Решение по делу № 44-2871/15 о нарушении законодательства о закупках

Способ закупки

Открытый конкурс

Предмет закупки

Строительство и капремонт

Орган, рассматривающий жалобу

Санкт-Петербургский УФАС

Содержание жалобы

порядок оценки

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована
выдано предписание о внесении изменений

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 44-2871/15 о нарушении законодательства о закупках

14.09.2015Санкт-Петербург

 

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия УФАС):

рассмотрев жалобу заявителя (вх. № 19508 от 08.09.2015) на Комитет по строительству (далее – Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем открытых конкурсов на выполнение работ по завершению строительства крытого катка с искусственным льдом (извещения № 0172200002515000181), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от № 727/14 (далее – Административный регламент),

 

УСТАНОВИЛА:

Извещение о проведении конкурса размещено 29.07.2015 на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200002515000181. Начальная (максимальная) цена контракта 329 007 258,56 руб.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:

1. Заказчиком в Конкурсной документации установлен ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по нестоимостному критерию оценки «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки».

2. Заказчиком в Конкурсной документации установлен показатель «качества работ» выраженный в предложении о качественных характеристиках объекта закупки и степени его проработки в качестве критерия оценки заявок.

3. Конкурсная документация содержит требования ограничивающие количество участников закупки.

Заказчик считает доводы жалобы необоснованными. Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

Комиссия УФАС, рассмотрев жалобу, пришла к следующим выводам.

Частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе определено, что информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

В соответствии с пунктом 1 части 9 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.

Частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:

1) цена контракта;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Таким образом, Законом о контрактной системе установлен закрытый перечень из 4 (четырех) видов критериев.

Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.

В п. 25 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085 (далее – Правила) указано, что показателями нестоимостного критерия оценки «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок» в том числе могут быть:

а) качество товаров (качество работ, качество услуг);

б) функциональные, потребительские свойства товара;

в) соответствие экологическим нормам.

Заказчик конкурсной документации установил следующие критерии оценки заявок: цена контракта; квалификация участника закупки; качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки.

При этом в качестве показателя критерия оценки заявок «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» Заказчиком предусмотрены показатели согласно следующей таблице:

 

№ п/п

Наименование показателя

Значимость показателя / коэффициент значимости

Значение показателя

Шкала оценки в баллах

Количество баллов с учетом коэффициента значимости показателя

1

Качество работ, выраженное в предложении о качественных характеристиках объекта закупки и степень его проработки - С1

95 % / 0,95

Отсутствие предложений о качественных характеристиках объекта

0

0

Наличие предложений о качественных характеристиках объекта с частичным описанием технологии производства работ, контроля качества выполнения работ, используемого оборудования и машин, необходимых трудовых ресурсов

40

38

Наличие предложений о качественных характеристиках объекта с описанием технологии производства работ, контроля качества выполнения работ, используемого оборудования и машин, необходимых трудовых ресурсов, учитывающих все виды выполняемых работ

100

95

 

Как видно из таблицы, участнику присваивается 0 баллов по показателю «Качество работ, выраженное в предложении о качественных характеристиках объекта закупки и степень его проработки» в случае непредставления описания технологии производства работ, контроля качества выполнения работ, используемого оборудования и машин, необходимых трудовых ресурсов признается представленным не в полном объеме, если такое описание не содержит описание технологии производства работ и/или описание контроля качества выполнения работ и/или описание используемого оборудования и машин и/или описание необходимых трудовых ресурсов по каждому виду работ, исчерпывающий перечень которых указан в приложении № 8 к техническому заданию, или описание технологии производства работ и/или описание контроля качества выполнения работ и/или описание используемого оборудования и машин и/или описание необходимых трудовых ресурсов не соответствует конкурсной документации.

Описание технологии производства работ, контроля качества выполнения работ, используемого оборудования и машин, необходимых трудовых ресурсов признается представленным в полном объеме, если такое описание содержит описание технологии производства работ, описание контроля качества выполнения работ, описание используемого оборудования и машин, описание необходимых трудовых ресурсов по каждому виду работ, исчерпывающий перечень которых указан в приложении № 4 к техническому заданию, и такое описание технологии производства, контроля качества выполнения работ, используемого оборудования и машин, необходимых трудовых ресурсов соответствует конкурсной документации.

