РЕШЕНИЕ от 18 марта 2020 г. по делу № 44-1580/20 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Открытый конкурс

Предмет закупки

Иное

Орган, рассматривающий жалобу

Санкт-Петербургский УФАС

Содержание жалобы

порядок оценки

Результат рассмотрения жалоб

есть нарушение, предписание не выдавать

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
МА МО "Г" (далее - Заказчик): (по доверенности) П.;
ООО "Н" (далее - Заявитель): (по доверенности),
рассмотрев жалобу Заявителя (вх.N 7742-ЭП/20 от 11.03.2020) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по организации и проведению экскурсий для жителей округа (извещение N 0172300010720000001) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сферезакупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

Извещение о проведении конкурса размещено 03.02.2020 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172300010720000001. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 450 199,99 рублей.
В жалобе ООО "Н" указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, по основаниям изложенным в жалобе.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства:
1. Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 54.1 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В силу п. п. 10 и 11 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
По смыслу приведенных положений, в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений участниками закупки, между такими сведениями и количеством присваемых баллов должна быть зависимость, которая определяется посредством необходимой формулы или шкалы и выражается в их взаимном соотношении друг с другом, а именно: определенное количество присваемых баллов соответствует определенному показателю, в свою очередь, возможное количественное изменение показателя оценки обязательно должно изменять количество присваемых баллов в соответствии с предусмотренными п. 11 Правил интервалами их изменений или используемой формулой.
Этот вывод следует и из содержания п. 29 Правил, предписывающего, что для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
Право заказчика самостоятельно определить в конкурсной документации используемые для оценки нестоимостные критерии оценки (показатели) и предусмотреть формулу расчета количества баллов или шкалу оценки, по смыслу приведенных выше норм Закона о контрактной системе и Правил, не только не допускает, а напротив, предполагает, что в конкурсной документации, кроме иного, должна быть указана соответствующая зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по упоминаемым критериям в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений.
Для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п. 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с п. 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 27 (1) настоящих Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Таким образом, положениями законодательства о контрактной системе предусмотрена оценка заявок по показателю "опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема", следовательно, в случае его использования, конкурсная документация должна содержать:
- предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по данному критерию (показателю);
- зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по данному критерию (показателю) в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений;
- инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией.
Анализ конкурсной документации показал, что в рамках нестоисмостных критериев оценки заказчиком использованы следующие показатели:
"16.3. Оценка заявок по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации":
Для оценки заявок по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" устанавливаются следующие показатели:

Наименование показателя-Коэффициент значимости показателя:
Квалификация трудовых ресурсов участника закупки - 1,00

Содержание: оценивается предложение участника закупки по количеству трудовых ресурсов участника закупки с квалификацией специалистов (экскурсоводов и гидов), привлекаемых для оказания услуг, имеющих аккредитацию в соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27.10.2008 N 1330 "О ведении единой системы подготовки и аккредитации экскурсоводов и гидов переводчиков в Санкт-Петербурге" (далее - Постановление). То есть квалификация трудовых ресурсов участника закупки определяется количеством специалистов (экскурсоводов и гидов), привлекаемых для оказания услуг, имеющих аккредитацию в соответствии с Постановлением. Оценка количества привлекаемых специалистов производится на основании представленных в составе заявок свидетельств об аккредитации экскурсоводов, действующих трудовых договоров, гражданско - правовых договоров, заключенных со специалистами (экскурсоводами и гидами) или иных документов, подтверждающих привлечение участником закупки данных специалистов для оказания услуг.
Оценке подлежит не более одного документа специалиста.
Не представление в составе заявки на участие в конкурсе таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, однако при оценке по настоящему показателю учитываются только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в конкурсе.
При оценке заявки участника закупки по показателю учитывается категория экскурсовода (гида), указанная в сертификате соответствия и оценивается в соответствии со шкалой:

Количество специалистов имеющих свидетельство первой категорий - Количество баллов по показателю:

