Решение по делу № 44-2760/15 о нарушении законодательства о контрактной системе

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Строительство и капремонт

Орган, рассматривающий жалобу

Санкт-Петербургский УФАС

Содержание жалобы

описание объекта закупки

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована
выдано предписание о внесении изменений

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 44-2760/15 о нарушении законодательства о контрактной системе

01.09.2015Санкт-Петербург

 

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее – Комиссия УФАС) в составе:

в присутствии представителей:

МА МО МО Княжево (далее – Заказчик):

рассмотрев жалобу Заявителя (вх. № 18661 от 26.08.2015) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству

в границах территории Муниципального Образования Муниципальный Округ Княжево (далее – аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент),

 

УСТАНОВИЛА:

Извещение о проведении электронного аукциона размещено 11.08.2015 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения № 0172300004215000014. Начальная (максимальная) цена контракта – 8 066 230,40 рублей.

В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.

Заказчик считает жалобу необоснованной.

Рассмотрев жалобу, Комиссия УФАС пришла к следующим выводам.

  1. Согласно ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с п. 1 ч. 1ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик обязан использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.

В жалобе Заявитель указал на установление в документации об аукционе требование о соответствии выполняемых работ ГОСТ и иным техническим стандартам, утратившим силу на момент размещения извещения о проведении закупки № 0172300004215000014 на официальном сайте.

Согласно п. 6 «Требования к качеству работ» Раздела III Технического задания работы должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о нормах и стандартах, в том числе:

7. ГОСТ 22733-77 Грунты. Метод лабораторного определения максимальной плотности;

19. ПОТРМ-016-2001 РД 153-34.0-03.150-00. Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок;

23. ПОТ РМ 007-98. Межотраслевые правила по охране труда при погрузо- разгрузочных работах и размещении грузов;

35. ГОСТ 12.1.019-79. ССБТ. Электробезопасность. Общие требования и номенклатура видов защиты.

Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Заявителем не представлено доказательств того, что установленные Заказчиком требования к качеству работ ограничили количество участников закупки.

Комиссия УФАС установила, что Заявитель заявку на участие в аукционе не подавал.

Согласно ч. 1 ст. 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

Согласно представленным Заказчиком сведениям Заявитель не является аккредитованным на электронной площадке ЗАО «Сбербанк – Автоматизированная система торгов» участником закупки.

Таким образом, данный довод не нашел своего подтверждения в ходе заседания Комиссии УФАС.

  1. В жалобе Заявитель указал на отсутствие в документации о закупке даты начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации о закупке.

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.

В соответствии с ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.

Согласно ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Согласно п.п. 2.2.3, 2.2.4 Раздела 2.2 «Порядок предоставления документации об электронном аукционе, разъяснений ее положений» Части I документации о закупке Заказчиком установлен порядок предоставления разъяснений положений документации о закупке в соответствии со ст. 65 Закона о контрактной системе.

В соответствии с Частью II «Информационная карта аукциона» Заказчиком установлено: «Дата начала срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об аукционе: с момента размещения Извещения о проведении электронного аукциона. Дата окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об аукционе: в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе».

Таким образом, Комиссия УФАС установила, что в документации о закупке установлен порядок и сроки предоставления Заказчиком разъяснений положений документации о закупке.

Следовательно, в данной части жалоба признана необоснованной.

  1. Заявитель в жалобе указал на необъективное, по его мнению, описание объекта закупки по ряду позиций Приложения № 2 к Техническому заданию документации об аукционе.

По позиции № 1 «Смесь асфальтобетонная тип 1» Приложения № 2 к Техническому заданию Заказчиком установлены следующие требования: «Пористость минеральной части асфальтобетонов из горячих смесей не менее 14 %; Удельная эффективная активность естественных радионуклидов Аэфф в смеси менее 370 Бк/кг; Температура смеси при отгрузке потребителю при глубине проникания иглы при 25 °С, 131-200 мм. от 110 до 140 ºC; Смесь холодная или горячая; Смесь должна быть приготовлена с использованием вязких и жидких нефтяных дорожных битумов; Наибольший размер минеральных зерен до 40 мм; Минимальная температура самовоспламенения битума, применяемого для смеси не ниже 368 ºC; Величина остаточной пористости от 1 до 5%; Марка смеси I, II; Вид смеси мелкозернистая или песчаная», а также Заказчиком установлено требование о соответствии товара ГОСТ 9128-2013 «Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов» (раздел 8 Части III документации).

Согласно п. 4.1.11 ГОСТ 9128-2013  пористость минеральной части асфальтобетонов из горячих смесей типа А и Б должна быть от 14 до 19 %.

Таким образом, в данной части Заказчиком в аукционной документации установлено требование, которое не противоречит требованиям ГОСТ 9128-2013.

Следовательно, в данной части жалоба признана необоснованной.

В соответствии с п. 5.4 ГОСТ 9128-2013 Удельная эффективная активность естественных радионуклидов в смесях и асфальтобетоне не должна превышать значений, установленных ГОСТ 30108.

