Решение по делу № 44-3309/15 о нарушении законодательства о контрактной системе

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Строительство и капремонт

Орган, рассматривающий жалобу

Санкт-Петербургский УФАС

Содержание жалобы

отказ в допуске

Результат рассмотрения жалоб

необоснованна
выдано предписание о внесении изменений

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 44-3309/15 о нарушении законодательства о контрактной системе

05.11.2015Санкт-Петербург

 

 

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее – Комиссия УФАС) в составе:

в присутствии представителей:

МА МО Черная речка (далее – Заказчик):

ООО «ДРСУ 47» (далее – Заявитель):

рассмотрев жалобу Заявителя (вх. № 23277 от 29.10.2015) на действия аукционной комиссии Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение

подрядных работ по устройству покрытия детской игровой площадки и спортивной площадки, созданию и установке оборудования детской игровой и спортивной площадки, устройству пешеходных дорожек из плит мощения, установке ограждений газонов, восстановлению газонов на дворовой территории по адресу: ул. Торжковская, д.11 (далее – аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент),

 

УСТАНОВИЛА:

Извещение о проведении электронного аукциона размещено 27.08.2015 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения № 0172300007515000045. Начальная (максимальная) цена контракта – 5 598 160,00 рублей.

В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия аукционной комиссии Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.

Заказчик считает жалобу необоснованной.

Рассмотрев жалобу, Комиссия УФАС пришла к следующим выводам.

В соответствии с ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:

1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;

2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.

В соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в аукционе по основаниям, не предусмотренным ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе, не допускается.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок № 0172300007515000045-2 от 24.10.2015 заявке Заявителя (порядковый номер 6) отказано в допуске к участию в аукционе по следующим основаниям: «Не допустить к участию в аукционе в электронной форме участника с порядковыми номером, № 6 на основании п. 1 ч. 4 ст. 67 Федерального закона № 44-ФЗ: - непредставление информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставление недостоверной информации». Основания для отказа в допуске к участию в аукционе заявке Заявителя указаны в размещенном на официальном сайте протоколе рассмотрения первых частей заявок в pdf формате.

Заявке Заявителя отказано в допуске, в том числе, по следующим основаниям.

Согласно п. 9 «Щебень» Приложения № 2 к Техническому заданию Заказчиком установлено следующее требование: «щебень должны выпускать в виде фракций более 5-менее 80мм».

В заявке Заявителя установлен показатель фракции щебня «20-40».

Основанием для отказа в допуске к участию в аукционе послужило неуказание в первой части заявки Заявителя единицы измерения физической величины.

Согласно п. 10 «Битумы» Приложения № 2 к Техническому заданию Заказчиком установлено следующее требование: «Растяжимость при температуре 25 градусов Цельсия должна быть не менее 110 см», а также установлено требование о соответствии товара ГОСТ 22245-90 «Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия».

В заявке Заявителя по позиции 10 «Битумы» установлено значение показателя растяжимости при температуре 25 градусов Цельсия «45см».

Следовательно, в первой части заявки Заявителя установлено значение не соответствующее требованиям документации о закупке.

По п. 11 «Смесь асфальтобетонная тип 1» Заказчиком в документации о закупке установлено следующее требование: «Содержание гравия в смеси должно быть свыше 50% и до 60%».

В заявке Заявителя по позиции 11 установлено значение содержания гравия в смеси 45%.

По п. 12 «Смесь асфальтобетонная тип 2» Заказчиком в документации о закупке установлено следующее условие: «Содержание гравия в смеси должно быть свыше 40% и до 50%».

В заявке Заявителя установлено значение содержания гравия в смеси 53%, что не соответствует требованиям документации о закупке.

Таким образом, жалоба признана необоснованной.

Согласно пункту 3.38 Административного регламента, в случае если одним из доводов жалобы является обжалование положений документации о закупке после окончания установленного срока подачи заявок, рассмотрение данного довода жалобы не проводится.

В результате проведения внеплановой проверки установлено следующее.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о наименовании и описании объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.

В соответствии с п. 1 ч. 1ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик обязан использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.

Согласно п. 2 «Бетон» Приложения № 2 к Техническому заданию Заказчиком установлены, в том числе, следующие требования: «В качестве мелких заполнителей для бетона должен использоваться природный песок и песок из отсевов дробления. Группа песка должна быть средняя. Модуль крупности должен быть более 1,5. Полный остаток на сите 0,63 мм должен быть более 10 процентов по массе. Содержание зерен крупностью более 10 мм должно быть более 0,5 процента, содержание зерен более 5 мм должно быть менее 20 процентов, содержание зерен крупностью менее 0,16 мм должно быть менее 20 процентов. Содержание пылевидных и глинистых частиц должно быть менее 5 процентов. Содержание глины в комках должно быть менее 0,5%», а также установлено требование о соответствии товара ГОСТ 8736-2014 «Песок для строительных работ. Технические условия».

В соответствии с Таблицей 1 (п. 4.2.2) ГОСТ 8736-2014 для песка средней группы установлен показатель модуля крупность св. 2,0 до 2,5 Мк.