от 11 и более - 100

от 4 до 10 - 60

от 2 до 3 - 40

1 - 20

Отсутствие - 0

При отсутствии у участника закупки квалификация трудовых ресурсов, заявке участника закупки по данному показателю присваивается 0 баллов.
В случае несоответствия, разночтения сведений в представленных документах при определении количества баллов по данному показателю, такие сведения не учитываются.
Отсутствие документов, подтверждающих квалификацию участников закупки, не является основанием для отклонения заявки участника.
Документы, предоставляемые участником в качестве подтверждения квалификации по показателям, указанным в Приложении N 1:
а) Форма "Квалификация участника конкурса. Трудовые ресурсы, предлагаемые для выполнения работ" (Приложение N 1 к Критериям оценки).
б) сведения о специалистах подтверждаются:
- копии трудовых книжек или копии документов, подтверждающих наличие трудовых отношений (трудовой договор (при наличии) и/или приказы о приеме на работу) между специалистом и участником закупки.
Дополнительно к указанным документам в качестве подтверждения квалификации по показателям, указанным в Приложении в отношении специалистов участник закупки должен представить следующие документы:
-копии документов о профессиональном образовании;
-копии документов (трудовой книжки или действующих гражданско-правовых договоров), подтверждающих наличие стажа работы;
-копии свидетельств об аккредитации специалистов в соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27.10.2008 N 1330 "О ведении единой системы подготовки и аккредитации экскурсоводов и гидов переводчиков в Санкт-Петербурге".
- Копии вышеперечисленных документов (в случае наличия) участник закупки должен представить в заявке как приложение к форме "Квалификация участника конкурса. Трудовые ресурсы, предлагаемые для оказания услуг. Отсутствие документов, подтверждающих квалификацию участника, не является основанием для отклонения заявки участника.
В случае, если предоставление копий документов связанно с возможным разглашением персональных данных физического лица, могут быть представлены выписки из указанных документов. При этом выписки из документов должны содержать достоверную информацию, подтверждающую соответствие физического лица всем требованиям конкурсной документации.
При выявлении фактов предоставления недостоверной информации в представленных документах конкурсная комиссия будет осуществлять действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Порядок оценки:
Количество баллов, присуждаемых по показателю (НЦБi), определяется по формуле:
НЦБi = КЗ x 100 x (Кi / Кmax), где:
КЗ - коэффициент значимости показателя.
В случае если используется один показатель, КЗ = 1;
Кi - предложение участника закупки по показателю "Квалификация трудовых ресурсов, предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг", заявка (предложение) которого оценивается;
Кmax - максимальное предложение по показателю "Квалификация трудовых ресурсов, предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг", из предложений по показателю оценки, сделанных участниками закупки.
Для оценки заявки на участие в конкурсе осуществляется расчет итогового рейтинга по каждой заявке.
Итоговый рейтинг заявки на участие в конкурсе вычисляется как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявки, установленному в конкурсной документации.
Дробное значение рейтинга округляется до двух десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления.
Присуждение каждой заявке на участие в конкурсе порядкового номера по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в ней условий исполнения государственного контракта производится по результатам расчета итогового рейтинга по каждой заявке.
Заявке на участие в конкурсе, набравшей наибольший итоговый рейтинг, присваивается первый номер.
В случае, если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения государственного контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, содержащих такие условия.
В случае подачи изменений к ранее поданной заявке, датой подачи заявки на участие в конкурсе считается дата подачи последних изменений в заявку (согласно письму МЭР РФ N Д28и-1758 от 11 июня 2015 г.).
Победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения государственного контракта и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.
Для получения итогового рейтинга по заявке рейтинг, присуждаемый этой заявке по критерию умножается на соответствующую указанному критерию значимость.
ИР=ЦБiх0,6+НЦБi(1)х0,1+НЦБi(2)х0,3 где: ИР- итоговый рейтинг заявки;
ЦБi- количество баллов, присуждаемых по стоимостному критерию оценки "Цена контракта";
НЦБi(1) - количество баллов, присуждаемых по не стоимостному критерию оценки "Качественные и функциональные характеристики объекта закупки";
НЦБi(2) - количество баллов, присуждаемых по не стоимостному критерию оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них деловой репутации, связанного с предметом контракта".
При оценке заявок по критерию наибольшее количество баллов присваивается заявке с лучшим предложением по квалификации участника конкурса" Проанализировав аукционную документацию Комиссия УФАС отмечает, что использованные Заказчиком показатели и порядок оценки не противоречит требованиям Правил, не препятствует участию в конкурсе, не предрешает исхода закупки, не создает преимуществ конкретному лицу, а в данной ситуации направлен, прежде всего, на определения победителя конкурса - лица, наиболее соответствующего потребностям Заказчика при выполнении работ по объекту закупки. Данный довод жалобы не находит своего подтверждения.
В силу ч.ч. 1 и 9 ст. 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
К жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Из анализа ч.ч. 1 и 9 ст. 105 Закона о контрактной системе следует, что именно на заявителя жалобы возложена обязанность по доказыванию обоснованности доводов жалобы с предоставлением соответствующих документов.
Ни в доводах жалобы, ни на заседании Комиссии УФАС Заявителем не представлено каких-либо доказательств, подтверждающих невозможность участия в рассматриваемой закупке, либо о несоответствии спорных положений конкурсной документации законодательству о контрактной системе.
При установленных обстоятельствах довод жалобы не находит своего подтверждения и является необоснованным.
2. Согласно ч.ч. 7 - 9 ст. 54.3 Закона о контрактной системе любой участник открытого конкурса в электронной форме, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить оператору электронной площадки с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки, на которой планируется проведение такого открытого конкурса в электронной форме, запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. При этом участник открытого конкурса в электронной форме вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений конкурсной документации в отношении одного открытого конкурса в электронной форме. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику без указания сведений об участнике закупки, направившем данный запрос.
В течение двух рабочих дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 7 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений конкурсной документации с указанием предмета запроса при условии, что указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме.
Разъяснения положений конкурсной документации не должны изменять ее суть.
В ходе заседания Комиссии УФАС установлено, что Заказчиком в ЕИС 04.03.2020 г. опубликовано разъяснение положений документации об электронном аукционе от 04.03.2020 N 3, в том числе, следующего содержания:
"Текст запроса:
Здравствуйте! 1. Сообщаем вам, что П-ны палаты и Дом станционного смотрителя закрыты на реставрацию уже более года и посетить их в 2020 году не представляется возможным. Предполагается ли замена этих объектов на другие, или же они просто исключаются из программы экскурсий?
Текс ответа: Уважаемый участник закупки.
Вопрос N 1.
Ответ. Информация принята к сведению. Взаимодействие Заказчика по объекту закупки (в том числе по существенным условиям заключаемого контракта (объем, количество, качество, сроки и место оказания услуг)) с участником закупки признанным по итогам проведения процедуры победителем, будет происходить в порядке и по основаниям, предусмотренным ст. 95 44-ФЗ."
Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что приведенный пример ответа на запрос о даче разъяснений положений документации изменяет суть положений аукционной документации, а именно изменяет описание объекта закупки (объем, количество, качество, сроки и место оказания услуг).
Таким образом, в действиях Заказчика усматривается нарушение ч. 9 ст. 54.3 Закона о контрактной системе, а довод жалобы Заявителя является обоснованным.
Комиссией УФАС на основании п. 3.35 Административного регламента принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 31, 32, 33, 54.1, 54.2, 54.3, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,

решила:

1. Признать жалобу ООО "Н" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 9 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновных лиц Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.