В соответствии с п. 5.5 ГОСТ 9128-2013 смеси и полимерасфальтобетоны в зависимости от значения суммарной удельной эффективной активности естественных радионуклидов в применяемых минеральных материалах используют при: Аэфф до 740 Бк/кг - для строительства дорог и аэродромов без ограничений.

Согласно пояснениям Заказчика, при описании объекта закупки Заказчик руководствовался ГОСТ 30108-94.

В соответствии с обязательным приложением А ГОСТ 30108-94:

 

 

 

Удельная эффективная активность (Аэфф), Бк/кг 

Класс материала

Область применения

До 370

I

Все виды строительства

Св. 370 до 740

II

Дорожное строительство в пределах населенных пунктов и зон перспективной застройки, строительство производственных сооружений

 

Комиссия УФАС установила, что показатель удельной эффективной активности (Аэфф) до 370 Бк/кг не соответствует предмету закупки и относится ко всем строительным материалам I класса. Показатель удельной эффективной активности (Аэфф) до 370 Бк/кг не соответствует требованиям ГОСТ 9128-2013, требование о соответствии которому установлено документацией о закупке.

Таким образом, в действиях Заказчика выявлено нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 1 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе.

Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.

Согласно Таблице 8 ГОСТ 9128-2013 Температура смеси при глубине проникания иглы при 25 ºC и 131-200 мм от 130 до 140 ºC.

Однако, согласно Примечанию 1 к Таблице 8 ГОСТ 9128-2013 при использовании ПАВ и активных минеральных порошков допускается снижать температуру смесей на 10-20 ºC.

Заказчиком в документации о закупке установлено требование: Температура смеси при отгрузке потребителю при глубине проникания иглы при 25 °С, 131-200 мм от 110 до 140 ºC.

Таким образом, в данной части жалоба признана необоснованной.

Согласно п. 4.1.2 ГОСТ 9128-2013 Смеси в зависимости от вязкости используемого битума и температуры при укладке подразделяют:
- на горячие, приготовляемые с использованием вязких и жидких нефтяных дорожных битумов и укладываемые с температурой не менее 110 °С;
- холодные, приготовляемые с использованием жидких нефтяных дорожных битумов и укладываемые с температурой не менее 5 °С.

Заказчиком по позиции № 1 Приложения № 2 к Техническому заданию установлено следующее требование: «Смесь должна быть приготовлена с использованием вязких и жидких нефтяных дорожных битумов».

Исходя из вышеуказанных требований и ГОСТ 9128-2013 следует, что потребностям Заказчика удовлетворяет только горячая смесь используемого битума.

Таким образом, в действиях Заказчика выявлено нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 1 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе.

Следовательно, жалоба в данной части признана обоснованной.

По позиции «наибольший размер зерен» Заказчиком установлено требование к значению показателя «до 40мм».

Согласно п. 4.1.3 ГОСТ 9128-2013:

Смеси и асфальтобетоны в зависимости от наибольшего размера минеральных зерен подразделяют на следующие виды:
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

крупнозернистые

с размером зерен

" " "

" " "

до 40 мм;

- мелкозернистые

" 20 ";

- песчаные

" 10 ".

 

 

 

 

В соответствии с требованиями Заказчика в Приложении № 2 к Техническому заданию потребность Заказчика удовлетворяют мелкозернистые и песчаные смеси, которым соответствуют показатели наибольшего размера зерен 20мм и 10 мм (соответственно).

Таким образом, Заказчиком в Приложении № 2 к Техническому заданию установлен показатель наибольшего размера зерен, который превышает показатель, установленный ГОСТ 9128-2013.

Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.

По позиции 1 Приложения № 2 к Техническому заданию Заказчиком установлено следующие требования: «Величина остаточной пористости должна быть от 1% до 5%. Марка смеси I, II».

Согласно п. 4.1.4 ГОСТ 9128-2013 показателю величины остаточной пористости от 1% до 5 % соответствуют высокоплотные и плотные асфальтобетонные смеси.

Согласно Таблице 1 ГОСТ 9128-2013 высокопористым и пористым асфальтобетонным смесям соответствует только марка смеси I.

Следовательно, Заказчиком в документации о закупке установлен показатель, который участник закупки не может указать в составе первой части заявки на участие в аукционе, что нарушает правило объективного описания объекта закупки.

Таким образом, в действиях Заказчика выявлено нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 1 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе, а жалоба в данной части признана обоснованной.

  1. По позиции № 7 «Элемент искусственной дорожной неровности тип 1» Приложения № 2 к Техническому заданию Заказчиком установлены следующие требования: «Максимальная высота элемента ИДН менее 0,061 м; Твердость элемента ИДН по Шору А, более 50 у.е.; Количество отверстий в элементе ИДН для крепления к покрытию дороги должно быть 4-5; Площадь световозвращающих элементов должна быть не менее 15% общей площади ИН; Элемент ИДН должен быть основной или краевой», а также установлено требование о соответствии товара ГОСТ Р 52605-2006 «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения».

Согласно п. 4.3.7 ГОСТ 52605-2006 твердость ИН, изготовленной из эластичного материала, по Шору А, измеренная на рабочей поверхности не менее чем в пяти точках, не менее 50 мм от края, должна быть от 55 до 80 условных единиц.

