Решение по делу № 44-2730/15 о нарушении законодательства о контрактной системе

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Строительство и капремонт

Орган, рассматривающий жалобу

Санкт-Петербургский УФАС

Содержание жалобы

описание объекта закупки
иное

Результат рассмотрения жалоб

необоснованна

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 44-2730/15 о нарушении законодательства о контрактной системе

28.08.2015Санкт-Петербург

 

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее – Комиссия УФАС) в составе:

в присутствии представителей:

ГУП «Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга» (далее – Заказчик):

Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга (далее – Уполномоченный орган):

 

 

рассмотрев жалобу Заявителя (вх. № 18282 от 21.08.2015) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по реконструкции зоны теплоснабжения котельной по адресу: пр. Обуховской Обороны, д.33а, лит.А с увеличением ее мощности и закрытием встроенных котельных по адресам: пр.Обуховской Обороны, д.23, лит.А, пом. 3-Н, ул. Профессора Качалова, д.4, лит.Б, пом. 1-Н (далее – аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент),

 

УСТАНОВИЛА:

Извещение о проведении электронного аукциона размещено 31.07.2015 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения № 0172200002515000192. Начальная (максимальная) цена контракта – 241 280 628,74 рублей.

В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе.

Заказчик считает жалобу необоснованной.

Рассмотрев жалобу, Комиссия УФАС пришла к следующим выводам.

  1. В жалобе Заявитель указал на установление в документации о закупке требований к товару, соответствующих товару только одного производителя, а также на установление в Части III «Техническое задание» документации товарных знаков производителя.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

По позиции 1 «Котел водогрейный газовый «Термотехник» Таблицы 3 Приложения № 7 к Техническому заданию Заказчиком установлены следующие требования: «Тепловая мощность = 3000кВт, тип ТТ-100 в комплекте с блоком безопасности».

По позиции 9 «Теплообменник пластичный системы ОВ» Таблицы 3 Приложения № 7 к Техническому заданию Заказчиком установлены следующие требования: «Мощность 2,8 Гкал/ч, тип ННN62».

В жалобе Заявитель указал, что тип ТТ-100 относится к котлу производителя «Энтророс», тип ННN62 относится к теплообменнику компании «РИДАН».

Аналогичные нарушения, по мнению Заявителя, указаны в жалобе по позиции 2 Таблицы 1 Приложения № 7 к Техническому заданию, по позиции 2 Таблицы 2 Приложения № 7 к Техническому заданию, по позиции 10 Таблицы 3 Приложения № 7 к Техническому заданию.

В соответствии с п. 4.2 раздела 4 Части III документации о закупке Материалы (комплектующие и оборудование), применяемые Подрядчиком при производстве работ, должны соответствовать параметрам (техническим характеристикам), указанным в Проектной документации (Приложение № 4 к Техническому заданию) и Приложении № 7 к Техническому заданию. Все встречающиеся в Проектной документации ссылки на товарные знаки, наименование производителя сопровождаются словами «или эквивалент». Подрядчик имеет право заменить применяемые материалы (комплектующие и оборудование) на эквивалентные. Эквивалентность материалов определяется в соответствии с показателями (характеристиками), изложенными в Проектной документации и Приложении № 7 к Техническому заданию

Таким образом, в документации о закупке установлена возможность указания в первой части заявки на участие в аукционе эквивалентного товара, установленному в документации о закупке товару.

Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Доводы Заявителя о соответствии требований к товарам, которые соответствуют товару только одного производителя, не нашли своего подтверждения на заседании Комиссии УФАС.

Следовательно, в данной части жалоба признана необоснованной.

  1. В жалобе Заявитель указал на необъективное, по его мнению, описание объекта закупки по позиции 4 Таблицы 1 Приложения № 7 к Техническому заданию и позиции 4 Таблицы 2 Приложения № 7 к Техническому заданию, что нарушает п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.

По позиции 4 «Шламоотводитель магнитный» Таблицы 1 Приложения № 7 к Техническому заданию Заказчиком установлены следующие требования: «300/150, Ду150».

По позиции 4 «Шламоотводитель магнитный» Таблицы 2 Приложения № 7 к Техническому заданию Заказчиком установлены следующие требования: «400/200, Ду200».

Согласно п. 1 ГОСТ 28338-89 номинальный диаметр не имеет единицы измерения и приблизительно равен внутреннему диаметру присоединяемого трубопровода, выраженному в миллиметрах.

Согласно п. 3 ГОСТ 28338-89 номинальный диаметр следует указывать с помощью обозначения DN (Ду)  и числового значения, выбранного из ряда. Например, номинальный диаметр 200 должен обозначаться: DN (Ду)   200.

