Решение по делу К–734/15 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Продукты питания

Орган, рассматривающий жалобу

ФАС России

Содержание жалобы

описание объекта закупки

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу К–734/15 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок

19.06.2015Москва

 

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия) рассмотрев жалобу Общероссийской общественной организации «Гражданский контроль государственных закупок» (далее – Заявитель) на действия  Федеральной таможенной службы (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ЗАО «Сбербанк-АСТ» (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку индивидуальных рационов питания, рационов питания для экипажей самолётов и вертолётов на запасных аэродромах (номер извещения 0173100001515000049) (далее – Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:

1. Заказчиком в документации об Аукционе установлены требования к упаковке и маркировке лекарственного препарата, требуемого к поставке совместно с индивидуальными рационами питания, что ограничивает количество участников закупки.

2. Заказчик в документации об Аукционе установил требование относительно предоставления информации о производителе продукции в нарушение требований Закона о контрактной системе.

Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в  соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1)        извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru – 29.05.2015;

2)        начальная (максимальная) цена контракта –   5 658 640, 70 рублей;

3)        на участие в Аукционе подано 5 заявок от участников закупки;

4)        к участию в Аукционе допущено 5 участников закупки;

5)        дата проведения Аукциона – 22.06.2015.

 

1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно доводу жалобы Заказчик в документации об Аукционе устанавливает требования к упаковке и маркировке лекарственного средства, требуемого к поставке в составе рационов питания, что ограничивает количество участников закупки.

Согласно извещению, документации об Аукционе предметом закупки является поставка индивидуальных рационов питания, рационов питания для экипажей самолётов и вертолётов на запасных аэродромах.

На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что требования к характеристикам товаров, в том числе требования к упаковке рационов питания и его комплектующих, установлены в соответствии с потребностями Заказчика.

Вместе с тем, из приведенных представителем Заявителя сведений сделать вывод о том, что установленные требования к упаковке и маркировке лекарственного средства, требуемого к поставке в составе рационов питания, ограничивают количество участников закупки, не представляется возможным.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация  об Аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией; конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе установлены требования к наименованию производителя товара в нарушение положений Закона о контрактной системе.

Согласно подпункту 1.3.1 Информационный карты документации об Аукционе «участник Аукциона в первой части заявки должен указать наименование страны происхождения и информацию о производителе продукции с указанием кода страны по ОКСМ».

Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе требования о предоставлении информации о производителе продукции, нарушают часть 3 статьи 33, пункт 1 часть 3 статьи 66 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При этом, выявленное нарушение положений Закона о контрактной системе не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в связи с тем, что указанное требование не явилось основанием для отказа участникам закупки в допуске к участию в Аукционе.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2,  пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать  жалобу Общероссийской общественной организации «Гражданский контроль государственных закупок» обоснованной в части установления требований к производителю товаров, поставка которых является предметом контракта.

2. Признать в действиях  Заказчика нарушения  части 3 статьи 33, пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.

3. В связи с тем, что выявленное нарушение положений Закона о контрактной системе не повлияло на определение поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.

4. Передать материалы дела от 18.06.2015 № К–734/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.