контракта, что составляет _______ (_______) рублей.

Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных государственным контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных государственным контрактом. Размер штрафа устанавливается государственным контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном вышеназванным Постановлением, в размере __% от цены государственного контракта, что составляет _______ (_______) рублей. В соответствии со ст.239 Бюджетного кодекса РФ уплата неустойки Заказчиком осуществляется на основе судебного акта».

Таким образом, Заказчиком в проекте государственного контракта Конкурсной документации не установлены соответствующие требованиям Правил размеры штрафа за ненадлежащее исполнение сторонами обязательств, предусмотренных государственным контрактом.

Вышеуказанные действия Заказчика нарушают части 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Центр сопровождения контрактов» обоснованной в части отсутствия в документации об Аукционе надлежащей инструкции по заполнению заявок на участие в Аукционе.

2. Признать в действиях Заказчика нарушения частей 5, 8 статьи 34, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы дела от 29.10.2015 № К–1436/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.