Для присвоения максимального количества баллов в составе заявки участника должен быть представлено предложение о качественных характеристиках объекта закупки, форма которого установлена разделом 13 части II конкурсной документации, на основе технического задания, содержащий все виды (наименования) выполняемых работ и затрат, указанные в техническом задании, и информацию о периодах времени (сроках) выполнения всех видов (наименований) работ и затрат, указанных в техническом задании, а также описание технологии производства работ, используемого оборудования и машин в полном объеме по всем видам (наименованиям) выполняемых работ и затрат, указанным в техническом задании, с учетом специфики объекта. Виды (наименования) выполняемых работ и затрат с описанием технологии производства работ, используемого оборудования и машин, предлагаемые участником в составе заявки, должны соответствовать требованиям конкурсной документации.

В данном случае участник при представлении в своей заявке предложение о качественных характеристиках объекта закупки, руководствуется техническим заданием и должен повторить требования, изложенные в нем, а не предложить качественные характеристики работ, т.к. в случае отступления от требований конкурсной документации, в том числе от технического задания, участник не получит максимальный балл.

Вместе с тем в данном случае в составе конкурсной документации на официальном сайте размещена проектная документация производства работ, которая учитывает все виды, сроки, технологию производства работ и т.д. Т.е. Заказчик в конкурсной документации изначально установил требования к работам и их качеству и предлагает участникам конкурса для получения максимального балла по рассматриваемому критерию повторить положения проектной документации.

Таким образом, установив показатель «Качество работ, выраженное в предложении о качественных характеристиках объекта закупки и степень его проработки» Заказчик требует от участников закупки представить в составе заявки «улучшенное» техническое задание, тогда как техническое задание разрабатывает Заказчик, устанавливая основные условия (виды работ, порядок технологии их выполнения) объекта закупки.

В конкурсной документации отсутствует однозначный порядок заполнения заявки по показателю «Качество работ, выраженное в предложении о качественных характеристиках объекта закупки и степень его проработки», что позволяет (или позволит) конкурсной комиссии субъективно оценивать заявки участников.

Установленный порядок оценки заявок по критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» является субъективным, произвести объективную оценку заявок по данной таблице оценки заявок не представляется возможным. Установленный порядок оценки не соответствует Правилам: оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Правилами,

В соответствии с п. 29 Правил для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки.

Используемые в данной таблице следующие значения: «с частичным описанием технологии производства работ, контроля качества выполнения работ», «не в полном объеме, если такое описание не учитывает один или более параметр технологии производства работ», «представлено не по всем видам работ, указанным в техническом задании, или представлено не в полном объеме» являются не определенными значениями, чем нарушаются требования п. 29 Правил. Значения критерия должны быть определенными, иметь объективную оценку, а не субъективную, чем нарушены права и законные интересы участника закупки.

В конкурсной документации Заказчика указано, что описание технологии производства работ, контроля качества выполнения работ, используемого оборудования и машин признается представленным не в полном объеме, если такое описание не учитывает один или более параметр технологии производства работ.

Параметров технологии производства работ может быть очень много по каждому виду или подвиду работ. Какие именно параметры технологии производства работ должны быть отражены и описаны в заявке участника, не указано. Согласно Правил оценивать можно только определенное значение (количественное, числовое, качественное), а не субъективное восприятие информации.

Таким образом, в данном случае Заказчик допустил нарушения пункта 1 части 9 статьи 50 (части 8 статьи 32) Закона о контрактной системе, п. 25 Правил, установив качество работ, выраженное в предложении о качественных характеристиках объекта закупки и степень его проработки в качестве критерия (показателя) критерия оценки заявок на участие в конкурсе.

Таким образом, рассматриваемый довод жалобы является обоснованным.

