Решение по делу К–1399/15 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Открытый конкурс

Предмет закупки

Строительство и капремонт

Орган, рассматривающий жалобу

ФАС России

Содержание жалобы

выбор способа закупки

Результат рассмотрения жалоб

необоснованна

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу К–1399/15 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок

23.10.2015Москва

 

 

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия) рассмотрев жалобу ЗАО ЦТБ «Аргхон» (далее – Заявитель) на действия Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Дирекция транспортного строительства» (далее - Заказчик) в лице Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ по объекту «Реконструкция автодороги М-10 «Скандинавия» от примыкания ЗСД до границы с Ленинградской областью» с разработкой рабочей документации для нужд Санкт-Петербурга (номер извещения 0172200002515000228 (далее – Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент),

 

УСТАНОВИЛА:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом Конкурса.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа, выразившимися в выборе неправомерного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в форме открытого конкурса.

Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru – 19.09.2015;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – Конкурс;

3) начальная (максимальная) цена контракта – 1 160 490 012 рублей;

4) на участие в Конкурсе подана 1 заявка от участников закупки;

5) дата рассмотрения и оценки заявок– 28.10.2015.

1. В соответствии с частью 1 статьи 27 Закона о контрактной системе участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе.

Частью 2 статьи 48 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, в том числе, за исключением случая, предусмотренного статьей 56 Закона о контрактной системе.

Пунктом 1 части 2 статьи 56 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик осуществляет закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием в случае поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, установлен Правительством Российской Федерации от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (вместе с «Дополнительными требованиями к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов») (далее – Постановление №99).

Согласно пункту 5 приложения №2 к Постановлению №99 к участникам закупки предъявляются дополнительные требования при выполнении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд - превышает 50 млн. рублей.

Изучив Конкурсную документацию, Комиссия установила, что объектом является выполнение работ по реконструкции автодороги М-10 «Скандинавия» от примыкания ЗСД до границы с Ленинградской областью» с разработкой рабочей документации для нужд Санкт-Петербурга.

На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что в рамках выполнении указанных работ по реконструкции и разработки рабочей документации отсутствуют особо опасные, технически сложные объекты капитального строительства и искусственные дорожные сооружения, за исключением мостовых сооружений, общей стоимостью не более 11 % от начальной (максимальной) цены, что не превышает пределы начальной (максимальной) цены, установленной в пункте 5 приложения №2 к Постановлению №99.

Вместе с тем, представителями Заявителя на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, подтверждающих, что в Заказчиком необоснованно выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса.

Следовательно, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

2. В соответствии с пунктами 1, 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать в том числе: наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, а также предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Пунктом 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе установлено, что заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать, в том числе предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, наименование страны происхождения товара.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе Конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.

Пунктом 3.3.1.2 Конкурсной документации предусмотрено, что заявка на участие в Конкурсе должна содержать, в том числе предложение участника конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, наименование страны происхождения товара.

При этом приложением № 2 к специальной части Конкурсной документации содержит форму «Конкурсное предложение», в соответствии с которой участнику Конкурса необходимо представить свою заявку на участие в Конкурсе.

Разделом 7 специальной части Конкурсной документации предусмотрено, что заявка участника Конкурса должна содержать в том числе форму «Конкурсное предложение».

На основании пункта 5.3 указанной документации: «Конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации».

Вместе с тем, в Конкурсной документации установлен, в том числе нестоимостной критерий оценки заявок «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки», коэффициент значимости критерия: 0,20, содержащий показатель «Качество работ, выраженное в предложении о качественных характеристиках объекта закупки».

По указанному показателю установлен следующий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе:

«Отсутствие предложений о качественных характеристиках объекта – 0 баллов, Наличие предложений о качественных характеристиках объекта с частичным описанием технологии производства работ, контроля качества выполнения работ, используемого оборудования и машин, необходимых трудовых ресурсов – 40 баллов, Наличие предложений о качественных характеристиках объекта с описанием технологии производства работ, контроля качества выполнения работ, используемого оборудования и машин, необходимых трудовых ресурсов, учитывающих все виды выполняемых работ – 100 баллов».

Оценка заявки участника по показателю «Качество работ, выраженное в предложении о качественных характеристиках объекта закупки и степень его проработки» определяется согласно представленному участником предложению о качественных характеристиках объекта с описанием технологии производства работ, контроля качества выполнения работ, используемого оборудования и машин, необходимых трудовых ресурсов по форме приложения №3 к специальной части (далее – Предложение о качестве).

Порядок заполнения формы «Предложение о качественных характеристиках объекта закупки» установлен разделом 13 «Порядок описания и содержания предложения участника конкурса в отношении объекта закупки части» части II конкурсной документации, в соответствии с которым установлено следующее.

«В случае если предлагаемые участником закупки технические (технологические) решения, соответствуют (идентичны) требованиям заказчика, изложенным в техническом задании, участник в графе 3 формы «Предложение о качественных характеристиках объекта закупки» указывает следующее: «Работы будут выполнены в соответствии со всеми требованиями, указанными в техническом задании». Графы 1, 2 формы «Предложение о качественных характеристиках объекта закупки» в этом случае участником не заполняются.

В случае если участник предлагает использовать при выполнении работ отличные от поименованных в техническом задании материалы (комплектующие и оборудование), то в графе 3 формы «Предложение о качественных характеристиках объекта закупки» участником должны быть указаны технические, качественные и иные характеристики, позволяющие определить их соответствие потребностям заказчика. В графе 2 формы «Предложение о качественных характеристиках объекта закупки» указывается ссылка на соответствующие пункты технического задания и/или позиции соответствующих приложений технического задания.

В случае если участник предлагает иные технические (технологические) решения, связанные с производством работ, в графе 3 формы «Предложение о качественных характеристиках объекта закупки» участником указываются соответствующие характеристики (описание, показатели и т.д.), позволяющие определить соответствие выполняемых работ качественным потребностям заказчика (по показателям, указанным в техническом задании). В графе 2 формы «Предложение о качественных характеристиках объекта закупки» указывается ссылка на соответствующие пункты технического задания и/или позиции соответствующих приложений технического задания.

После описания предлагаемых изменений (по отдельным позициям технического задания в части использования материалов, комплектующих, оборудования и/или технических, технологических решений), участник в графе 3 формы «Предложение о качественных характеристиках объекта закупки» указывает следующее: «Работы, за исключением вышеуказанных позиций, будут выполнены в полном соответствии со всеми требованиями технического задания».

На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что Конкурсная документация содержит противоречивые требования к содержанию, форме и составу заявки на участие в Конкурсе.

Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установивших надлежащим образом требования к содержанию, форме и составу заявки, а также надлежащую инструкцию по заполнению заявки на участие в Конкурсе, нарушают пункт 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что неустановление Заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявок не повлияло на результаты определения исполнителя, поскольку на участие в Конкурсе подана одна заявка от участника закупки.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ЗАО ЦТБ «Аргхон» необоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение пункта 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.

3. В связи с тем, что выявленное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание не выдавать.

4. В связи с тем, что материалы по выявленному нарушению переданы на основании решения 23.10.2015 по делу № К–1400/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы от 23.10.2015 по делу № К–1399/15 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.