Решение по делу № ВП – 111/15 о результатах внеплановой проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Строительство и капремонт

Орган, рассматривающий жалобу

ФАС России

Содержание жалобы

описание объекта закупки
иное

Результат рассмотрения жалоб

необоснованна

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № ВП – 111/15 о результатах внеплановой проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок

19.10.2015Москва

 

 

На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 03.07.2015 № 555/15 «О создании комиссии по контролю в сфере закупок» Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия) рассмотрев обращение ООО «СТРОЙТЕХГРУПП» (далее – Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Министерство финансов Российской Федерации (далее - Заказчик), при проведении ЗАО «Сбербанк-АСТ» (далее - Оператор электронной площадки), Заказчиком электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту (номер извещения 0173100000115000048) (далее – Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 03.07.2015 № 555/15,

 

УСТАНОВИЛА:

В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:

1. В проекте контракта документации об Аукционе не установлено требование о предоставлении Заказчиком отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2015 г. № 196 «О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2015 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)» (далее – Постановление № 196).

2. В документации об Аукционе Заказчиком не предусмотрена возможность заключения контракта с участником, в отношении которого действует специальная налоговая система.

3. В проекте государственного контракта установлен конкретный размер обеспечения исполнения контракта, что вводит участников закупки в заблуждение относительно прав и обязанностей исполнителя по контракту.

4. В приложении к документации об Аукционе установлено требование к конкретному поставляемому товару, что ограничивает количество участников закупки, и соответствуют продукции только одного производителя.

В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:

1) извещение о проведении Аукциона размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее – Официальный сайт) – 22.09.2015;

2) начальная (максимальная) цена контракта – 14 503 000 рублей;

3) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;

4) к участию в Аукционе допущено 2 участника закупки;

5) дата проведения Аукциона – 12.10.2015;

6) в период проведения Аукциона поданы предложения о цене контракта от 2 участников Аукциона;

7) минимальное предложение о цене контракта – 13 461 186,86;

8) победителем Аукциона признано ООО «Электронные системы безопасности» с предложением о цене контракта 13 461 186,86.

1. По мнению Заявителя, в проекте контракта документации об Аукционе не установлено требование о предоставлении Заказчиком отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) в соответствии с Постановлением № 196.

Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

При этом частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определённый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.

Согласно части 6.1 статьи 34 Закона о контрактной системе в 2015 году в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).

Постановлением № 196 определены случаи и порядок предоставления заказчиками отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) в случае завершения в полном объеме в 2015 году исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) всех обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением гарантийных обязательств.

Вместе с тем, положения Закона о контрактной системе и Постановления Правительства Российской Федерации от 5 марта 2015 г. № 196 не устанавливают обязанность государственных (муниципальных) заказчиков указывать в документации о закупке положения об отсрочке уплаты неустоек.

Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчиком в проекте контракта документации об Аукционе не установлено предоставление отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пени), не нашел своего подтверждения.

2. По мнению Заявителя, в документации об Аукционе Заказчиком не предусмотрена возможность заключения контракта с участником, в отношении которого действует специальная налоговая система.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о контрактной системе участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Таким образом, любой участник закупки, в том числе который применяет упрощенную систему налогообложения, вправе участвовать в закупке.

В соответствии с положениями Закона о контрактной системе при осуществлении закупки в документации устанавливается начальная (максимальная) цена контракта. При установлении начальной (максимальной) цены заказчик должен учитывать все факторы, влияющие на цену: условия и сроки поставки, риски, связанные с возможностью повышения цены, и иные платежи, связанные с оплатой поставляемых товаров (работ, услуг).

В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.

На основании изложенного, с учетом положений Закона о контрактной системе контракт заключается по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, вне зависимости от применения системы налогообложения у данного участника.

Согласно пункту 4.1 проекта государственного контракта Документации об Аукционе установлено:

«Стоимость выполняемых Работ составляет ______ (_________) рублей, в том числе НДС в сумме ______ (_________) рублей (далее – Цена Контракта)».

В связи с чем, Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе не содержит ограничения заключения контракта с участником, в отношении которого действует специальная налоговая система.

Кроме того, согласно пункту 1.13.3 части 1.3 Условия контракта установлено:

«если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта».

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

3. В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.

Согласно части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 Закона о контрактной системе.

На заседании Комиссии установлено, что сумма обеспечения исполнения Контракта установлена в размере 725 150 (Семьсот двадцать пять тысяч сто пятьдесят) рублей, при начальной максимальной цене контракта 14 503 000 рублей.

Согласно части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 статьи 37 Закона о контрактной системе.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

4. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в Техническом задании документации об Аукционе установлено требование к конкретному поставляемому товару, что ограничивает количество участников закупки, и соответствуют продукции только одного производителя.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

На заседании Комиссии установлено, что в Техническом задании документации об Аукционе установлено описание объектов закупки, краткие характеристики, сведения о товарах. При этом, в пункте 3.4.2. «Инструкция по заполнению участниками аукциона первой части заявки» документации об Аукционе имеется примечание, в соответствии с которым:

«Следует считать, что каждое указание на товарный знак, марку, артикул, условное фирменное обозначение, содержащееся в Техническом задании, сопровождается словами «или эквивалент».

При этом Заявитель на заседание Комиссии не явился, и не представлено доказательств подтверждающих, что требования и показатели закупаемых товаров установлены Заказчиком в нарушение требований Закона о контрактной системе.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

5. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Комиссией установлено, что ведомость объемов работ и материалов, являющаяся неотъемлемой частью документации об Аукционе, содержит требования к наименованию, характеристикам работ и материалов, в том числе:

«Канифоль. Должна соответствовать ГОСТ 19113-84. Склонность к кристализации: отсутствие медового пористого осадка или не нормируется; температура самовоспламенения *321С; внешний вид: прозрачная, стекловидная или с наличием пузырьков воздуха масса. Температура размягчения: диапазонное значение, *не ниже 66С; кислотное число, мг КОН на 1 г продукта: диапазонное значение, *не менее 166. Массовая доля механических примесей: диапазонное значение *не более 0,04%. Массовая доля золы: диапазонное значение, *не более 0,04%. Массовая доля воды: диапазонное значение, *не более 0,2%. Массовая доля неомыляемых веществ, %, диапазонное значение, *не более 7,5.

Уайт-спирит ГОСТ 3134-78 или марка Нефрас-С4-155/200 Томскнефтегазпереработка или эквивалент . Маркировка и упаковка по ГОСТ 1510-84. Плотность при 20С не более 790 кг/м3; летучесть по ксилолу 2,5-4,5; анилиновая точка, градусов Цельсия, не более 67; массовая доля ароматических углеводородов, %, 8-19; массовая доля общей серы, %, не более 0,025».

Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, вышеприведенные примеры подробного изложения в документации об Аукционе требований к описанию участниками закупок товаров, используемых при оказании услуг, веществ и компонентов, из которых они состоят, ограничивают возможность участников закупок предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в Аукционе.

Таким образом, действия Заказчика, установившего указанные требования к описанию участниками закупок товаров в составе заявок, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В связи с тем, что на участие в Аукционе подано 2 заявки, которые были допущены к участию в Аукционе, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на возможность участников сформировать свои предложения.

На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99, Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 03.07.2015 № 555/15, Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

2. В связи с тем, что выявленные в действиях (бездействии) Заказчика нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результаты определения поставщика, предписание не выдавать.

3. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 12.10.2015 по делу № К-1325/15 должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного дела не передавать