Решение по делу № 44-2185/15 о нарушении законодательства о закупках

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Строительство и капремонт

Орган, рассматривающий жалобу

Санкт-Петербургский УФАС

Содержание жалобы

отказ в допуске

Результат рассмотрения жалоб

необоснованна
выдано предписание о внесении изменений

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 44-2185/15 о нарушении законодательства о закупках

08.07.2015Санкт-Петербург

 

 

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов (далее – Комиссия УФАС) в составе:

рассмотрев жалобу Заявителя, а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России № 727/14 (далее – Административный регламент),

 

УСТАНОВИЛА:

Извещение о проведении электронного аукциона размещено 07.06.2015 на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172300010615000008.

Начальная (максимальная) цена контракта 23 212 119,23 руб.

Заявитель обжалует действия аукционной комиссии Заказчика по основаниям, изложенным в жалобе.

Заказчик считает доводы жалобы необоснованными.

Рассмотрев жалобу, Комиссия УФАС приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 4 ст. 67 Закон о контрактной системе участник аукциона не допускается к участию в нем в случае:

  1. непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;

  2. несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.

В соответствии с ч. 5 ст. 67 Закон о контрактной системе отказ в допуске к участию в аукционе по иным основаниям не допускается.

В соответствии с пп. б п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок 30.06.2015 № 464933 ООО «Рос-сервис» (заявка № 495825) было отказано в допуске к участию в электронном аукционе в соответствии с ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе, а именно:

В п. 17 «Сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара» установлены требования:

- к классу опасности ксилола нефтяного (марка А): 1,2,3. В соответствии с инструкцией по заполнению первых частей заявок, входящей в состав аукционной документации, в случае отсутствия согласно нормативной документации по каким-либо из применяемых при производстве работ наименований товаров сведений по требуемому параметру характеристик товара, в поле «Значение, предлагаемое участником» ставится прочерк либо «не нормируется», применяемые условные обозначения в Приложении 8: знак « , » означает необходимость использования всех вариантов; знак « ; » означает возможность выбора одного или нескольких вариантов по усмотрению участника размещения заказа. В заявке по данному показателю информация не представлена;

- к температуре воспламенения ксилола нефтяного (марка А): выше 450 °С. В соответствии с инструкцией по заполнению первых частей заявок, входящей в состав аукционной документации, в случае, если документацией об электронном аукционе установлено требование к значению показателя таким образом, что значение показателя в заявке участника электронного аукциона должно быть более установленного в документации об электронном аукционе значения такого показателя, являющегося в таком случае максимальным среди всех недопустимых значений показателя (например, установление требования с формулировкой «более 5мм»), то Участник электронного аукциона в своей заявке должен указать конкретное значение такого показателя, которое должно быть строго более приведенного в документации об электронном аукционе предельного недопустимого значения этого показателя, при этом конкретное значение такого показателя в заявке участника электронного аукциона не должно быть равно предельному недопустимому значению показателя, приведенному Заказчиком в документации об электронном аукционе (т.е. указываемое участником электронного аукциона значение показателя не должно быть равным 5мм в приведенном примере). В заявке по данному показателю указано «1,2,3», что не соответствует требованиям аукционной документации.

В п. 44 «Сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара» установлено требование к цветам Петунии кустовым крупноцветным, а именно к их цвету, который должен быть синий; белый; вишневый, «звездочка»; цвет фуксии; бургунди, фиолетовый (вся рассада должна быть не одного цвета). В соответствии с инструкцией по заполнению первых частей заявок, входящей в состав аукционной документации, в случае отсутствия согласно нормативной документации по каким-либо из применяемых при производстве работ наименований товаров сведений по требуемому параметру характеристик товара, в поле «Значение, предлагаемое участником» ставится прочерк либо «не нормируется», применяемые условные обозначения в Приложении 8: знак « , » означает необходимость использования всех вариантов; знак « ; » означает возможность выбора одного или нескольких вариантов по усмотрению участника размещения заказа. В заявке участника указан только фиолетовый цвет, что не соответствует требованиям аукционной документации.

Следовательно, аукционная комиссия, руководствуясь положениями аукционной документации, правомерно отказала Заявителю в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме.

Таким образом, жалоба является необоснованной.

В ходе проведения внеплановой проверки закупки установлено следующее.

Согласно ч. 4 ст. 67 Закон о контрактной системе участник аукциона не допускается к участию в нем в случае:

  1. непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;

  2. несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.

В соответствии с ч. 5 ст. 67 Закон о контрактной системе отказ в допуске к участию в аукционе по иным основаниям не допускается.

Комиссии УФАС проанализировала аукционную документацию и заявки участников отрытого аукциона, в том числе заявку ООО «ЛенИмпульсСтрой» (№ 493687) установила, что в ней предоставлена недостоверная информация, а именно:

Заказчиком в аукционной документации, а именно в отдельном файле, размещенном на официальном сайте www.zakupki.gov.ru «Сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара», в п. 1 установлены требования к стальной трубе, а именно: труба должна быть стальная, материал труб должен быть из стали марки 10, 20, 30, 45, предел текучести не более 206 (21) Н/мм2 (кгс/мм2). В п. 1 заявки ООО «ЛенИмпульсСтрой» указано, что материал труб будет из стали марки 20, с пределом текучести 200 Н/мм2.

