Решение по делу № 44-467/16 о нарушении законодательства о контрактной системе

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Строительство и капремонт

Орган, рассматривающий жалобу

Санкт-Петербургский УФАС

Содержание жалобы

отказ в допуске

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована
выдано предписание о внесении изменений

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 44-467/16 о нарушении законодательства о контрактной системе

 

08.02.2016Санкт-Петербург

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее – Комиссия УФАС) в составе:

в присутствии представителей:

ООО «Регион-Строй» (далее – Заявитель);

МА МО поселок Левашово (далее – Заказчик);

рассмотрев жалобу заявителя (вх. № 2323/16 от 01.02.2016) на действия заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на содержание и текущий ремонт дорог. Расположенных в пределах границ муниципального образования поселок Левашово в 2016 году (далее – аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент),

 

УСТАНОВИЛА:

Извещение проведении открытого аукциона размещено 28.12.2015 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172300012615000020. Начальная (максимальная) цена контракта – 16 485 419,92 рублей.

В жалобе ООО «Регион-Строй» указывает на неправомерные действия Заказчика, в части необоснованного отказа в допуске к участию в аукционе заявке Заявителя по итогам рассмотрения первых частей заявок.

Рассмотрев жалобу, Комиссия УФАС пришла к следующим выводам.

Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.

Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:

  1. непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;

  2. несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.

Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по иным основаниям в соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе не допускается.

В соответствии с пп. "б" п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пп. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Согласно сведениям протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 26.01.2016 Заявителю отказано в допуске к участию в электронном аукционе:

«В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.

Согласно п. 3.1.3.раздела 3 части I и части II «Информационная карта аукциона» документации об аукционе, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, сведения о конкретных показателях товаров (материалов), соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе (Приложение №4 к Техническому заданию).

В приложении №4 к Техническому заданию аукционной документации по позиции 21 «Труба асбестоцементная» установлены, в том числе, следующие требования: «Внутренний диаметр трубы — не менее 123 мм», «Наружный диаметр — не более 161 мм», «Диаметр условного прохода — более 100 мм», «Тип трубы — безнапорная или безнапорная тонкостенная», «Толщина стенки трубы — не менее 9 мм». Также, в соответствии с п. 3.7 раздела 2 ч. III аукционной документации, товар под номером 21 в приложении №4 должен соответствовать ГОСТ 31416-2009.

В заявке участник закупки по позиции 21 «Труба асбестоцементная» предоставил, в том числе, следующие сведения: «Внутренний диаметр трубы: 141 мм», «Наружный диаметр: 161 мм», «Диаметр условного прохода: 150 мм», «Тип трубы: безнапорная», «Толщина стенки трубы: 9 мм».

При этом, в соответствии с таблицей 1 ГОСТ 31416-2009, при указанных участником значениях показателей «Внутренний диаметр трубы: 141 мм», «Наружный диаметр: 161 мм», «Диаметр условного прохода: 150 мм», «Тип трубы: безнапорная», значение толщины стенки трубы должно быть равно 10 мм, что не соответствует значению, указанному участником – «9 мм».

Таким образом, указав по позиции 21 «Труба асбестоцементная» значение показателя «Толщина стенки трубы», не соответствующее ГОСТ 31416-2009, участник закупки предоставил информацию, несоответствующую требованиям документации об электронном аукционе».

Заказчиком, в Приложении 4 к Части Ш «Техническое задание» документации о закупке к товару по позиции 21 «Труба асбестоцементная» установлены требования: «Внутренний диаметр трубы — не менее 123 мм», «Наружный диаметр — не более 161 мм», «Диаметр условного прохода — более 100 мм», «Предельное отклонение по толщине стенки трубы в сторону уменьшения — не более 2,5 мм», «Предельное отклонение по толщине стенки трубы в сторону увеличения — не более 2,5 мм», Предельное отклонение по наружному диаметру трубы в сторону увеличения — не более 4 мм», «Толщина стенки трубы — не менее 9 мм», а так же установлено требование соответствие товара ГОСТ 31416-2009.

