Решение по делу № 44-3253/15 о нарушении законодательства о контрактной системе

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Строительство и капремонт

Орган, рассматривающий жалобу

Санкт-Петербургский УФАС

Содержание жалобы

описание объекта закупки

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована
выдано предписание о не учитывании незаконных

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 44-3253/15 о нарушении законодательства о контрактной системе

29.10.2015Санкт-Петербург

 

 

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее – Комиссия УФАС) в составе:

в присутствии представителей:

СПб ГКУ «Центр комплексного благоустройства» (далее – Заказчик);

ООО «ПСК «Стройтех» (далее – Заявитель);

Комитет по государственному заказу Санкт-Петербурга (далее – Уполномоченный орган);

рассмотрев жалобу заявителя (вх. № 22743 от 22.10.2015) на действия заказчика, уполномоченного органа при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту объекта зеленых насаждений общего пользования "Сквер б/н на Красной ул. от Комсомольского кан. до ул. Ремизова" (в том числе выполнение работ по сохранению территории объекта культурного наследия федерального значения Заводы Ижорские Адмиралтейские"), для обеспечения нужд Санкт-Петербурга (далее – аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент),

 

УСТАНОВИЛА:

Изменения извещения о проведении аукциона размещено 07.10.2015 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200002515000249. Начальная (максимальная) цена контракта – 90 871 554,00 рублей.

В жалобе ООО «ПСК «Стройтех» указывает на неправомерные действия Заказчика, Уполномоченного органа по основаниям, изложенным в жалобе.

Заказчик, Уполномоченный орган считают жалобу необоснованной.

Рассмотрев жалобу, Комиссия УФАС пришла к следующим выводам.

Документация об электронном аукционе в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик, при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.

1. Заказчиком, в Приложении 2 к Техническому заданию документации о закупке к товару по позиции 285.1 «Асфальтобетонная смесь тип 3» установлены требования: «Содержание щебня должно быть св. 40 до 50%», «Предел прочности при сжатии, при температуре 50ºС - должен быть не менее 0,9 МПа», а так же установлено требование соответствия товара ГОСТ 9128-2013 «Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов».

Согласно п. 1.1 Раздела 5 «Инструкция по заполнению первой части заявки» Части Ш документации о закупке, участнику при заполнению первой части заявки необходимо руководствоваться следующим правилом:

«Заказчиком установлены требования к минимальному допустимому значению показателя путем установления к нему требования «не менее», «от», «≥». При установлении Заказчиком требования к минимальному допустимому значению показателя Участнику закупки рекомендуется в первой части своей заявки указать числовое значение данного показателя равное или больше числового значения, установленного Заказчиком».

Согласно п. 4.1.5. ГОСТ 9128-2013, щебеночные и гравийные горячие смеси и плотные асфальтобетоны в зависимости от содержания в них щебня (гравия) подразделяют на три типа, при этом, содержанию щебня св. 40 до 50%, установленному Техническим заданием документации по закупке, соответствует только тип «Б».

Вместе с тем, значение показателя «Предел прочности при сжатии, при температуре 50ºС» определяется исходя из установленного типа щебня и является конкретным неизменным и неинтервальным числовым значением показателя.

Таким образом, согласно ГОСТ 9128-2013 при определенном установленном типе щебня (Б), показатель «Предел прочности при сжатии, при температуре 50ºС» не может являться никаким иным значением, кроме равного «1.0 МПа», однако Заказчиком не ограничено право представления любых иных сведений в составе первой части заявки, а так же в рамках документации о закупке отсутствует указание на то, будет ли это являться основанием для признания первой части заявки несоответствующей положениям документации по закупке. Так же, в ходе заседания Комиссии УФАС установлены аналогичные обстоятельства по требованиям к характеристикам «Содержание щебня» и «Предел прочности при сжатии, при температуре 50ºС» товара «Асфальтобетонная смесь Тип 4» по позиции 286.1.

Таким образом, установление подобных технических требований к товару носит необъективный характер, что подтверждаются существующим государственными техническими стандартами.

Следовательно, заказчик нарушил п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 1, п. 2 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе, установив требования к товарам не в соответствии с правилами описания объекта закупки.

2. Документация об электронном аукционе в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик, при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.

Заказчиком, в Приложении 2 к Части Ш «Техническое задание» установлены требования к товарам по позициям 81.1, 82.1, 83.1, 120.1, 121.1, 285.1, 286.1 в качестве характеристики битума установлено требование: «Растяжимость при 25°С должна быть не менее 55 см», а так же установлено требования соответствия характеристики ГОСТ 9128-2013 «Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов».

Согласно Разделу 2 ГОСТ 9128-2013, метод определения растяжимости битумов нефтяных определяется по ГОСТ 11505-75.

В ходе анализа положений ГОСТ 11505-75 в рамках заседания Комиссии УФАС установлено, что ГОСТ 11505-75 не подразумевает конкретных значений характеристик растяжимости при 25°С, а содержит метод испытаний определения максимальной длины, на которую может растянуться без разрыва битум.

В документации о закупке не имеется обоснования применения определенных показателей товара при условии отсутствия конкретных характеристик в рамках государственной стандартизации. В ходе заседания Комиссии УФАС представителями Заказчика и Уполномоченного органа так же не даны пояснения о происхождении данного показателя.

Таким образом, установление подобных технических требований к товару носит необъективный характер, что подтверждаются существующим государственными техническими стандартами.

Следовательно, заказчик нарушил п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 1, п. 2 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе, установив требования к товарам не в соответствии с правилами описания объекта закупки.

3. Документация об электронном аукционе в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик, при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.

 

Заказчиком, в Приложении 2 к Части Ш «Техническое задание» установлены требования к товарам по позициям 81.1, 82.1, 83.1, 120.1, 121.1, 285.1, 286.1 в качестве характеристики товара «Асфальтобетонная смесь» установлены требования: «Кратковременный модуль упругости при расчете конструкции по условию сдвигоустойчивости», «Расчетное значение модуля упругости», а так же установлено требование соответствия характеристики ГОСТ 9128-2013 «Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов».

В ходе анализа положений ГОСТ 9128-2013 в рамках заседания Комиссии УФАС установлено, что ГОСТ 9128-2013 не содержит подобных характеристик товара.

В документации о закупке не имеется обоснования применения определенных показателей товара при условии отсутствия конкретных характеристик в рамках государственной стандартизации. В ходе заседания Комиссии УФАС представителями Заказчика и Уполномоченного органа так же не даны пояснения о происхождении данного показателя.

Таким образом, установление подобных технических требований к товару носит необъективный характер, что подтверждаются существующим государственными техническими стандартами.

Следовательно, заказчик нарушил п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 1, п. 2 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе, установив требования к товарам не в соответствии с правилами описания объекта закупки.

Выявленные в действиях Заказчика и нарушения являются существенными, что дает основания для выдачи предписания об их устранении.

Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 33, 64, 67, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «ПСК «Стройтех» обоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 1, п. 2 ч. 1 ст. 33), Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.