Решение по делу № 44-536/15 о нарушении законодательства о закупках

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Строительство и капремонт

Орган, рассматривающий жалобу

Санкт-Петербургский УФАС

Содержание жалобы

отказ в допуске

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована
выдано предписание о пересмотре заявок

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 44-536/15 о нарушении законодательства о закупках

26.02.2015Санкт-Петербург

 

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия УФАС) в составе:

в присутствии представителей:

СПб ГКУ «Управление заказчика по строительству и капитальному ремонту объектов инженерно-энергетического комплекса» (далее – Заказчик):

Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга (далее – Уполномоченный орган):

ЗАО «Водоканалстрой»(далее – Заявитель):

 

рассмотрев жалобу Заявителя (вх. 3464 от 19.02.2015) на действия аукционной комиссии Уполномоченного органа при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по реконструкции сетей канализации и водопровода по ул. Седова на участке от ул. Шелгунова до Ивановской ул. в 2014-2015 годах для государственных нужд Санкт-Петербурга (далее – аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 24.07.2012 № 498 (далее – Административный регламент),

 

УСТАНОВИЛА:

Извещение о проведении электронного аукциона размещено 30.09.2014 на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200002514000212. Начальная (максимальная) цена контракта 126 881 874,16 руб.

В жалобе ЗАО «Водоканалстрой» указывает на неправомерные действия аукционной комиссии Уполномоченного органа, выразившиеся, по мнению Заявителя, в необоснованном отказе ему в допуске к участию в электронном аукционе.

Заказчик и Уполномоченный орган с доводами жалобы не согласны.

Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.

Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:

  1. непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
  2.  несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.

Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по иным основаниям в соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе не допускается.

Согласно сведениям протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе № 0172200002514000212-1от 17.02.2015 участнику закупки, подавшему заявку с порядковым номером 4, отказано в допуске к участию в электронном аукционе, на основании п. 1 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе в связи с предоставлением недостоверных сведений о значениях показателей товаров по позициям 44 «Смеси асфальтобетонные щебеночно-мастичные вид ЩМА-20», 45 «Смеси асфальтобетонные горячая пористая, марки I, крупнозернистая» и 46 «Смеси асфальтобетонные горячая плотная, марки I, тип Г, песчаная».

Анализ документации об аукционе, в том числе Приложения № 3 «Требования к значениям показателей (характеристикам) товара, удовлетворяющие потребности заказчика или показатели эквивалентности товара, используемого при выполнении работ» к Техническому заданию, показал следующее.

К товару по позиции 44 «Смеси асфальтобетонные щебеночно-мастичные вид ЩМА-20» Заказчиком установлены следующие требования: «Содержание в смеси зерен, размером мельче 2,5 мм не менее 19% по массе. Содержание в смеси зерен, размером мельче 1,25 мм менее 24% по массе. Содержание в смеси зерен, размером мельче 0,63 мм не менее 11 % по массе. Соответствие НТД ГОСТ Р 52056-2003, ГОСТ 31015-2002».

Анализ заявки участника закупки с порядковым номером 4 показал, что по позиции 44 участником закупки предложен товар «Смеси асфальтобетонные щебеночно-мастичные вид ЩМА-20» и указаны его характеристики: «Содержание в смеси зерен, размером мельче 2,5 мм 20 % по массе. Содержание в смеси зерен, размером мельче 1,25 мм 20 % по массе. Содержание в смеси зерен, размером мельче 0,63 мм 20 % по массе. Соответствие НТД ГОСТ Р 52056-2003, ГОСТ 31015-2002».

Согласно п. 5.2 ГОСТ 31015-2002 «Смеси асфальтобетонные и асфальтобетон щебеночно-мастичные. Технические условия» зерновой состав минеральной части смеси и асфальтобетонов «ЩМА-20» должен соответствовать следующим требованиям: «Размер зерен мельче 2,5 мм – 25-15 % по массе. Размер зерен мельче 1,25 мм – 24-13 % по массе. Размер зерен мельче 0,63 мм – 21-11 % по массе».