Кроме того, согласно п. 2 ГОСТ 28338-89 номинальному диаметру соответствуют такие значения как, например, 100, 125, 150, 160, 175, 200.

Таким образом, значение номинального диаметра не может равняться значениям, указанным Заявителем в жалобе (159 мм, 219,1 мм), а также не имеют единиц измерения.

Согласно пояснениям Заказчика и Уполномоченного органа, а также представленным сведениям производителя товара, Заказчиком установлены значения в строгом соответствии со сведениями, указанными производителем товара.

Таким образом, в данной части жалоба признана необоснованной.

  1. В соответствии с ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.

В жалобе Заявитель указал, что Часть IV «Проект контракта» аукционной документации не содержит условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.

Согласно Части II «Информационная карта» Заказчиком установлено следующее требование к участникам закупки: «Наличие у участника свидетельства, выданного саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, о допуске к следующим видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства:

33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):

33.5. Объекты теплоснабжения.

Требование установлено в соответствии с частями 3, 3.1 статьи 52, пунктом 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (Российская газета, № 290, 30.12.2004, «Собрание законодательства РФ», 03.01.2005, № 1 (часть 1), Разделом III Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, утвержденного Приказом Министерства регионального развития от 30.12.2009 № 624 (в действующей редакции) «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства».

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе.

Согласно ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.

Таким образом, физическое лицо не может являться стороной контракта по рассматриваемой закупке.

Кроме того, согласно ч. 4 ст. 70 Закона о контрактной системе Победитель электронного аукциона, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с ч. 2 ст. 70 Закона о контрактной системе, размещает в единой информационной системе протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона. При этом победитель такого аукциона, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим извещению о проведении такого аукциона, документации о нем и своей заявке на участие в таком аукционе, с указанием соответствующих положений данных документов.

Следовательно, наличие несоответствий проекта контракта может быть устранено на этапе заключения контракта путем направления Заказчику протокола разногласий.

Согласно ч. 1 ст. 105 Закона о контрактной системе обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа возможно только в случае, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Заявитель не является физическим лицом. Следовательно, права и законные интересы Заявителя в данной части не могут быть нарушены Заказчиком.

Таким образом, в данной части жалоба признана необоснованной.

  1. Заявитель в жалобе Заявитель в жалобе указывает, что проект контракта не предусматривает условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Вместе с тем, данное условие предусмотрено п. 1.12 Части IV «Проект контракта» документации о закупке.

Следовательно, в данной части жалоба признана необоснованной.

  1. Заявитель в жалобе указывает, что в проект контракта не включено условие об отсрочке уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).

Согласно ч. 6.1 ст. 34 Закона о контрактной системе в 2015 году в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).

Условие обязательного включения вышеуказанной нормы в проект контракта в Законе о контрактной системе не установлено.

В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.03.2015 № 196 «О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2015 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)» (далее - Постановление Правительства № 196) далее предусматривает, что заказчики предоставляют отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляют списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) в случае завершения в полном объеме в 2015 году исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) всех обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением гарантийных обязательств.

Согласно условиям документации об аукционе конечный срок выполнения работ по контракту - 17.11.2017. Таким образом, положения ч. 6.1 ст. 34 Закона о контрактной системе, Постановления Правительства № 196 неприменимы в отношении рассматриваемой закупки.

Таким образом, в данной части жалоба признана необоснованной.

  1. Заявитель в жалобе указывает, что проект контракта не содержит фиксированных размеров штрафов (в том числе в процентном выражении) за неисполнение сторонами своих обязательств по контракту.

Комиссией УФАС установлено, что Раздел 8 Части IV «Проект контракта» документации о закупке содержит штрафные санкции в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом» (далее - Постановление Правительства № 1063).

Согласно п. 3 Постановления Правительства № 1063 размер штрафа устанавливается условиями контракта в виде фиксированной суммы, рассчитываемой как процент цены контракта или ее значения, определяемого в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.

Таким образом, Заказчиком не может быть установлен фиксированный размер штрафных санкций до результатов определения победителя закупки.

Следовательно, в данной части жалоба признана необоснованной.

  1. Заявитель в жалобе указал, что Заказчиком некорректно установлен срок действия контракта.

Согласно ч. 1 ст. 407 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.

Согласно ч. 1 ст. 408 Гражданского кодекса Российской Федерации надлежащее исполнение прекращает обязательство.

Таким образом, обязательство Заказчика по оплате выполненных работ будет прекращено только после надлежащего исполнения обязательства. Срок действия контракта не изменяет обязанность Заказчика по оплате выполненных работ по контракту.

Следовательно, данный довод не нашел своего подтверждения, а жалоба признана необоснованной.

Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 2, 8, 33, 34, 70, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,

 

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «Стройтехгрупп» необоснованной.