Решение по делу № 44-2751/15 о нарушении законодательства о закупках

Способ закупки

Открытый конкурс

Предмет закупки

Строительство и капремонт

Орган, рассматривающий жалобу

Санкт-Петербургский УФАС

Содержание жалобы

иное

Результат рассмотрения жалоб

необоснованна
выдано предписание о внесении изменений

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 44-2751/15 о нарушении законодательства о закупках

31.08.2015Санкт-Петербург

 

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия УФАС):

рассмотрев жалобу заявителя (вх. № 18472 от 24.08.2015) на действия СПб ГКУ «Дирекция транспортного строительства» (далее – Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса на выполнение работ по капитальному ремонту трамвайных путей объекта "Петергофское шоссе от пр. Жукова до Санкт-Петербургского шоссе» для нужд Санкт-Петербурга (извещение № 0172200002515000166), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от № 727/14 (далее – Административный регламент),

 

УСТАНОВИЛА:

Извещение о проведении конкурса размещено 20.07.2015 на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200002515000166. Начальная (максимальная) цена контракта 871 393 046,00 руб.

Заявитель обжалует действия Уполномоченного органа в части результатов оценки заявок на участие в открытом конкурсе.

Уполномоченный орган с доводами жалобы не согласен.

Комиссия УФАС, рассмотрев жалобу, пришла к следующим выводам.

Руководствуясь ст. 53 Закона о контрактной системе, Регламентом комиссии по осуществлению закупок уполномоченного органа, осуществляющего определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденным распоряжением Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга от 31.01.2014 №19-р, конкурсная комиссия Уполномоченного органа произвела рассмотрение и оценку заявок на участие в открытом конкурсе на соответствие их требованиям Закона, конкурсной документации.

В соответствии с ч. 6 ст. 106 Закона о контрактной системе рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе по критерию, предусмотренному п. 4 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе: «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации».

Согласно пункта 3.34 Административного регламента рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе, запросе предложений, окончательных предложений в соответствии с указанными в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе критериями оценки заявок, окончательных предложений.

Пунктом 3.38 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы предусмотрено, что в случае если доводом жалобы являются результаты оценки заявок на участие в конкурсе по критериям оценки, указанным в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе, резолютивная часть решения должна содержать выводы Комиссии о том, что рассмотрение жалобы не проводится в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе по критериям оценки заявок на участие в конкурсе, указанным в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе, и обжаловать такие результаты оценки заявок можно в судебном порядке.

Следовательно, доводы жалобы участника закупки ЗАО «НиК» в отношении результатов оценки заявки участника закупки по критерию предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона: «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» рассмотрению не подлежит.

Таким образом, жалоба является необоснованной.

В ходе проведения внеплановой проверки закупки установлено следующее.

Частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе определено, что информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

В соответствии с п. 1 ч. 9 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.

Частью 1 ст. 32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:

1) цена контракта;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Таким образом, Законом о контрактной системе установлен закрытый перечень из 4 (четырех) видов критериев.

Согласно ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе редельнпые величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.

В п. 25 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085 (далее – Правила) указано, что показателями нестоимостного критерия оценки «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок» в том числе могут быть:

а) качество товаров (качество работ, качество услуг);

б) функциональные, потребительские свойства товара;

в) соответствие экологическим нормам.

Заказчик конкурсной документации установил следующие критерии оценки заявок: цена контракта; квалификация участника закупки; качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки.

При этом в качестве показателя критерия оценки заявок «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» Заказчиком предусмотрены показатели согласно следующей таблице:

 

Наименование показателя

Значимость показателя / коэффициент значимости

Значение показателя

Шкала оценки в баллах

Количество баллов с учетом коэффициента значимости показателя

Качество работ, выраженное в предложении о качественных характеристиках объекта закупки и степень его проработки

90 % / 0,90

Отсутствие предложений о качественных характеристиках объекта

0

0

Наличие предложений о качественных характеристиках объекта с частичным описанием технологии производства работ, контроля качества выполнения работ, используемого оборудования и машин, необходимых трудовых ресурсов

50

45

Наличие предложений о качественных характеристиках объекта с описанием технологии производства работ, контроля качества выполнения работ, используемого оборудования и машин, необходимых трудовых ресурсов, учитывающих все виды выполняемых работ

100

90

 

Как видно из таблицы, участнику присваивается 0 баллов по показателю «Качество работ, выраженное в предложении о качественных характеристиках объекта закупки и степень его проработки» в случае непредставления описания технологии производства работ, контроля качества выполнения работ, используемого оборудования и машин, необходимых трудовых ресурсов признается представленным не в полном объеме, если такое описание не содержит описание технологии производства работ и/или описание контроля качества выполнения работ и/или описание используемого оборудования и машин и/или описание необходимых трудовых ресурсов по каждому виду работ, исчерпывающий перечень которых указан в приложении № 4 к техническому заданию, или описание технологии производства работ и/или описание контроля качества выполнения работ и/или описание используемого оборудования и машин и/или описание необходимых трудовых ресурсов не соответствует конкурсной документации.