Следовательно, в документации о закупке установлен показатель, соответствующий мелкой, средней, крупной и повышенной крупности группе песка.

Таким образом, в действиях Заказчика выявлено нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 (п.п. 1,2 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе в части установления в документации о закупке показателя, несоответствующего требованиям ГОСТ и другим показателям, установленным документацией о закупке.

В соответствии с Таблицей 2 (п. 4.2.3) ГОСТ 8736-2014 для песка средней группы установлено значение показателя полного остатка на сите № 0,63 свыше 30 до 45 процентов по массе.

Таким образом, значение показателя, установленного в документации о закупке (более 10 процентов по массе) не соответствует требованиям ГОСТ 8736-2014. Значению показателя «более 10 процентов по массе» соответствуют группы песка: мелкий, средний, крупный, повышенной крупности.

Следовательно, в действиях Заказчика выявлено нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 (п.п. 1,2 ч. 1 ст. 33) в части установления в документации о закупке показателя, несоответствующего требованиям ГОСТ и другим показателям, установленным документацией о закупке.

В соответствии с Таблицей 3 (п. 4.2.4) ГОСТ 8736-2014 содержание зерен крупностью свыше 10 мм для средней группы песка I класса должно быть 0,5 % по массе, для средней группы песка II класса – 5 % по массе.

Следовательно, потребности Заказчика «содержание зерен крупностью более 10 мм должно быть более 0,5 процента» соответствует только песок средней группы I класса.

В соответствии с Таблицей 3 (п. 4.2.4) ГОСТ 8736-2014 содержание зерен крупностью свыше 5 мм для средней группы песка I класса должно быть 5 % по массе, для средней группы песка II класса – 20 % по массе.

Следовательно, потребности Заказчика «содержание зерен крупностью более 5 мм должно быть менее 20 процентов» соответствует только песок средней группы I класса.

В соответствии с Таблицей 3 (п. 4.2.4) ГОСТ 8736-2014 содержание зерен крупностью менее 0,16 мм для средней группы песка I класса должно быть 5 % по массе, для средней группы песка II класса – 15 % по массе.

Следовательно, потребности Заказчика «содержание зерен крупностью менее 0,16 мм должно быть менее 20 процентов» соответствует песок средней группы как I класса, так и II класса.

Таким образом, указывая в первой части заявки на участие в аукционе по показателю «содержание зерен крупностью менее 0,16 мм должно быть менее 20 процентов» значение, соответствующее II классу, участник первой части заявки на участие в аукционе будет отказано в допуске к участию в закупке в связи с несоответствием значения показателя, остальным показателям.

Кроме того, по показателю «содержание зерен крупностью менее 0,16 мм должно быть менее 20 процентов» Заказчиком в документации о закупке установлено значение, не соответствующее требованиям ГОСТ 8736-2014.

Следовательно, в действиях Заказчика выявлено нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 (п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе.

В соответствии с Таблицей 4 (п. 4.2.5) ГОСТ 8736-2014 содержание пылевидных и глинистых частиц для среднего песка I класса составляет 2 % по массе, для II класса – 3 % по массе.

Таким образом, в документации о закупке установлен показатель (содержание пылевидных и глинистых частиц должно быть менее 5 процентов), не соответствующий требованиям ГОСТ 8736-2014.

В соответствии с Таблицей 4 (п. 4.2.5) ГОСТ 8736-2014 содержание глины в комках для средней группы песка I класса составляет 0,25 % по массе, для средней группы песка II класса – 0,5% по массе.

Исходя из установленных Заказчиком в документации о закупке показателей, потребность Заказчика удовлетворяет только средняя группа песка класса I. Вместе с тем, по показателю «содержание глины в комках» Заказчиком установлено требование, соответствующее как I классу песка, так и II классу.

Таким образом, в действиях Заказчика выявлено нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 1 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе в части необъективного описания объекта закупки.

По п. 7 «Камень бортовой тип 1» Приложения № 2 к Техническому заданию Заказчиком установлены следующие требования: «Размеры: длина не менее 1000 мм, ширина не менее 200 мм, высота не менее 80 мм; Отклонение от линейного размера по длине должно быть более 5,3 мм, по высоте должно быть более 1 мм, по ширине по верхней кромке должно быть более 1,65 мм, по ширине по основанию должно быть менее 4,85 мм», а также установлено требование о соответствии товара ГОСТ 6665-91 «Камни бетонные и железобетонные бортовые. Технические условия».

Согласно Таблице 4 (п. 1.3.23) ГОСТ 6665-91 для камней длиной 1000 мм отклонение от линейного размера по длине составляет ±6 мм, для камней длиной 3000 мм и 6000 мм – ±10 мм. Отклонение по высоте: св. 200 до 500 мм составляет ±5 мм, св. 500 мм – ±6мм. Отклонение по ширине по верхней кромке составляет ±4 мм, по основанию – ±6мм.

Таким образом, в документации о закупке установлены показатели, не соответствующие требованиям ГОСТ 6665-91. Вместе с тем, в документации о закупке отсутствует обоснование использования всех вышеуказанных нестандартных показателей.

