РЕШЕНИЕ от 30 ноября 2020 г. по делу № 44-6210/20 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Иное

Орган, рассматривающий жалобу

Санкт-Петербургский УФАС

Содержание жалобы

отказ в допуске

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителя МА МО Лахта-Ольгино (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей ООО "З" (далее - Заявитель), при надлежащем уведомлении о месте и времени заседания Комиссии УФАС,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх.N 42709-ЭП/20 от 24.11.2020)
на действия аукционной комиссии Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукционана выполнение работ по оформлению к праздничному мероприятиюна территории МО МОЛахта-Ольгино, посвященному празднованию Нового 2021 года (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013
N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки приопределении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

Извещение о проведении аукциона размещено 10.11.2020 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172300006120000012. Начальная (максимальная) цена контракта - 3 104 295, 33 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия аукционной комиссии, выразившиеся в незаконном отказе ООО "З" в допуске к участию в аукционе.
Заказчик с доводами жалобы не согласен по основаниям, изложенным в письменных возражениях на жалобу.
Информация, изложенная в жалобе, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Согласно ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе, под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В силу ч. 4 ст. 59 Закона о контрактной системе, для проведения электронного аукциона Заказчик разрабатывает и утверждает документацию об электронном аукционе.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по иным основаниям в соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе не допускается.
Согласно ч.ч. 6 и 7 ст. 67 Закона о контрактной системе, по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию:
1) об идентификационных номерах заявок на участие в таком аукционе;
2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий идентификационный номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем;
3) о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе;
4) о наличии среди предложений участников закупки, признанных участниками электронного аукциона, предложений о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если условия, запреты, ограничения допуска товаров, работ, услуг установлены заказчиком в документации об электронном аукционе в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе.
Вышеуказанный протокол не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе направляется заказчиком оператору электронной площадки и размещается в единой информационной системе.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 19.11.2020 N 58456, Заявителю (заявка N ЕА-63805) отказано в допуске к участию в электронном аукционе по следующим основаниям:
"Несоответствие информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, а именно: в соответствии с п. п. б) п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе и пункта 3.1.3 Раздела 3 Части I документации об электронном аукционе, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронномаукционе, и указание на товарный знак (при наличии).
В составе первой части заявки Участником закупки предоставлены несоответствующие конкретные показатели используемого товара, по установленным в документации об электронном аукционе требованиям, а именно:
1. В пункте 3.6.4 Технического задания документации об электронном аукционе "Требования к качеству, техническим характеристикам товаров, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товаров, требования к размерам, упаковке, отгрузке товаров и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемых товаров потребностям заказчика" по позиции "Объемно-пространственная композиция "Герб Лахта-Ольгино" с ветками" установлены, в том числе, следующие требования: Количество веток: 14 либо 28 шт. Длина светодиодной нити на одной ветке изделия: не более 30000 мм. Общая длина светодиодной нити изделия: менее 840000 мм.
В заявке участник закупки по данной позиции предоставил в том числе, следующие сведения: Количество веток: 14 шт. Длина светодиодной нити на одной ветке изделия: 30000 мм. Общая длина светодиодной нити изделия: 830000 мм.
Участником закупки предоставлены несоответствующие между собой и положениями документации об электронном аукционе конкретные значения показателей.
В соответствии с п. 3.1.3 Части I ДЭА: При подготовке первой части заявки участники аукциона должны учитывать разъяснения положений документации об электронном аукционе, представляемые заказчиком в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе, которые являются неотъемлемой частью документации об электронном аукционе.
В соответствии с Разъяснением положений документации об электронном аукционе от 16.11.2020 N РД2: Общая длина светодиодной нити изделия = Длина светодиодной нити на одной ветке изделия умножить на Количество веток".
Согласно ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного ч. 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Комиссией УФАС установлено, что требования к закупаемому товару установлены Заказчиком, в том числе, в части II документации об аукционе "Техническое задание".
Так, при описании товарной позиции "Герб Лахта-Ольгино" с ветками" Заказчиком установлено, в том числе, следующее требование: Количество веток: 14 либо 28 шт. Длина светодиодной нити на одной ветке изделия:
не более 30000 мм. Общая длина светодиодной нити изделия:
менее 840000 мм.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Комиссия УФАС отмечает, что действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию первых частей заявок. При этом заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить первую часть заявки в соответствии с потребностями заказчика.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Согласно установленной Заказчиком инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе, при установлении заказчиком соответствующего максимального значения показателя товара с использованием слов/словосочетаний/знаков "не должен быть более...", "не должна быть более...", "не должно быть более...", "не должны быть более...", "не должен быть выше...", "не должна быть выше...", "не должно быть выше...", "не должны быть выше...", "не долженбыть >...", "не должна быть >...", "не должно быть >...", "не должны быть >...", "не более...", "не выше...", "не >..." участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе обязан указать конкретное значение показателя, не превышающее установленного документацией.
При установлении заказчиком соответствующего максимального значения показателя товара с использованием слов/словосочетаний/знаков "не должен быть >=...", "не должна быть >=...", "не должно быть >=...", "не должны быть >=...", "менее...", "хуже...", "ниже...", "не >=...", участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе обязан указать конкретное значение показателя, меньшее установленного документацией.
В случае использования союза "либо" и/или знака ";" и/или знака "/" (за исключением случаев использования знака "/" при указании марки битума и/или при указании цвета товара и/или при указании единицы измерения) при описании характеристик товара, участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе обязан указать одно конкретное значение показателя из альтернативных значений показателя и указать соответствующие характеристики товара.
Из содержания первой части заявки Заявителя следует, что при описании товарной позиции "Объемно-пространственная композиция "Герб
Лахта-Ольгино" с ветками" участником закупки указаны следующие сведения о товаре: Количество веток: 14 шт. Длина светодиодной нити на одной ветке изделия: 30000 мм. Общая длина светодиодной нити изделия: 830000 мм.
При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что содержание первой части заявки в полной мере удовлетворят требованиям документации об аукционе и указаны участником закупки с учетом установленной Заказчиком инструкции. Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что указанные в составе первой части заявки Заявителя сведения о предлагаемом товаре являются недостоверными. При этом, ссылка на формулу расчета общей длины светодиодной нити изделия, содержащаяся в протоколе рассмотрения первых частей заявок, не может рассматриваться как надлежащее подтверждение выводов аукционной комиссии, поскольку в рассматриваемом случае документация об аукционе не содержит условия, в силу которого указанный показатель должен определяться по установленной формуле.
В связи с чем, у аукционной комиссии Заказчика отсутствовали основания для принятия решения об отказе Заявителю в допуске к участию в аукционе по основаниям, изложенным в протоколе рассмотрения первых частей заявок.
Таким образом, жалоба признана обоснованной, и в действиях аукционной комиссии Заказчика выявлено нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе.
Выявленное в действиях аукционной комиссии Заказчика нарушение законодательства о контрактной системе является существенным, что дает основания для выдачи обязательного для исполнения предписания о его устранении путем повторного рассмотрения первых частей заявок.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,

