РЕШЕНИЕ от 2 июля 2019 г. по делу № 19/44/105/1797 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Строительство и капремонт

Орган, рассматривающий жалобу

ФАС России

Содержание жалобы

описание объекта закупки
инструкция по заполнению заявок

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия),рассмотрев жалобу ООО "Г" (далее - Заявитель) на действия Санкт-Петербургского ГКУ "Ц" (далее - Заказчик), Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, аукционной комиссией Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга (далее - Аукционная комиссия), АО "Э" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по созданию (размещению) объекта зеленых насаждений общего пользования Санкт-Петербурга: "Парк б/н северо-западнее пересечения Камышовой ул. и Яхтенной ул." 1, 2 этапы (номер извещения 0172200002519000018) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. В документации об Аукционе неправомерно установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в закупке помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, конкретных показателей химического и компонентного состава товара, а также результатов испытаний таких товаров;
2. Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе установлена ненадлежащая инструкция по заполнению заявки на участие в закупке (далее - Инструкция);
3. Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены требования к товару "Камни бортовые в соответствии с пунктом 97 локального сметного расчета N 02-01-02".
Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Заказчика Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 27.02.2019;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 188 921 865,15 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 26.06.2019;
5) дата окончания рассмотрения первых частей заявок - 04.07.2019;
6) источник финансирования - Бюджет Санкт-Петербурга на 2019 год в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 28.11.2018 N 711-144 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов", КБК - 102F287630.
1. Согласно доводу Заявителя, в документации об Аукционе неправомерно установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в закупке помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, конкретных показателей химического и компонентного состава товара, а также результатов испытаний таких товаров.
В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На заседании Комиссии установлено, что в ряде пунктов технической части документации об Аукционе установлены, в том числе, следующие требования к товарам, используемым при выполнении работ в ходе исполнения государственного контракта: "Смесь асфальтобетонная в соответствии с пунктом 56 локального сметного расчета N 02-01-02" установлены требования к значениям показателей: - Размер минеральных зерен для мелкозернистой смеси до 20 мм; - Размер минеральных зерен для крупнозернистой смеси до 40 мм "Смесь асфальтобетонная в соответствии с пунктом 46 локального сметного расчета N 02-01-02": - Величина остаточной пористости св. 2,5 до 5,0%. "Смесь асфальтобетонная в соответствии с пунктом 56 локального сметного расчета N 02-01-02": - Величина остаточной пористости св. 2,5 до 5,0%. "Смесь асфальтобетонная в соответствии с пунктом 42 локального сметного расчета N 02-01-02": - Величина остаточной пористости св. 5 до 10,0%".
Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, сведения о результатах испытаний таких товаров, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров.
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, материалах, применяемых при изготовлении такого товара (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в документации об Аукционе ненадлежащие требования к составу заявки на участие в Аукционе нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе установлена ненадлежащая Инструкция, не позволяющая определить порядок указания в составе заявки характеристик товаров, сопровождающихся одновременно словами "св." и "до", а также порядок указания характеристик товаров, сопровождающихся знаком ",".
Техническим заданием документации об Аукционе установлены, в том числе, следующие требования: "N 13 "Щебень в соответствии с пунктом 95 локального сметного расчета N 02-01-02": - Фракция щебня св. 20 до 40 мм "Брус клееный в соответствии с пунктом 32 локального сметного расчета N 02-04-01" установлены требования к значениям показателей: - Размеры 140х120, 140х200, 140х230 мм".
Представитель Заказчика на заседании комиссии пояснил, что в данном случае применению подлежит следующее положение Инструкции: "2.4. Для показателей, для которых установлены наименование показателя и требования к значению показателя в случаях, не описанных настоящей инструкцией, сведения о конкретных значениях показателя предоставляются в неизменном виде в строгом соответствии с установленными требованиями. Сведения о конкретных значениях показателя товара, для которого установлено требование об обязательном соответствии ГОСТ предоставляются в неизменном виде в строгом соответствии с установленными требованиями, независимо от расположения таких требований к значениям показателей товара".
Вместе с тем, Заявителем на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, довод Заявителя, не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены требования к товару "Камни бортовые в соответствии с пунктом 97 локального сметного расчета N 02-01-02".
Техническим заданием документации об Аукционе установлены, в том числе, следующие требования: "- Назначение для отделения переходных дорожек и тротуаров от газонов; - Высота 200 мм; - Ширина 80 мм; - Длина не менее 700 не более 2000 мм".
Согласно доводу Заявителя, в соответствии с положениями таблицы 1 ГОСТ 6665-91 совокупность вышеуказанных требований свидетельствует о соответствии товара марке БР100.20.8. При этом бортовые камни марки БР100.20.8 в соответствии с п. 1.2.6 Приложения 1 ГОСТ 6665-91 имеют длину 1000 мм. Также, в соответствии с пунктом 2 Приложения 1 ГОСТ 6665-91 допускается по заказу камни марки БР100.20.8 изготовлять длиной 0,6 и 0,8 м, что, по мнению Заявителя не соответствует требованиям технического задания документации об Аукционе.
Вместе с тем, представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании комиссии пояснили, что установление вышеуказанных требований обусловлено потребностью Заказчика и не противоречит Закону о контрактной системе, кроме того, в документации о закупке не установлено требование о соответствии вышеуказанного товара требованиям ГОСТ.
При этом, Заявитель на заседании Комиссии не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Решениями Комиссии ФАС России от 10.06.2019 по делу N 19/44/105/1561, от 17.06.2019 по делу N 19/44/99/304 (далее - Решения) действиях Заказчика, Уполномоченного органа выявлены нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в установлении ненадлежащих требований к составу заявки на участие в закупке.
На основании Решения Заказчику, Уполномоченному органу, Аукционной комиссии выдано предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе на стадии рассмотрения первых частей заявок, поданных на участие в закупке.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ООО "Г" обоснованной в части установления ненадлежащих требований к характеристикам товаров, подлежащих поставке в рамках исполнения государственного контракта.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что предписание по выявленным нарушениям выдано на основании решения от 10.06.2019 по делу N 19/44/105/1561, предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 10.06.2019 по делу N 19/44/105/1561 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.