РЕШЕНИЕ от 22 октября 2019 г. по делу № 44-4938/19 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Открытый конкурс с ограниченным участием

Предмет закупки

Продукты питания

Орган, рассматривающий жалобу

Санкт-Петербургский УФАС

Содержание жалобы

порядок оценки

Результат рассмотрения жалоб

есть нарушение, предписание не выдавать

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
Администрации Центрального района Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган):
ООО "К" (далее - Заявитель):
в отсутствие представителей ГБОУ СОШ N 294 Центрального района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик), надлежащим образом уведомленных о месте и времени заседания Комиссии УФАС,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 30564-ЭП/19 от 15.10.2019)
на действия Заказчика при определении исполнителя путем проведения конкурса с ограниченным участием в электронной форме на оказание услуг по организации питания обучающихся в образовательных учреждениях, подведомственных администрации Центрального района Санкт-Петербурга в учебный период с 01.11.2019 по 31.05.2020 (совместные торги) (извещение
N 0172200002719000056) (далее - конкурс с ограниченным участием в электронной форме), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

Извещение о проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме размещено 25.09.2019 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200002719000056. Начальная (максимальная) цена контракта - 31 124 797, 55 рублей.
В жалобе Заявитель указал на неправомерные действия Заказчика, выраженные в установлении неправомерного порядка оценки по показателю "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (далее - "Качество").
Представитель Уполномоченного органа в ходе заседания Комиссии УФАС пояснил, что не согласен с доводами жалобы и просил признать ее необоснованной, а также представил письменные возражения.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Согласно ч. 1 ст. 56.1 Закона о контрактной системе, под конкурсом с ограниченным участием в электронной форме понимается конкурс, при проведении которого информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, соответствующих предъявленным к участникам закупки единым требованиям и дополнительным требованиям.
В силу ч. 4 ст. 56.1 Закона о контрактной системе, gри проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме применяются положения настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса в электронной форме с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе, конкурсная документация должна содержать предусмотренные ст. 54.4 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе, конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе, для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе, порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 (Правилами N 1085).
При этом, согласно пункту 3 Правил N 1085, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил N 1085, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Исходя из совокупности положений п. п. 4 и 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе, а также пункта 3 Правил N 1085, конкурсная документация должна содержать порядок оценки заявок, который объективно позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены. Порядок оценки должен позволять выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта с учетом зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по соответствующему показателю.
В соответствии с п. 11 Правил N 1085, для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
Согласно п. 25 Правил, показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
Таким образом, положениями законодательства о контрактной системе предусмотрена оценка заявок по критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" показателя "Качество товаров (качество работ, качество услуг)", следовательно, в случае использования показателя, конкурсная документация должна содержать:
- предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по данному критерию (показателю);
- зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по данному критерию (показателю) в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений;
- инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией.
В части II Раздела 15 конкурсной документации (Критерии оценки заявок и порядок рассмотрения и оценки заявок) (специальная часть. инструкция участникам) Заказчиком установлены следующие критерии оценки и величины значимости этих критериев:
 
Критерии оценки заявок на участие в конкурсе: Значимость критерия,%

Цена контракта: 60

Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки: 25

Квалификация участников закупки в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации: 15

В рамках критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" установлен следующий показатель:

Показатели оценки заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки": 
Коэффициент значимости показателя (КЗ), целые
Качество товаров (качество работ, качество услуг)

В рамках показателя "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" оценивается предложение участника закупки в отношении качественных характеристик объекта закупки, выраженное в представлении соответствующей информации по каждому блюду, исчерпывающий перечень которых содержится в приложениях NN 2.1-2.4 к техническому заданию настоящей конкурсной документации (далее - Предложение).
Начисление баллов по показателю "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" осуществляется по шкале оценки:

