Решение по делу К–1204/15 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Открытый конкурс с ограниченным участием

Предмет закупки

Строительство и капремонт

Орган, рассматривающий жалобу

ФАС России

Содержание жалобы

отказ в допуске
иное

Результат рассмотрения жалоб

необоснованна

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу К–1204/15 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок

28.09.2015Москва

 

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия) рассмотрев жалобу ООО «Спецстрой» (далее – Заявитель) на действия Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга (далее - Заказчик), Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган) при проведении конкурса с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на выполнение работ по объекту «Строительство участка Невско-Василеостровской линии метрополитена от станции «Приморская» до станции «Улица Савушкина», включая станцию «Новокрестовская», для нужд Санкт-Петербурга (номер извещения 0172200002515000193) (далее – Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Конкурса.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченный орган:

1. Конкурсной комиссией при вскрытии конвертов с заявками участников Конкурса не озвучено содержание приложений, являющиеся неотъемлемой частью заявок на участие в Конкурсе, а именно: информация о предоставленном опыте участника Конкурса.

2. Конкурсная документация размещена не в полном объёме, а именно: отсутствует положительное заключение государственной экспертизы.

3. В Извещении, Конкурсной документации не установлен соответствующий предмету закупки вид работ, на выполнение которых требуется наличие контракта для подтверждения участниками закупки соответствия дополнительным требованиям, установленным Конкурсной документацией.

4. Заказчик, Уполномоченный орган неправомерно отклонил заявку Заявителя на участие в Конкурсе.

5. Заказчик приступил к осуществлению работ, являющихся предметом Конкурса, за год до объявления Конкурса.

Представитель Заказчика, с доводами жалобы Заявителя не согласился и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) – 17.08.2015;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – Конкурс с ограниченным участием;

3) начальная (максимальная) цена контракта – 30 237 671 295 рублей;

1. Часть 3 статьи 56 Закона о контрактной системе устанавливает, что при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных настоящей статьей 56 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 6 статьи 52 Закона о контактной системе информация о месте, дате и времени вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе, наименование (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии) (для физического лица), почтовый адрес каждого участника открытого конкурса, конверт с заявкой которого вскрывается или доступ к поданной в форме электронного документа заявке которого открывается, наличие информации и документов, предусмотренных конкурсной документацией, условия исполнения контракта, указанные в заявке на участие в открытом конкурсе и являющиеся критерием оценки заявок на участие в открытом конкурсе, объявляются при вскрытии данных конвертов и открытии указанного доступа и вносятся соответственно в протокол.

В соответствии с частью 7 статьи 52 Закона о контрактной системе протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе ведется конкурсной комиссией, подписывается всеми присутствующими членами конкурсной комиссии непосредственно после вскрытия таких конвертов и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания этого протокола, размещается в единой информационной системе.

Также, согласно части 8 статьи 52 Закона о контрактной системе Заказчик обязан обеспечить осуществление аудиозаписи вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе. Участник открытого конкурса, присутствующий при вскрытии конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и (или) открытии доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе, вправе осуществлять аудио- и видеозапись вскрытия таких конвертов и (или) открытия указанного доступа.

На заседании Комиссии представитель Заказчика сообщил, что информация, предусмотренная частью 6 статьи 52 Закона о контрактной системе, объявлена при вскрытии конвертов участников Конкурса, а также, что данная информация отражена в протоколе вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе от 10.09.2015 № 0172200002515000193-1.

Вместе с тем, в материалах жалобы Заявителя отсутствуют доказательства, подтверждающие ненадлежащие действия (бездействие) Заказчика при проведении процедуры вскрытия конвертов с заявками участников Конкурса.

Учитывая изложенное, Комиссия пришла к выводу о том, что действия Заказчика, Уполномоченного органа при вскрытии конвертов с заявками на участие в конкурсе, не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.

Таким образом, довод Заявителя не нашёл своего подтверждения.

2. Согласно части 5 статьи 56 Закона о контрактной системе извещение о проведении конкурса с ограниченным участием и конкурсная документация наряду с информацией, предусмотренной статьями 49 и 50 Закона о контрактной системе, должны содержать указание на установленные в соответствии с частью 4 статьи 56 Закона о контрактной системе дополнительные требования к участникам закупки.

В соответствии с частью 4 статьи 56 Закона о контрактной системе в отношении участников конкурса с ограниченным участием наряду с требованиями, установленными частью 1, частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе, предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе. При этом дополнительные требования применяются для осуществления предквалификационного отбора и не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием.

Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: 1) финансовых ресурсов для исполнения контракта; 2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Также, в соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Дополнительные требования к участникам закупки установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99

«Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее – Постановление).

В соответствии с приложением № 2 к Постановлению при выполнении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения устанавливаются следующие дополнительные требования: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта на выполнение соответствующих работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс.

Таким образом, при закупке работ по строительству любого из указанных объектов к участникам закупки устанавливается требование о наличии опыта выполнения работ строительных любого из указанных в данном пункте объекта (особо опасного, технически сложного объекта капитального строительства или искусственного дорожного сооружения). При закупке работ по реконструкции – требование о наличии опыта выполнения работ по реконструкции любого из указанных в данном пункте объекта, а в случае закупки работ по реконструкции любого из указанных в данном пункте объекта, а в случае закупки работ по капитальному ремонту – требование о наличии опыта выполнения работ по капитальному ремонту любого из указанных в данном пункте объекта.

При этом заказчик, в соответствии с частью 5 статьи 56 Закона о контрактной системе, устанавливает в извещении о поведении закупки, документации о закупке соответствующий объекту закупки вид работ, наличие контракта на выполнение которых требуется для подтверждения участниками закупки соответствия требованиям пункта 5 приложения № 2 к Постановлению.

Согласно пункту 2.1.1 раздела 4 «Требования к участникам, установленные в соответствии со статьей 31 Закона» части II «Специальная часть. Инструкция участникам» участник Конкурса должен соответствовать следующим дополнительным требованиям: «наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта на выполнение соответствующих работ1 по строительству особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс.

1 Под соответствующими работами в рамках настоящего конкурса признаются работы по строительству объектов, относящихся к особо опасным, технически сложным объектам капитального строительства, указанным в статье 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации».

Таким образом, довод Заявителя, о том что в Извещении, Конкурсной документации не установлен соответствующий предмету закупки вид работ, на выполнение которых требуется наличие контракта для подтверждения участниками закупки соответствия дополнительным требованиям, установленным Конкурсной документацией, не нашел своего подтверждения.

Вместе с тем, Комиссией установлено, что в Конкурсной документации неправомерно не установлено требование о подтверждении участниками закупки своего соответствия дополнительным требованиям, предусмотренным пунктом 5 приложения № 2 к Постановлению, путём предоставления опыта выполнения работ в отношении искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.

Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установившего надлежащее сопоставление опыта участников, не соответствуют требованиям части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. В соответствии с частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе Конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.

В соответствии с протоколом предквалификационного отбора участников закупки для участия в конкурсе с ограниченным участием от 17.09.2015

№ 0172200002515000193-2 заявка Заявителя: «не соответствует требованиям, установленным подпунктом 1.1.1 пункта 1 раздела 4 Части II «Специальной части. Инструкция участникам» конкурсной документации. Представленное свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства от 10.06.2015 № СРО-С-256-19102012, а именно: стоимость работ, указанная в свидетельстве менее цены контракта, предложенного участником в части стоимости работ на право заключить государственный контракт по осуществлению организации строительства объекта капитального строительства; отсутствует вид работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту: 3.2.5. Метрополитены.

Несоответствие пп. 2.1.1, п. 4; пп. 6.1, п.7 ч. II «Специальная часть. Инструкция участникам» конкурсной документации, ч. 2 ст. 31. Участником не подтвержден опыт, а именно: не представлены копии исполненных контрактов/договоров.

Несоответствие пп. 2.1.2, п. 4; пп. 6.3, п.7 ч. II «Специальная часть. Инструкция участникам» конкурсной документации, ч. 2 ст. 31. Участником представлена форма «Перечень недвижимого имущества, оборудования и других материальных ресурсов, необходимых для выполнения работ по контракту» являющаяся приложением № 5 к специальной части без указания наименования оборудования в соответствии с приложением № 4 к специальной части конкурсной документации, фирменного наименования, марки, модели (при наличии) производственной мощности в сутки.

Несоответствие пп. 2.1, п. 4; пп. 6.4, п.7 ч. II «Специальная часть. Инструкция участникам» конкурсной документации, ч. 2 ст. 31. Участником не представлены копии инвентарных карточек учета объектов основных средств унифицированной формы ОС-6, в том числе на технологическое оборудование, необходимое для выполняемых работ, в объеме, установленном в приложении № 4 к части II «Специальная часть» документации о закупке, или копии договоров аренды (лизинга), копии договоров безвозмездного пользования, копии договоров субаренды с приложением актов, подтверждающих факт передачи такого оборудования участнику закупки, а также копии иных документов, подтверждающих факт наличия оборудования у участника закупки».