2. По критерию оценки «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» установлен показатель «Качество работ, выраженное в наличии у участника закупки системы лабораторного контроля»:

 

2

Качество работ, выраженное в наличии у участника закупки системы лабораторного контроля - С1

5% / 0,05

Наличие собственной аттестованной испытательной лаборатории, компетентной на проведение испытаний и контроля качества строительной продукции, либо наличие действующего договора с привлеченной аттестованной испытательной лабораторией, компетентной на проведение испытаний и контроля качества строительной продукции

100

5

Отсутствие системы лабораторного контроля

0

0

 

Комиссия приходит к выводу, что порядок оценки Конкурсной документации установлен в нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, поскольку при оценке предложений участников закупки по качеству выполнения работ учитываются сведения о наличии системы лабораторного контроля, вместе с тем, предоставление указанных документов относимо к оценке квалификации участника закупки.

Действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, не соответствуют пункту 9 части 1 статьи 50 (части 8 статьи 32) Закона о контрактной системе.

Таким образом, рассматриваемый довод жалобы является обоснованным.

3. В соответствии с пункта 1 части 9 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.

Часть 1 статьи 32 Закона о контрактной системе устанавливает критерии оценок заявок участников закупки, в том числе квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Согласно п. 27 Правил, с учетом требований п. 10 Правил, показателем нестоимостного критерия оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» может быть, в том числе, опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.

В этой связи Заказчиком установлен рассматриваемый критерий, раскрывающий его показатель согласно Правилам, и порядок его применения:

«По показателю «Квалификация участника закупки, выраженная в опыте участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема: выполненных работ по строительству/реконструкции/капитальному ремонту объектов капитального строительства за на участие в настоящем конкурсе» участником предоставляются сведения по форме «Опыт успешного выполнения работ сопоставимого характера и объема» (Приложение № 4 к специальной части) копии исполненных контрактов/договоров на выполнение работ по строительству/реконструкции/капитальному ремонту объектов капитального строительства за период с 01.07.2013 по дату окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе, цена контракта по которым составляет не менее 75% от начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится настоящий конкурс, с приложением копий дополнительных соглашений и изменений к таким исполненным контрактам/договорам (при наличии), копий актов выполненных работ (КС-2), копий оформленных справок о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) и копий акта приемки законченного капитальным ремонтом объекта приемочной комиссией, копий иных документов, составленных в результате исполнения таких контрактов/договоров.

Отсутствие документов, подтверждающих квалификацию участника, не является основанием для отклонения заявки участника».

Необходимо отметить, что действующим законодательством не установлены требования к периодам выполнения участниками закупок работ аналогичного характера. Указанный Заказчиком период с 01.07.2013 по дату окончания срока подачи заявок является разумным и обоснованным.

В свою очередь, его не соответствие интересам и имеющемуся опыту конкретной организации не может являться нарушением Закона о контрактной системе.

Также необходимо отметить, что ссылки на статьи 33 Закона о контрактной системе и Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 не относятся к предмету настоящего дела, так как в доводе 3 Жалоб рассматривается порядок оценки заявок, но не описания объекта закупки или требований к их участникам.

Следовательно, рассматриваемый довод жалобы, является необоснованным.

Таким образом, жалоба является обоснованной в части установления Заказчиком ненадлежащего порядка рассмотрения и оценки заявок и установления показателя «качества работ» выраженное в предложении о качественных характеристиках объекта закупки и степени его проработки в качестве критерия оценки заявок.

При установленных обстоятельствах допущенные в действиях заказчика нарушения являются существенными, что дает основания для выдачи предписания об их устранении путем внесения изменений в конкурсную документацию.

Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 7, 32, 50, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «ТехГлавСтрой» обоснованной в части установления Заказчиком ненадлежащего порядка рассмотрения и оценки заявок и установления показателя «качества работ» выраженное в предложении о качественных характеристиках объекта закупки и степени его проработки в качестве критерия оценки заявок.

2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 9 статьи 50 (части 8 статьи 32) Закона о контрактной системе и п. 25 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085.

3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.