Значение показателя - Количество присуждаемых баллов

Наличие Предложения - 100

Отсутствие Предложения - 0

В рамках показателя "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" под соответствующей информацией понимается следующая информация:
-наименование блюда, -номер рецептуры и наименование сборника рецептур (с указанием года выпуска и автора (под чьей редакцией) блюд, кулинарных изделий, мучных кондитерских и хлебобулочных изделий для предприятий общественного питания, официально изданного на территории РФ, по которым предполагается приготовление соответствующего блюд, -либо указание на то, что блюдо предполагается готовить по калькуляционной карте, -наименования продуктов, из которых предполагается готовить соответствующее блюдо, -нормы расхода продуктов брутто и нетто на одну порцию, -вес готового блюда (кулинарного изделия, мучного кондитерского и хлебобулочного изделия), -химический состав блюда, -а также технология приготовления блюда При этом, в части III (Техническое задание) конкурсной документации Заказчиком установлены, в том числе, следующие требования к закупаемым услугам:
-в п. п. 7.1. - "Требования к количественным характеристикам (объему) услуг определены в Приложении N 1, N 2.1-2.4 к техническому заданию."
-в п. п. 7.8. - "Организация питания должна соответствовать обязательным требованиям и нормам, установленным нормативными правовыми актами (в соответствии с Методическими рекомендациями для заказчиков по формированию документации о закупке пищевых продуктов или услуг общественного питания для нужд государственных бюджетных учреждений Санкт-Петербурга, входящих в систему социального питания Санкт-Петербурга, утвержденных Управлением социального питания), в том числе:
- ГОСТ 31987-2012 " Услуги общественного питания. Технологические документы на продукцию общественного питания. Общие требования к оформлению, построению и содержанию";
-в п. п. 7.12. - "На каждое блюдо должна быть заведена технологическая карта, составленная в соответствии с ГОСТ 31987-2012 "Услуги общественного питания. Технологические документы на продукцию общественного питания. Общие требования к оформлению, построению и содержанию".
-в п. п. 7.13. - "Меню, указанные в Приложениях N 2.1-2.4 к техническому заданию, остаются неизменными и являются неотъемлемой частью Контракта (Приложение N 2.1-2.4 к Контракту)."
Согласно ГОСТ 31987-2012 "Технологические документы на продукцию общественного питания", технологическая карта должна содержать в себе следующую информацию:
1. Технико-технологическая карта содержит следующие разделы:
- область применения;
- требования к сырью;
- рецептура (включая норму расхода сырья и пищевых продуктов брутто и нетто, массу (выход) полуфабриката и/или выход готового изделия (блюда);
- технологический процесс;
- требования к оформлению, подаче, реализации и хранению продукции общественного питания;
- показатели качества и безопасности продукции общественного питания;
- информационные данные о пищевой ценности продукции общественного питания.
2. В разделе "Область применения" указывают наименование блюда (изделия) и определяют перечень и наименования предприятий (филиалов), подведомственных предприятий, которым дано право производства и реализации данного блюда (изделия).
В разделе "Требования к качеству сырья" делают запись о том, что продовольственное сырье, пищевые продукты и полуфабрикаты, используемые для изготовления данного блюда (изделия), должны соответствовать требованиям нормативных и технических документов (ГОСТ, ТУ) и иметь сопроводительные документы, подтверждающие их качество и безопасность в соответствии с нормативными правовыми документами, действующими на территории государства, принявшего стандарт.
В разделе "Рецептура" указывают норму расхода сырья и пищевых продуктов брутто и нетто на одну, десять или более порций (штук), или на один, десять и более кг, массу (выход) полуфабриката и выход продукции общественного питания (кулинарных полуфабрикатов, блюд, кулинарных, булочных и мучных кондитерских изделий).
Раздел "Технологический процесс..." содержит подробное описание технологического процесса изготовления блюда (изделия), в том числе режимы механической и тепловой обработки, обеспечивающие безопасность блюда (изделия), применение пищевых добавок, красителей, виды технологического оборудования и др.
В разделе "Требования к оформлению, подаче, реализации и хранению" отражают особенности оформления и подачи блюда (изделия), требования, порядок реализации продукции общественного питания, условия хранения и реализации, сроки годности согласно нормативным документам, действующим на территории государства, принявшего стандарт, а при необходимости и условия транспортирования.