Описание технологии производства работ, контроля качества выполнения работ, используемого оборудования и машин, необходимых трудовых ресурсов признается представленным в полном объеме, если такое описание содержит описание технологии производства работ, описание контроля качества выполнения работ, описание используемого оборудования и машин, описание необходимых трудовых ресурсов по каждому виду работ, исчерпывающий перечень которых указан в приложении № 4 к техническому заданию, и такое описание технологии производства, контроля качества выполнения работ, используемого оборудования и машин, необходимых трудовых ресурсов соответствует конкурсной документации.

Для присвоения максимального количества баллов в составе заявки участника должен быть представлено предложение о качественных характеристиках объекта закупки, форма которого установлена разделом 13 части II конкурсной документации, на основе технического задания, содержащий все виды (наименования) выполняемых работ и затрат, указанные в техническом задании, и информацию о периодах времени (сроках) выполнения всех видов (наименований) работ и затрат, указанных в техническом задании, а также описание технологии производства работ, используемого оборудования и машин в полном объеме по всем видам (наименованиям) выполняемых работ и затрат, указанным в техническом задании, с учетом специфики объекта. Виды (наименования) выполняемых работ и затрат с описанием технологии производства работ, используемого оборудования и машин, предлагаемые участником в составе заявки, должны соответствовать требованиям конкурсной документации.

В данном случае участник при представлении в своей заявке предложение о качественных характеристиках объекта закупки, руководствуется техническим заданием и должен повторить требования, изложенные в нем, а не предложить качественные характеристики работ, т.к. в случае отступления от требований конкурсной документации, в том числе от технического задания, участник не получит максимальный балл.

Вместе с тем в данном случае в составе конкурсной документации на официальном сайте размещена проектная документация производства работ, которая учитывает все виды, сроки, технологию производства работ и т.д. Т.е. Заказчик в конкурсной документации изначально установил требования к работам и их качеству и предлагает участникам конкурса для получения максимального балла по рассматриваемому критерию повторить положения проектной документации.

Таким образом, установив показатель «Качество работ, выраженное в предложении о качественных характеристиках объекта закупки и степень его проработки» Заказчик требует от участников закупки представить в составе заявки «улучшенное» техническое задание, тогда как техническое задание разрабатывает Заказчик, устанавливая основные условия (виды работ, порядок технологии их выполнения) объекта закупки.

В конкурсной документации отсутствует однозначный порядок заполнения заявки по показателю «Качество работ, выраженное в предложении о качественных характеристиках объекта закупки и степень его проработки», что позволяет (или позволит) конкурсной комиссии субъективно оценивать заявки участников.

Установленный порядок оценки заявок по критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» является субъективным, произвести объективную оценку заявок по данной таблице оценки заявок не представляется возможным. Установленный порядок оценки не соответствует Правилам: оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Правилами,

В соответствии с п. 29 Правил для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки.

Используемые в данной таблице следующие значения: «с частичным описанием технологии производства работ, контроля качества выполнения работ», «не в полном объеме, если такое описание не учитывает один или более параметр технологии производства работ», «представлено не по всем видам работ, указанным в техническом задании, или представлено не в полном объеме» являются не определенными значениями, чем нарушаются требования п. 29 Правил. Значения критерия должны быть определенными, иметь объективную оценку, а не субъективную, чем нарушены права и законные интересы участника закупки.

В конкурсной документации Заказчика указано, что описание технологии производства работ, контроля качества выполнения работ, используемого оборудования и машин признается представленным не в полном объеме, если такое описание не учитывает один или более параметр технологии производства работ.

Параметров технологии производства работ может быть очень много по каждому виду или подвиду работ. Какие именно параметры технологии производства работ должны быть отражены и описаны в заявке участника, не указано. Согласно Правил оценивать можно только определенное значение (количественное, числовое, качественное), а не субъективное восприятие информации.

Таким образом, в данном случае Заказчик допустил нарушения п. 1 ч. 9 ст. 50 (ч. 8 ст. 32) Закона о контрактной системе, п. 25 Правил, установив качество работ, выраженное в предложении о качественных характеристиках объекта закупки и степень его проработки в качестве критерия (показателя) критерия оценки заявок на участие в конкурсе.

При установленных обстоятельствах допущенные в действиях заказчика нарушения являются существенными, что дает основания для выдачи предписания об их устранении путем внесения изменений в конкурсную документацию.

Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 7, 32, 50, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ЗАО «НиК» необоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 1 ч. 9 ст. 50 (ч. 8 ст. 32) Закона о контрактной системе и п. 25 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085.

3. Выдать Заказчику и конкурсной комиссии Уполномоченного органа обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.