Таким образом, Заказчиком в документации о закупке установлен нестандартный показатель, при этом, документация о закупке не содержит объяснение необходимости использования такого показателя.

Следовательно, в действиях Заказчика выявлено нарушение п. 1 ч. 1 с. 64 (п. 2 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе.

Комиссия УФАС установила, что ГОСТ 52605-2006 не устанавливает требования к количеству отверстий в элементе ИДН для крепления к дорожному покрытию.

Таким образом, в действиях Заказчика выявлено нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 2 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе.

Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.

Комиссия УФАС выявила аналогичные нарушение по позиции № 8 «Элемент искусственной дорожной неровности тип 2» Приложения № 2 к Техническому заданию.

  1. По позиции № 18 «Уголок» Приложения № 2 к Техническому заданию Заказчиком установлено требование: «Ширина уголка должна быть не менее 25 мм».

В жалобе Заявитель указал на отсутствие в ГОСТ 8509-93 «Уголки стальные горячекатаные равнополочные. Сортамент», требование о соответствии которому установлено Заказчиком в документации о закупке, показателя ширины уголка не менее 25 мм.

Согласно пояснениям Заказчика при размещении документации о закупке на официальном сайте в результате технической ошибки было изменено наименование показателя.

Заявителем не представлено доказательств ограничения количества участников закупки по вышеуказанной позиции.

Таким образом, в данной части жалоба признана необоснованной.

По позиции № 18 «Уголок» Приложения № 2 к Техническому заданию Заказчиком установлено требование: «Площадь поперечного сечения не менее 1,13 см2». При этом, согласно Таблице 1 ГОСТ 8509-93, установленным Заказчиком требованиям (ширина уголка не менее 25 мм; толщина стенки уголка не менее 3 мм) соответствует минимальное значение площади поперечного сечения 1,43 см2.

Таким образом, в действиях Заказчика выявлено нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 1 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе.

Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.

Также Заказчиком по позиции № 18 установлено следующее требование: «Отклонение от прямого угла при вершине менее 40’».

Согласно п. 7 ГОСТ 8509-93 отклонение от прямого угла при вершине не должно превышать 35’.

Таким образом, в действиях Заказчика выявлено нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 1, 2 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе.

Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.

По позиции № 18 «Уголок» Приложения № 2 к Техническому заданию Заказчиком установлено требование: «Центробежный момент инерции более 0,23 см4».

Согласно Таблице 1 ГОСТ 8509-93 центробежный момент инерции при установленных Заказчиком требованиях к товару равен 0,47 см4.

Таким образом, в действиях Заказчика выявлено нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 1 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе.

  1. По позиции № 20 «Ограждение газонное» Приложения № 2 к Техническому заданию Заказчиком установлены следующие требования: «Трубы должны быть изготовлены из стали марки Ст1сп, Ст2пс, Ст3сп, 09Г2, 09Г2С; Временное сопротивление разрыву для квадратных труб не менее 353 Н/мм2», а также установлено требование о соответствии товара ГОСТ 13663-86 «Трубы стальные профильные. Технические требования».

Согласно п. 1.7 (Таблица 1) и п. 1.8 (Таблица 2) ГОСТ 13663-86 для марки стали Ст1сп и Ст2пс установлено значение временного сопротивления разрыву для квадратных труб 333 Н/мм2.

Следовательно, Заказчиком в документации о закупке установлено требование к значениям показателя, которые участник закупки не может предложить в составе первой части заявки на участие в аукционе.

Таким образом, в действиях Заказчика выявлено нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 1 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе, а жалоба в данной части признана обоснованной.

  1. По позиции № 27 «Смесь асфальтобетонная тип 2» Заказчиком установлено, в том числе, следующее требование: «содержание щебня в асфальтобетонной смеси должно быть менее 52%; Тип асфальтобетонной смеси должен быть А или Б», а также установлено требование о соответствии товара ГОСТ 9128-2013.

В соответствии с п. 4.1.5 ГОСТ 9128-2013:

Щебеночные и гравийные горячие смеси и плотные асфальтобетоны в зависимости от содержания в них щебня (гравия) подразделяют на следующие типы:

 

А -

с

содержанием

щебня

св.

50% до 60%;

Б -

"

"

щебня (гравия)

"

40% до 50%;

В -

"

"

"

"

30% до 40%.

 

Таким образом, Заказчиком по показателю содержание щебня в асфальтобетонной смеси установлен нестандартный показатель, не соответствующий ГОСТ 9128-2013, требование о соответствии которому установлено в документации о закупке.

В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 2 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе, а жалоба в данной части признана обоснованной.

Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.

Остальные доводы жалобы не нашли своего подтверждения в ходе заседания Комиссии УФАС.

Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дает основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений путем внесения изменений в аукционную документацию.

Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 33, 64, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,

 

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «СК «МСМ-1» частично обоснованной в части доводов:

- о нарушении правила объективного описания объекта закупки (например, по позициям: 1, 7, 18);

- об использовании в документации о закупке нестандартных показателей (например, по позициям: 18, 27).

  1. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 1, 2 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе.

  2. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.