решила:

1. Признать жалобу ООО "З" обоснованной.
2. Признать в действиях аукционной комиссии Заказчика нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении членов аукционной комиссии Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

 


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ
ПРЕДПИСАНИЕ
от 30 ноября 2020 г. по делу № 44-6211/20
ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ
 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия УФАС) в составе:
на основании своего решения по делу N 44-6211/20 о нарушении законодательства о закупках, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),

предписывает:

1. Заказчику - МА МО N 15 - и его аукционной комиссии в течение 7-ми дней с момента размещения настоящего предписания Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru устранить нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе и с этой целью:
- отменить все протоколы, составленные в ходе проведения аукциона N 0172300004720000015;
- вернуть заявки участникам закупки с номером извещения N 0172300004720000015;
- внести изменения в документацию об электронном аукционе, приведя ее в соответствие с требованиями законодательства о контрактной системе, руководствуясь мотивировочной частью решения, указанного в преамбуле настоящего предписания;
- продлить срок подачи заявок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе;
- провести процедуры закупки с номером извещения N 0172300004720000015 в соответствии с законодательством о контрактной системе.
2. Заказчику и его аукционной комиссии представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу документальные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 30.12.2020.
3. Оператору электронной площадки - ЭТП НЭП:
- обеспечить Заказчику, его аукционной комиссии техническую возможность для исполнения пункта 1 настоящего предписания.
Примечание. В соответствии с ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.