В п. 3.3 Технического задания аукционной документации установлено, что требования к трубам должно соответствовать требованиям ГОСТ 8734-75.

В соответствии с п. 9 ГОСТ 8734-75 материал труб и технические требования к ним должны соответствовать ГОСТ 8733. 

Пунктом 1.2 ГОСТ 8733-74 установлено, что в зависимости от показателей качества трубы должны изготовляться из нескольких групп, в том числе из группы  Г - с нормированием механических свойств, контролируемых на термообработанных образцах, и химического состава, из стали марок по ГОСТ 1050 «Прокат сортовой, калиброванный, со специальной отделкой поверхности из углеродистой качественной конструкционной стали». Нормы механических свойств должны соответствовать требованиям соответствующих стандартов на сталь.

В соответствии с п. 7.1.17 ГОСТ 1050-2013 механические свойства металлопродукции (Ml) должны соответствовать нормам для стали марок, в том числе 10, 20, 30, 45 определяемые на норма­лизованных образцах – таблицы 4.

Руководствуясь таблицей 4 ГОСТ 1050-2013 можно определить, что для марки стали 20 предел текучести должен быть не менее 245 Н/мм2.

Представитель Заказчика не смог пояснить Комиссии УФАС, почему заявка ООО «ЛенИмпульсСтрой» (№ 493687) при описанных условиях была признанной соответствующей требованиям аукционной документации.

Таким образом, в действиях аукционной комиссии Заказчика содержится нарушение п. 1 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе аукционная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о размещении заказов.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о размещении заказов, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться тем, что описание объекта закупки должно носить объективный характер.

Заказчиком в аукционной документации, а именно в отдельном файле, размещенном на официальном сайте www.zakupki.gov.ru «Сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара», в п. 1 установлены требования к трубе стальной, а именно: материал труб должен быть из стали марки 10, 20, 30, 45, предел текучести не менее 206 (21) Н/мм2 (кгс/мм2).

В п. 3.3 Технического задания аукционной документации установлено, что требования к трубам должно соответствовать требованиям ГОСТ 8734-75.

В соответствии с п. 9 ГОСТ 8734-75 материал труб и технические требования к ним должны соответствовать ГОСТ 8733. 

Пунктом 1.2 ГОСТ 8733-74 установлено, что в зависимости от показателей качества трубы должны изготовляться из нескольких групп, в том числе из группы  Г - с нормированием механических свойств, контролируемых на термообработанных образцах, и химического состава, из стали марок по ГОСТ 1050 «Прокат сортовой, калиброванный, со специальной отделкой поверхности из углеродистой качественной конструкционной стали». Нормы механических свойств должны соответствовать требованиям соответствующих стандартов на сталь.

В соответствии с п. 7.1.17 ГОСТ 1050-2013 механические свойства металлопродукции (Ml) должны соответствовать нормам для стали марок, в том числе 10, 20, 30, 45 определяемые на норма­лизованных образцах – таблицы 4.

Руководствуясь таблицей 4 ГОСТ 1050-2013 по марке стали можно определить предел текучести, например: для марки стали 10 предел текучести должен быть не менее 205 Н/мм2, а для марки стали 30 предел текучести должен быть не менее 295 Н/мм2.

Однако, Заказчиком в аукционной документации, требования к марке стали и предела текучести, установлено таким образом, что невозможно указать в заявке марку стали 20, 30, 45, так как предел текучести не более 206 (21) Н/мм2 (кгс/мм2) подходит только для марки стали 10. Указанные требования установлены Заказчиком таким образом, что позволяют участникам закупки допустить ошибку при заполнении первых частей заявок и быть не допущенным до участия в открытом аукционе.

Таким образом, подобное описание объекта закупки носит необъективный характер, а в действиях Заказчика содержится нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 1 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 указанного Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.

В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее - Постановление Правительства Российской Федерации № 99): при выполнении работ строительных, включенных в код 45 (кроме кода 45.12) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, к участникам устанавливаются следующие требования:

- наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка;

<*> Требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных: - работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;

- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).

 

Наименование товаров, работ, услуг

Дополнительные требования к участникам закупки

Документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям

2.

Выполнение работ строительных, включенных в код 45 (кроме кода 45.12) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей

наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка

копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ, копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе

 

Представитель Заказчика не указал положения аукционной документации, устанавливающие указанные дополнительные требования к участникам закупки.

Следовательно, Заказчиком в аукционной документации не установлены подобные требования.

Таким образом, жалоба является обоснованной.

Следовательно, в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 2 ч. 5 ст. 66, ч. 3 ст. 64, ч. 4 ст. 31 Закона и контрактной системе.

При установленных обстоятельствах допущенные в действиях Заказчика нарушение является существенным, что дает основания для выдачи предписания об устранении нарушений законодательства о размещении закупок.

Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 31, 33, 64, 66, 67, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,

 

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «Рос-сервис» необоснованной.

  2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 2 ч. 5 ст. 66, ч. 3 ст. 64, ч. 4 ст. 31, п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 1 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе.

  3. Признать в действиях аукционной комиссии Заказчика нарушение п. 1 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе.

  4. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о размещении закупок.

  5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.