В разделе "Показатели качества и безопасности" указывают органолептические показатели блюда (изделия): внешний вид, текстуру (консистенцию), вкус и запах. Здесь же делают запись о том, что микробиологические показатели блюда (изделия) должны соответствовать требованиям или гигиеническим нормативам, установленным в соответствии с нормативными правовыми актами или нормативными документами, действующими на территории государства, принявшего стандарт.
В разделе "Информационные данные о пищевой ценности" указывают данные о пищевой и энергетической ценности блюда (изделия). Пищевую ценность блюда (изделия) определяют расчетным или лабораторным методами.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу, что технологическая карта должна быть составлена в строгом соответствии с требованиями меню (Приложения N 2.1-2.4 к техническому заданию) и ГОСТ31987-2012.
Также в п. 15.4. (Оценка заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки") части II конкурсной документации установлено, что:
в рамках показателя "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" предлагаемое в Предложении соответствующее блюдо должно (представленные сведения по каждому блюду должны) полностью соответствовать всем требованиям, содержащимся в техническом задании и приложениях к нему, если иное не установлено положениями настоящего пункта конкурсной документации.
В рамках показателя "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" за "Отсутствие Предложения" принимается отсутствие Предложения, содержащего соответствующую информации по каждому блюду, исчерпывающий перечень которых содержится в приложениях NN 2.1-2.4 к техническому заданию настоящей конкурсной документации, в соответствии со всеми требованиями настоящего пункта конкурсной документации, либо наличие Предложения, содержащего соответствующую информации по каждому блюду, исчерпывающий перечень которых содержится в приложениях NN 2.1-2.4 к техническому заданию настоящей конкурсной документации, не в соответствии со всеми требованиями настоящего пункта конкурсной документации.
В рамках показателя "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" наличием Предложения признается представление в составе заявки Предложения, содержащего соответствующую информации по каждому блюду, исчерпывающий перечень которых содержится в приложениях NN 2.1-2.4 к техническому заданию настоящей конкурсной документации, в соответствии со всеми требованиями настоящего пункта конкурсной документации.
Из вышеуказанного следует, что информация, являющаяся предметом оценки по показателю "Качество товаров (качество работ, качество услуг)", дублирует требования технического задания, а согласно п. 7.12 технического задания документации, на каждое блюдо должна быть заведена технологическая карта, составленная в соответствии с ГОСТ 31987-2012 "Услуги общественного питания. Технологические документы на продукцию общественного питания. Общие требования к оформлению, построению и содержанию".
Участник закупки не может представить данные о выпускаемом блюде отличные от требования меню, так как в меню к каждому блюду определены все исходные характеристики: наименования блюд, наименование сборников рецептур, номера технологических карт блюд из этих сборников, нормы выхода, калорийность блюд, количество белков, жиров, углеводов.
Таким образом, согласно условиям конкурсной документации, для получения наибольшего количества баллов по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" участник закупки фактически должен описать процесс исполнения им контракта, повторив уже изложенные в документации требования. При этом, конкурсная документация не содержит положений, из которых можно было бы определить качественные характеристики услуги, которые будут носить для Заказчика преимущественный или улучшенный характер, что позволило бы участникам закупки не только изложить в заявке условия Технического задания, но и предложить товары улучшенного качества.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу, что вышеуказанный порядок оценки заявок не способствует определению лучшего условия исполнения контракта, поскольку не определяет перечень показателей, позволяющих объективно оценить и сопоставить соответствующие заявки на предмет выявления лучших условий.
На основании изложенного, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что действия Заказчика, установившего в конкурсной документации ненадлежащий порядок оценки заявок, не соответствуют п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.
Соответственно, данный довод жалобы признан обоснованным.
Вместе с тем, Комиссией УФАС в соответствии с п. 3.35 Административного регламента принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленное нарушение повлияло на результаты закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,

решила:

1. Признать жалобу ООО "К" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе Уполномоченному органу, Заказчику, конкурсной комиссии и оператору электронной площадки не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что оно повлияло на результаты закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.