РЕШЕНИЕ от 7 мая 2020 г. по делу № 20/44/99/122 о результатах внеплановой проверки соблюдения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Строительство и капремонт

Орган, рассматривающий жалобу

ФАС России

Содержание жалобы

условия допуска к закупке

Результат рассмотрения жалоб

есть нарушение, предписание не выдавать

 

На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 26.11.2019 N 1556/19 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи обращение
ООО "К" (далее - Заявитель) на действия Третьего кассационного суда общей юрисдикции (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ООО "Э" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по выборочному капитальному ремонту здания (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0172400000820000005) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с
пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 26.11.2019 N 1556/19,

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, неправомерно не установившего в документации об Аукционе требование о наличии членства участника закупки в реестре членов саморегулируемой организации.
Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате рассмотрения обращения и осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 24.03.2020;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 7 160 521,93 рубль;
3) источник финансирования - Федеральный бюджет; КБК - 43801059090090019243;
4) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
5) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
6) к участию в Аукционе допущено 2 заявки от участников закупки;
7) дата проведения Аукциона 29.04.2020;
8) в период проведения Аукциона предложение о цене контракта подавали 2 участника Аукциона;
9) победителем Аукциона признано ООО "Р" с предложением о цене контракта в размере 7 088 916,71 рублей.
1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком неправомерно не установлено в документации об Аукционе требование о наличии членства участника закупки в реестре членов саморегулируемой организации.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Так, согласно части 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно сведениям ЕИС объектом закупки является выполнение работ по выборочному капитальному ремонту здания.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что в документации об Аукционе отсутствует требование о наличии членства участника закупки в реестре членов саморегулируемой организации.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе требование о наличии членства участника закупки в реестре членов саморегулируемой организации, нарушают пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, согласно представленным на заседание Комиссии Заказчиком сведениям, участники закупки, признанные соответствующими требованиям Закона о контрактной системе и документации об Аукционе, являются членами саморегулируемой организации, в связи с чем Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанное нарушение не повлияло на определение поставщика (подрядчика, исполнителя).
В рамках проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
2. В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилом, согласно которому документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Согласно части 1 статьи 48 ГрК РФ архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, а также раздела проектной документации "Смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства" при проведении капитального ремонта объекта капитального строительства в случаях, предусмотренных частью 12.2 указанной статьи.
Таким образом, работы по капитальному ремонту объекта капитального строительства, осуществляются на основании, в том числе сметы.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в составе документации об Аукционе не размещена проектно-сметная документация.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, на момент рассмотрения жалобы Заявителя, ввиду отсутствия информации о нарушении прав третьих лиц, Комиссии не представляется возможным сделать вывод о том, что вышеуказанное нарушение повлияло или могло повлиять на результаты определения исполнителя (подрядчика, поставщика).
3. В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Решением Комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок от 02.04.2019 по делу N 20/44/105/578 (далее - Решение) в результате рассмотрения жалобы ООО "Г" в действиях Заказчика выявлены следующие нарушения:
- пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, выразившееся в отсутствии в документации об Аукционе требования о наличии членства участника закупки в реестре членов саморегулируемой организации;
- пункта 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившееся в отсутствии в проекте государственного контракта документации об Аукционе условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
- части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, выразившееся в неправомерном установлении требования о предоставлении конкретных показателей в составе заявки на участие в Аукционе;
- части 3 статьи 68 Закона о контрактной системе, выразившееся в установления даты и времени проведения Аукциона не в соответствии с Законом о контрактной системе.
В связи с чем, Заказчику выдано предписание от 02.04.2020 по делу N 20/44/105/578 (далее - Предписание) об устранении выявленных нарушений путем внесения изменений в документацию об Аукционе. Срок исполнения предписания - до 16.04.2020.
Вместе с тем, согласно сведениям ЕИС, а также пояснениям представителя Заказчика, Предписание надлежащим образом Заказчиком не исполнено по техническим причинам, что по мнению Комиссии, не соответствует пункту 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, учитывая, что на участие в закупке подано 2 заявки, которые признаны аукционной комиссией Заказчика соответствующими положениям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе, обе из которых подавали предложения о цене контракта в период проведения Аукциона, а также, что на момент рассмотрения жалобы Заявителя у Комиссии отсутствует информация о нарушении прав третьих лиц, Комиссии не представляется возможным сделать вывод о том, что вышеуказанное нарушение повлияло или могло повлиять на результаты определения исполнителя (подрядчика, поставщика).
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 26.11.2019 N 1556/19, Комиссия

решила:

1. Признать довод обращения ООО "К" обоснованным.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя) предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.