Решение по делу № 44-3112/15 о нарушении законодательства о контрактной системе

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Строительство и капремонт

Орган, рассматривающий жалобу

Санкт-Петербургский УФАС

Содержание жалобы

описание объекта закупки
инструкция по заполнению заявок

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована
выдано предписание о внесении изменений

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 44-3112/15 о нарушении законодательства о контрактной системе

14.10.2015Санкт-Петербург

 

 

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее – Комиссия УФАС) в составе:

в присутствии представителей:

Администрации Приморского района Санкт-Петербурга (далее – Заказчик):

ООО «Стройплюс» (далее – Заявитель):

 

рассмотрев жалобу Заявителя (вх. № 21546 от 07.10.2015) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение общестроительных работ по ремонту помещений администрации Приморского района по адресу: ал. Котельникова, д. 2, корп. 2, лит. А (далее – аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент),

 

УСТАНОВИЛА:

Извещение о проведении электронного аукциона размещено 21.09.2015 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения № 0172200004915000075. Начальная (максимальная) цена контракта – 3 524 900,00 рублей.

В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по его мнению, требования законодательства о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.

Заказчик считает жалобу необоснованной.

Рассмотрев жалобу, Комиссия УФАС пришла к следующим выводам.

  1. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о наименовании и описании объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.

В соответствии с п. 1 ч. 1ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик обязан использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.

В жалобе Заявитель указал на установление в документации о закупке нестандартных показателей (терминологии), что нарушает требования законодательства о контрактной системе.

Например, по п. 31 Приложения № 4 к Техническому заданию Заказчиком установлено следующее: «Непараллельность пластей и кромок должна быть в пределах отклонений от номинальных размеров, установленных ГОСТ 24454-80; Размер пиломатериала, определяемый расстоянием между пластями в установленном для измерения месте в направлении, перпендикулярном пластям, должен быть не менее 25 мм; Термины и определения - по ГОСТ 8486-86».

Согласно пояснениям Заявителя, вышеуказанное определение соответствует термину «толщина».

Согласно пояснениям Заказчика данная терминология использована Заказчиком в документации о закупке в соответствии с ГОСТ 18288-87.

В соответствии с разделом «Информационные данные» ГОСТ 18288-87 «ГОСТ 18288-87. Производство лесопильное. Термины и определения» настоящий стандарт устанавливает термины и определения понятий в области лесопильного производства

В соответствии с п. 1 и п. 42 Таблицы 1 ГОСТ 18288-87:

 

 

Термин

Определение

Лесопильное производство

Отрасль лесной промышленности по производству пилопродукции из круглых лесоматериалов

Толщина пиломатериала

Размер пиломатериала, определяемый расстоянием между пластями в установленном для измерения месте в направлении, перпендикулярном пластям 

Таким образом, во-первых, ГОСТ 18288-87 распространяется исключительно на производство лесоматериалов и не может определять потребность Заказчика в соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе. Во-вторых, установленное Заказчиком в документации о закупке описание конкретного показателя по п. 31 Приложения № 4 к Техническому заданию является определением, а не термином.

Комиссией УФАС установлено, что ГОСТ 24454-80 «ГОСТ 24454-80. Пиломатериалы хвойных пород. Размеры» и ГОСТ 8486-86 «ГОСТ 8486-86. Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия», требование о соответствии которым установлено документацией о закупке, не содержат вышеуказанное определение толщины. В документации о закупке также отсутствует указание на применение Заказчиком ГОСТ 18288-87.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик обязан использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию.

Комиссия УФАС приходит к выводу, что установление в документации о закупке определений терминов без указания самих терминов не является использованием стандартной терминологии. Аналогичное описание терминов вводит в заблуждение участников закупки и направлено на ограничение количества участников закупки.

Таким образом, в действиях Заказчика выявлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в части установления в документации о закупке нестандартной терминологии.

Комиссия УФАС выявила аналогичные нарушения, например, по п.п 5, 7, 32, 50 Приложения № 4 к Техническому заданию.

  1. Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке, по его мнению, нестандартных показателей объекта закупки по п. 34 «Винт самонарезающий» Приложения № 4 к Техническому заданию.

Согласно п. 34 «Винт самонарезающий» Приложения № 4 к Техническому заданию Заказчиком установлены, в том числе, следующие требования: «Номинальная ширина шлица должна быть 0,6 мм. Глубина крестообразного шлица менее 1,75 мм. Номер крестообразного шлица 1 или 2; Изделие должно соответствовать ГОСТ 11650-80 и/или ГОСТ 10618-80, ГОСТ 1759.0-87, ГОСТ 1759.1-82».

Согласно п. 2 ГОСТ 11650-80 «Винты самонарезающие с полукруглой головкой и заостренным концом для металла и пластмассы. Конструкция и размеры» конструкция и размеры винтов должны соответствовать указанным на чертеже и в табл.1, 2:


Исполнение 1



Исполнение 2

 

Согласно Таблице 1 ГОСТ 11650-80 установлено, что показателю номинальной ширины шлица 0,6 (установлено Заказчиком в документации) соответствует только показатель ширины шлица n (исполнение 1). При этом Заказчиком также установлено требование: «Номер крестообразного шлица 1 или 2», что соответствует исключительно исполнению 2.

Таким образом, Заказчиком в документации о закупке установлены противоречивые требования, не позволяющие определить потребность Заказчика.

Комиссия УФАС установила в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в части установления в документации о закупке нестандартных показателей.

  1. Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе, не позволяющей, по его мнению, заполнить первую часть заявки на участие в аукционе в соответствии с потребностями Заказчика.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3-6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Комиссия УФАС установила, что на участие в аукционе подано 5 заявок, 3 из которых были признаны несоответствующими по результатам рассмотрения первых частей заявок.

