РЕШЕНИЕ от 10 февраля 2020 г. по делу № 44-817/20 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Строительство и капремонт

Орган, рассматривающий жалобу

Санкт-Петербургский УФАС

Содержание жалобы

описание объекта закупки
иное

Результат рассмотрения жалоб

есть нарушение, предписание не выдавать

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителя Администрации Кронштадтского района Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган):
в отсутствие представителей ГБУ СШ Кронштадтского района
Санкт-Петербурга (далее - Заказчик), ООО "С" (далее - Заявитель), надлежащим образом уведомленных о времени и месте заседания Комиссии УФАС;
рассмотрев жалобу Заявителя (вх.N 3336-ЭП/20 от 04.02.2020)
на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту помещений 3 этажа и лестницы c 1 по 3 этажи в здании
ГБУ СШ Кронштадтского района Санкт-Петербурга по адресу: <...> д.? 31, литер А в 2020 году (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

Извещение о проведении аукциона размещено 24.01.2020 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200002820000003. Начальная (максимальная) цена контракта - 3 155 764, 00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие требования Закона о контрактной системе, выразившиеся:
- в не установлении порядка внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе;
- в установлении ненадлежащего срока окончания приема заявок на участие в аукционе;
- в не установлении сроков поставки товара, завершения работы;
- в не установлении в документации об аукционе сведений о дате окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации;
- в установлении ненадлежащего размера штрафа за ненадлежащее исполнение условий контракта.
Представитель Уполномоченного органа с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной по основаниям, изложенным в письменныхпояснениях на жалобу.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителя Уполномоченного органа, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Согласно п. 7 ст. 42 Закона о контрактной системе, Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, информация о размере и порядке внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом).
Из содержания извещения о проведении рассматриваемой закупки следует, что Заказчиком установлен порядок к внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок: В соответствии с конкурсной документацией.
Согласно части II документации об аукционе, размер обеспечения заявки на участие в аукционе установлен в размере 1% - 31 557,64 рублей.
Денежные средства вносятся участником электронного аукциона на специальный счет (или на банковский счет, используемый в качестве специального в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.05.2018 N 626), открытый им в одном из банков в соответствии с перечнем банков, утвержденных распоряжением правительства Российской Федерации от 13.07.2018 N 1451-р.
Обеспечение заявки на участие в электронном аукционе возможно путем блокирования денежных средств при наличии на специальном счете участника закупки незаблокированных денежных средств в размере, предусмотренном в данном пункте документацией об аукционе, либо путем предоставления банковской гарантии в порядке, определенном в соответствии с частью 29 статьи44 Закона N 44-ФЗ, информация о которой включена в реестры банковских гарантий, предусмотренные статьей 45 Закона N 44-ФЗ.
В случае осуществления закупки товаров, работ, услуг заказчиком Санкт-Петербурга самостоятельно в данный абзац включаются наименование и реквизиты заказчика Санкт-Петербурга, а также полные реквизиты счета, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику Санкт-Петербурга, при этом исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на указанный счет.
Срок действия банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки, должен составлять не менее чем два месяца с даты окончания срока подачи заявок.
При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что Заказчиком определены порядок и условия внесения обеспечения заявки на участие в рассматриваемой закупке.
2. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о дате и времени окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Из содержания извещения о проведении рассматриваемой закупке следует, что Заказчиком установлены следующие дата и время окончания подачи заявок: 04.02.2020 08:00.
Согласно внесенным изменениям, внесенным в документацию об аукционе, Заказчиком установлено, что датой и временем окончания срока подачи заявок на участие в аукционе является 04 февраля 2020 года, 08 часов 30 минут (время московское).
При этом, согласно части II "Информационная карта аукциона" документации, размещенной в новой редакции, дата и время окончания срока подачи участниками электронного аукциона заявок на участие в электронном аукционе "04" февраля 2020 года в 08.00 часов.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что документация об аукционе содержит противоречивые требования к времени окончания приема заявок на участие в аукционе, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении Заказчиком требований п. 3 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Согласно п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В извещении об осуществлении закупки должны содержаться сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг.
Из содержания извещения о проведении аукциона следует, что Заказчиком определено следующее: Сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг - Согласно Контракта.
В пункте 2.2. проекта контракта, являющегося частью документации об аукционе, Заказчиком установлены следующий срок выполнения работ:
с даты подписания акта передачи объекта для выполнения работ. Заказчик должен передать объект Подрядчику по акту, а Подрядчик обязан принять объект и подписать акт передачи объекта для выполнения работ в течение 5 (пяти) рабочих с момента заключения Контракта. Окончание выполнения работ: не позднее 31 мая 2020 года.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что Заказчиком определен срок выполнения работ, являющихся объектом рассматриваемой закупки.
4. В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Комиссией УФАС установлено, что в части II "Информационная карта аукциона" документации об аукционе Заказчиком установлено следующее:
- Дата начала срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе 24 января 2020 года.
- Дата окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об аукционе: в течении двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса Заказчик размещает в единой информационной системе (ЕИС) разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что запрос о даче разъяснений положений документации об аукционе поступил не позднее, чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе (ч. 4 ст. 65 Закона N 44-ФЗ).
При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС констатирует наличие в составе документации об аукционе информации, предусмотренной п. 11 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
5. В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе, к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Частью 4 ст. 34 Закона о контрактной системе установлено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В силу ч. 5 ст. 34 Закона о контрактной системе, в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При этом, ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе установлено, что штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.
Согласно части 6 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г.
N 1063, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042, за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в следующем порядке:
а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Согласно части 9 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г.
N 1063, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042, за каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в следующем порядке:
а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно);
б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Из содержания проекта контракта (п. 6.3.2), содержащегося в составе документации об аукционе, следует, что Заказчиком установлено условие, в силу которого за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Исполнителем обязательства, предусмотренного Контрактом, которое не имеет стоимостного выражения (при наличии в контракте таких обязательств), Исполнитель уплачивает Заказчику штраф в размере 1 000 руб.? (Одна тысяча рублей 00 коп.? ), согласно Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 г. N 1042.
Также в проекте контракта (п. 6.4.2) установлено, что за каждый факт неисполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом, штраф устанавливается в размере 1 000 руб.? (Одна тысяча рублей 00 коп.? ), согласно Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 г. N 1042.
Комиссия УФАС отмечает, что начальная (максимальная) цена рассматриваемой закупки составляет 3 155 764, 00 рублей, что допускает возможность заключения контракта по цене, превышающей 3 млн. рублей, а, следовательно, размер штрафа в таком случае должен составить 5 000 рублей.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что содержание рассматриваемого проекта контракта не соответствует Правилам определения размера штрафа, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042, что также является нарушением ч.ч. 5, 8 ст. 34 Закона о контрактной системе.
Следовательно, доводы жалобы в указанной части Комиссия УФАС находит обоснованными.
6. Комиссия УФАС отмечает, что в материалах дела отсутствуют сведения, позволяющие утверждать, что выявленные нарушения повлияли на права и законные интересы участников закупки и повлияли на результаты закупки.
Таким образом, в соответствии с п. 3.35 Административного регламента, Комиссией УФАС принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,

решила:

1. Признать жалобу ООО "С" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч.ч. 5, 8 ст. 34, п. 3 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.