Следовательно, в действиях Заказчика выявлено нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 2 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе.

По п. 10 «Битумы» Приложения № 2 к Техническому заданию Заказчиком установлены, в том числе, следующие требования: «Глубина проникания иглы при температуре 25 градусов Цельсия (0,1 мм) должна быть от 50 до 70. Температура размягчения по кольцу и шару должна быть не менее 46 и не более 54°С. Растяжимость при температуре 25 градусов Цельсия должна быть не менее 110 см. Температура хрупкости после прогрева должна быть не выше минус 15 градусов Цельсия. Температура вспышки должна быть не ниже 240 градусов Цельсия», а также установлено требование о соответствии товара ГОСТ 22245-90 «Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия».

Согласно Таблице 1 (п. 1.3.2) ГОСТ 22245-90 по показателю «глубина проникания иглы при температуре 25 °С (0,1 мм) требованиям Заказчика не соответствуют значения ни одной марки битума.

Согласно Таблице 1 ГОСТ 22245-90 для марок БНД 60/90, БНД 40/60 и БН 60/90 установлены значения показателя глубины проникания иглы при температуре 25 °С (0,1 мм): 61-90, 40-60 и 60-90 (соответственно).

Таким образом, в документации о закупке по показателю «глубина проникания иглы при температуре 25 °С (0,1 мм)» Заказчиком установлены нестандартные показатели без обоснования необходимости использования таких показателей. Следовательно, в действиях Заказчика выявлено нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 2 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе.

Согласно Таблице 1 (п. 1.3.2) ГОСТ 22245-90 по показателю «температура размягчения по кольцу и шару °С, не ниже» установлены следующие значения: 35, 40, 43, 47, 51, 33, 38, 41, 45.

Таким образом, по показателю «температура размягчения по кольцу и шару °С, не ниже» требования Заказчика удовлетворяют только марки битума БНД 60/90 и БНД 40/60.

Согласно Таблице 1 ГОСТ 22245-90 по показателю «Растяжимость при 25 °С, см, не менее» требованиям Заказчика соответствует только значение «45 см», предусмотренное для марки битума БНД 40/60.

Таким образом, в документации о закупке установлены показатели, соответствующие нескольким маркам битума. При этом совокупность показателей допускает использование только марки битума БНД 40/60. Следовательно, при указании по одному из показателей значения, соответствующего документации о закупке, но при этом не соответствующего марки битума БНД 40/60 заявке будет отказано в допуске к участию в аукционе.

Комиссия УФАС установила в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 1 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе в части необъективного описания объекта закупки.

По п. 10 «Битумы» Приложения № 2 к Техническому заданию по показателю «температура вспышки» Заказчиком установлено следующее требование: «должна быть не ниже 240 градусов Цельсия».

Согласно Таблице 1 ГОСТ 22245-90 значению показателя не ниже 240 градусов Цельсия соответствует марка битума БН 90/130 и БН 60/90, что не соответствует остальным, установленным документацией о закупке, показателям. Марке битума БНД 40/60 соответствует значение показателя не ниже 230 °С.

Таким образом, в действиях Заказчика выявлено нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 (п.п. 1,2 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе.

Комиссия УФАС установила, что установление противоречивых требований, не соответствующих требованиям ГОСТ, послужило основанием для отказа в допуске первой части заявки Заявителя.

По п. 11 «Смесь асфальтобетонная тип 1» Приложения № 2 к Техническому заданию Заказчиком установлены следующие условия: «Тип смеси должен быть А. Содержание гравия в смеси должно быть свыше 50% и до 60%», а также установлено требование о соответствии товара ГОСТ 9128-2013 «Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия»».

В соответствии с п. 4.1.5 ГОСТ 9128-2013 щебеночные и гравийные горячие смеси и плотные асфальтобетоны в зависимости от содержания в них щебня (гравия) подразделяют на следующие типы:

А -

с

содержанием

щебня

св.

50% до 60%;

Б -

"

"

щебня (гравия)

"

40% до 50%;

В -

"

"

"

"

30% до 40%.

 

Комиссия УФАС приходит к выводу, что ГОСТ 9128-2013 предусматривает показатель содержания гравия в смеси только для типа Б. Следовательно, Заказчиком установлены показатели, не соответствующие требованиям ГОСТ.

Таким образом, в действиях Заказчика выявлено нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 2 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе.

Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений путем внесения изменений в документацию о закупке.

При установленных обстоятельствах, в случае соответствия первой части заявки на участие в аукционе документации о закупке, такая заявка не может соответствовать требованиям ГОСТ, что противоречит действующему законодательству о контрактной системе.

Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 33, 64, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,

 

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «ДРСУ 47» необоснованной.

  2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 (п.п. 1, 2 ч. 2 ст. 33) Закона о контрактной системе.

  3. Согласно пункту 3.38 Административного регламента, в случае если одним из доводов жалобы является обжалование положений документации о закупке после окончания установленного срока подачи заявок, рассмотрение данного довода жалобы не проводится.

  4. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.

  5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.