Комиссия, изучив заявку Заявителя на участие в Конкурсе, представленную Заказчиком на заседании Комиссии, установила, что в заявка не содержит документов, подтверждающих соответствие Заявителя дополнительным требованиям Конкурсной документации. При этом заявителем не подтверждено наличие опыта исполнения соответствующего требованиям Конкурсной документации контракта, а также наличие требуемого оборудования.

Таким образом, довод заявителя том, что заявка Заявителя неправомерно признана несоответствующей требованиям Конкурсной документации, не нашел своего подтверждения.

4. В соответствии с частью 9 статьи 56 Закона о контрактной системе в случае, если по результатам предквалификационного отбора ни один участник закупки не признан соответствующим установленным единым требованиям и дополнительным требованиям или только один участник закупки признан соответствующим установленным единым и дополнительным требованиям, конкурс с ограниченным участием признается несостоявшимся.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 55 Закона о контрактной системе заказчик заключает контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе в случаях, если конкурс признан не состоявшимся по основаниям, предусмотренным частью 9 статьи 56 Закона о контрактной системе в связи с тем, что по результатам предквалификационного отбора ни один участник закупки не признан соответствующим установленным единым требованиям и дополнительным требованиям.

При этом согласно части 2 статьи 54 Закона о контрактной системе контракт заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или при проведении закрытого конкурса с даты подписания такого протокола. При этом контракт заключается только после предоставления участником конкурса обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

Комиссией установлено, что в соответствии с протоколом предквалификационного отбора участников закупки для участия в конкурсе с ограниченным участием от 17.09.2015 № 0172200002515000193-2 для участия в Конкурсе допущена 1 (одна) заявка, Конкурс признан несостоявшимся, а также, что в соответствии с протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе от 22.09.2015 № 0172200002515000193-3 заявка единственного участника признана соответствующей требованиям Конкурсной документации.

Протокол рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе 
от 22.09.2015 № 0172200002515000193-3 размещен на Официальном сайте 22.09.2015.

На заседании Комиссии представитель Заказчика сообщил, что по результатам проведения Конкурса заключен государственный контракт 
от 23.09.2015 № КСМ-12/2015.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, Уполномоченным органом нарушен срок заключения контракта, что является нарушением части 2 статьи 54 Закона о контрактной системе.

Таким образом, действия Заказчика, выразившиеся в нарушении срока заключения контракта, нарушают часть 2 статьи 54 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения предусмотренного частью 3 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

5. В соответствии с частью 5 статьи 106 Закона о контрактной системе заказчик, уполномоченный орган, уполномоченное учреждение, специализированная организация, комиссия по осуществлению закупок, ее члены, должностные лица контрактной службы, контрактный управляющий, оператор электронной площадки, действия (бездействие) которых обжалуются, обязаны представить на рассмотрение жалобы по существу документацию о закупке, заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), протоколы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, аудио-, видеозаписи и иную информацию и документы, составленные в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или аккредитации участника закупки на электронной площадке.

На заседание Комиссии представлена Конкурсная заявка победителя Конкурса не в полном объёме, в связи с чем у Комиссии отсутствовала возможность оценить правомерность допуска и признания соответствующей требованиям Конкурсной документации заявки победителя Конкурса.

Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, выразившиеся в непредоставлении на рассмотрение Комиссией жалобы по существу заявок на участие в Конкурсе, нарушают часть 5 статьи 106 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения предусмотренного частью 1 статьи 19.7.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

6. В соответствии с частью 3 статьи 105 Закона о контрактной системе обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе, допускается в любое время после размещения в единой информационной системе плана закупок, но не позднее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, протокола запроса предложений, а в случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом с даты подписания соответствующего протокола. Жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц до окончания установленного срока подачи заявок.

В соответствии извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе 10.09.2015. Жалоба Заявителя поступила в ФАС России 24.09.2015.

Таким образом доводы жалобы Заявителя на положения Конкурсной документации оставляются Комиссией без рассмотрения по существу.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Спецстрой» необоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение нарушение части 4 статьи 31, части 2 статьи 54, части 5 статьи 106 Закона о контрактной системе.

3. Предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не выдавать, поскольку по итогам Конкурса заключён контракт.

4. Передать материалы по делу от 28.09.2015 № К-1204/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.