В ходе анализа заявки Заявителя установлено, что к товару по позиции 21 Заявители представлены следующие значения: «Внутренний диаметр трубы: 141 мм», «Наружный диаметр: 161 мм», «Диаметр условного прохода: 150 мм», «Предельное отклонение по толщине стенки трубы в сторону уменьшения — 2,5 мм», «Предельное отклонение по толщине стенки трубы в сторону увеличения — 2,5 мм», «Толщина стенки трубы: 9 мм», что соответствует всем характеристикам товара, требуемого к поставке и представляемого в составе Технического задания документации о закупке.

Согласно пояснениям представителя Заказчика в ходе заседания Комиссии УФАС, показатель «Толщина стенки трубы» не соответствует ГОСТ 31416-2009, согласно которому при диаметре условного прохода 150 мм толщина стенки трубы имеет значение 10 мм.

Вместе с тем, согласно Таблице 1 «Размеры и отклонения безнапорных труб» ГОСТ 31416-2009, допускаются отклонения в положительную и отрицательную сторону в пределах 2,5 мм, что так же отражено в составе показателей заявки Заявителя на участие в закупке.

Следовательно, показатель «Толщина стенки трубы» с учетом отклонений, допустимых в рамках ГОСТ 31416-2009 не только соответствует требованиям документации о закупке, но и удовлетворяет установленным требованиям государственной стандартизации по толщине стенки трубы с учетом показателя диаметра условного прохода.

Таким образом, в действиях аукционной комиссии Заказчика установлено нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе, выразившееся в необоснованном отказе в допуске заявки ООО «Регион-Строй» к участию в электронном аукционе.

В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.

Документация об электронном аукционе в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик, при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.

Заказчиком, в Приложении 4 к Части Ш «Техническое задание» документации о закупке к товару по позиции 21 «Труба асбестоцементная» установлены требования: «Внутренний диаметр трубы — не менее 123 мм», «Наружный диаметр — не более 161 мм», «Диаметр условного прохода — более 100 мм», «Предельное отклонение по толщине стенки трубы в сторону уменьшения — не более 2,5 мм», «Предельное отклонение по толщине стенки трубы в сторону увеличения — не более 2,5 мм», Предельное отклонение по наружному диаметру трубы в сторону увеличения — не более 4 мм», «Толщина стенки трубы — не менее 9 мм», а так же установлено требование соответствие товара ГОСТ 31416-2009.

Согласно п. 2 пп. 3.1.3. к Части I Части II «Информационная карта» документации о закупке установлена инструкция по заполнению первой части заявки на участие в закупке, согласно которой участникам при заполнении первой части заявки на участие в закупке необходимо руководствоваться следующим правилом:

«- в случае установления в Приложении № 4 к Техническому заданию соответствующего минимального значения показателя товара с использованием слов/словосочетаний/символов «более…», «выше…» участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе обязан указать единицу измерения показателя, конкретное значение показателя, превышающее установленное в Приложении № 4 к Техническому заданию минимальное значение показателя товара».

Таким образом, при условии соответствия товара ГОСТ 31416-2009, установлении требования к диаметру условного прохода показателем «Более 100 мм» в совокупности с иными показателями (наружный диаметр – не более 161 мм), потребностям Заказчика удовлетворяет только один вид безнапорных труб, характеризуемый рядом конкретных показателей, значение которых неизменно в рамках ГОСТ 31416-2009, например диметром условного прохода 150 мм.

Вместе с тем, Заказчиком, в Приложении 4 к Части Ш «Техническое задание» документации о закупке к товару по позиции 21 «Труба асбестоцементная» установлено требование: «Диаметр условного прохода — более 100 мм», что, согласно инструкции по заполнению заявки на участие в закупке, позволяет участникам предложить товар с любым значением диаметра условного прохода, превышающее установленное Заказчиком, тем самым, соответствуя требованиям документации о закупке.

Таким образом, установление подобных технических требований к товару носит необъективный характер, что подтверждаются существующим государственными техническими стандартами.

Следовательно, Заказчик нарушил п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 2 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе, установив требования к товарам не в соответствии с правилами описания объекта закупки.

Данное противоречие Технического задания документации о закупке требованиями государственной стандартизации привело к отказу в допуске двух заявок по результатам рассмотрения заявок на участие в закупке, в связи с чем Комиссией УФАС принимается решение о выдаче предписания об устранении выявленных нарушений.

Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 33, 64, 67, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Регион-Строй» обоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 5 ст. 67 и п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 2 ч. 1 ст. 33), Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.