Согласно Части II «Информационная карта электронного аукциона» документации о закупке Заказчиком установлено следующее: «Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию: 2.1.1. Если в техническом задании (описании объекта закупки) (далее – техническое задание) «Техническое задание (описание объекта закупки) и обоснование начальной (максимальной) цены контракта» значение показателей предлагаемого к поставке товара или товара, используемого при выполнении работ, оказании услуг, являющихся предметом контракта, является минимальным (более, не менее, от), максимальным (менее, не более, до), сопровождается словами «не менее», «более», «не более», «менее», «невыше», «выше», ... знаков «+/-», «+», «-» и иных слов и словосочетаний, не позволяющих определить точное значение характеристик товаров, за исключением случаев, указанных в пункте 2.2. В остальном следует руководствоваться стандартами ГОСТ 2.105-95 «Единая система конструкторской документации. Общие требования к текстовым документам», ГОСТ 2.321-84 «Единая система конструкторской документации. Обозначения буквенные», ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».

В случае, если в требованиях указано, что показатели товара должны соответствовать конкретному техническому стандарту (ГОСТ, СЭВ, СНиП и т.п.), это означает, что участник вправе предложить свой товар, соответствующий указанным в требованиях показателям, даже если товар изготовлен по иному стандарту, но его показатели при этом соответствуют требованиям указанного в документации заказчика стандарта, при этом сопроводив описание ссылкой на используемый стандарт.

Описание характеристик товара в первой части заявки на участие в аукционе, не позволяющее установить соответствие характеристик товара требованиям настоящей документации, не является указанием конкретных показателей товара.

2.2. Используя указанные в пункте 2.1 слова при описании значений показателей товара в первой части заявки, участник закупки вправе сопровождать такие слова указанием на документ (вид документа), выданный производителем (изготовителем) товара либо выданный в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами РФ (сертификат соответствия, декларации качества, регистрационное удостоверение, паспорт товара, протокол испытаний и т.п.), определяющий характеристики товара, с использованием слов, указанных в пункте 2.1.1 (далее также – документ производителя).

Характеристики товара, описанные в первой части заявки на участие в аукционе с использованием слов, указанных в пункте 2.1.1, при условии сопровождения таких слов указанием на документ производителя (вид документа) являются конкретными показателями товара. Конкретные значения всегда указываются для геометрических размеров товара, марок, классов, категорий и иных параметров, которые не могут изменяться для конкретного товара согласно указанной нормативной документации и данным производителя товара. Так же участники вправе указать конкретное значение в заданном диапазоне, если технические условия производителя или нормативная документация допускают указывать конкретное значение».

Анализ инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе показал следующее:

- исходя из требований Технического задания и инструкции по заполнению первой части заявки невозможно определить, в каких случаях необходимо руководствоваться ГОСТ 2.105-95 «Единая система конструкторской документации. Общие требования к текстовым документам», ГОСТ 2.321-84 «Единая система конструкторской документации. Обозначения буквенные», ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления». Требование Заказчика «в остальной части» не является описанием порядка заполнения первой части заявки на участие в аукционе;

- согласно инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе участник закупки вправе предложить свой товар, который изготовлен в соответствии с государственным стандартном, не установленном документацией о закупке с использованием слов, которые участник закупки не может использовать согласно п. 2.1.1. При этом, инструкция по заполнению первой части заявки также содержит положение о том, что при использовании государственного стандарта, который допускает использование слов и знаков, указанных в п. 2.1.1, участник закупке не может использовать такие слова и знаки, если конкретное значение относится к геометрическим размерам, маркам и т.д.;

- согласно п. 2.2 участник закупки может использовать, указанные в п. 2.1.1 слова и знаки, если они установлены технической документацией на товар. Закон о контрактной системе не обязывает участника иметь в наличии товар, который необходимо использовать при исполнении обязательств по контракту, на момент подачи первой части заявки на участие в аукционе. Следовательно, участник закупки может не обладать сведениями технической документации на товар в части наличия или отсутствия указанных в п. 2.1.1 слов и знаков на этапе подачи первой части заявки на участие в аукционе.

- инструкция по заполнению первой части заявки на участие в аукционе не содержит порядок заполнения первой части заявки в случае установления в документации о закупке вариантов значений с указанием знака «,». Например, по позиции 34 «Винт самонарезающий» Приложения № 4 к Техническому заданию Заказчиком установлено, в том числе, следующее требование: «Изделие должно соответствовать ГОСТ 11650-80 и/или ГОСТ 10618-80, ГОСТ 1759.0-87, ГОСТ 1759.1-82». По позиции 7 установлено: «Марка по подвижности должна быть Пк 1, или Пк2 или Пк3». По позиции 9 Заказчиком установлено: «Срок службы, год, не менее, в условиях эксплуатации: У1, ХЛ1, УХЛ1: 1» При этом, исходя из инструкции по заполнению первой части заявки не ясно, каким из ГОСТ нужно руководствоваться при заполнении первой части заявки на участие в аукционе.

Комиссия УФАС приходит к выводу, что установленная Заказчиком в документации о закупке инструкция по заполнению первой части заявки на участие в аукционе носит противоречивый характер и не позволяет заполнить первую часть заявки на участие в аукционе в соответствии с потребностью Заказчика.

Таким образом, в действиях Заказчика выявлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе в части установления ненадлежащей инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе.

Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений путем внесения изменений в документацию о закупке.

Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 33, 64, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,

 

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «Стройплюс» обоснованной.

  2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.

  3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

  4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.