Таким образом, значения вышеуказанных показателей, представленные участником закупки соответствуют требованиям документации об аукционе, а также требованиям государственного стандарта, следовательно, отказ в допуске участнику закупки по данному основанию неправомерно.

К товарам по позициям 45 «Смеси асфальтобетонные горячая пористая, марки I, крупнозернистая» и 46 «Смеси асфальтобетонные горячая плотная, марки I, тип Г, песчаная» Заказчиком установлены следующие требования: «Глубина проникания иглы в битум при температуре +25 °С более 71 (0,1мм). Температура размягчения битума по кольцу и шару не более 56 °С. Индекс пенетрации битума менее 1 % массы. Соответствие НТД ГОСТ 22245-90» и «Глубина проникания иглы в битум при температуре +25 °С не более 85 (0,1мм). Индекс пенетрации битума менее 1. Соответствие НТД ГОСТ 22245-90» соответственно.

По позиции 45 участником закупки предложен товар «Смеси асфальтобетонные горячая пористая, марки I, крупнозернистая» с указанием характеристик: «Глубина проникания иглы в битум при температуре +25 °С 80 (0,1мм). Температура размягчения битума по кольцу и шару 47 °С. Индекс пенетрации битума 0,5 % массы. Соответствие НТД ГОСТ 22245-90».

По позиции 46 участником предложен товар «Смеси асфальтобетонные горячая плотная, марки I, тип Г, песчаная» с указанием характеристик: «Глубина проникания иглы в битум при температуре +25 °С 80 (0,1мм). Температура размягчения битума по кольцу и шару 47 °С. Индекс пенетрации битума 0,5 % массы. Соответствие НТД ГОСТ 22245-90».

Из пояснений представителей Заказчика и Уполномоченного органа следует, что указанное участником закупки значение показателя «Индекс пенетрации битума» не соответствует Приложению № 2 «Таблица определения индекса пенетрации битума» ГОСТ 22245-90 «Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия».

Из вышеуказанных пояснений следует, что указать значение показателя «Индекс пенетрации битума» возможно только из вышеуказанного приложения государственного стандарта, используя коррелирующие показатели «Глубина проникания иглы в битум при температуре +25 °С» и «Температура размягчения битума по кольцу и шару».

Пунктом 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе и инструкцию по ее заполнению.

Инструкция по заполнению первой части заявки установлена Заказчиком в Приложении № 3 «Требования к значениям показателей (характеристикам) товара, удовлетворяющие потребности заказчика или показатели эквивалентности товара, используемого при выполнении работ» к Техническому заданию документации об аукционе, однако ее положения не содержат указаний об использовании коррелирующих показателей.

При установленных обстоятельствах в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в утверждении документации об аукционе, в которой отсутствует надлежащая инструкция по заполнению первой части заявок, в части указания значений коррелирующих между собой показателей.

На основании вышеизложенного, учитывая, что указанное участником закупки значение показателя «Индекс пенетрации битума» соответствует требованиям, установленным Заказчиком в документации об аукционе, а также п. 1.2.2 ГОСТ 22245-90 «Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия», Комиссия УФАС приходит к выводу, что аукционная комиссия Уполномоченного органа неправомерно отказала участнику закупки, подавшему заявку с порядковым номером 4, в допуске к участию в электронном аукционе, в чем усматривается нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе, следовательно, жалоба является обоснованной.

В результате проведения внеплановой проверки закупки установлено следующее.

Документация об электронном аукционе в соответствии с п. 1 ч. 1
ст. 64 Закона о контрактной системе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33Закона о контрактной системе.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Анализ документации об аукционе, в том числе Приложения № 3 «Требования к значениям показателей (характеристикам) товара, удовлетворяющие потребности заказчика или показатели эквивалентности товара, используемого при выполнении работ» к Техническому заданию, показал следующее.

К товару по позиции 44 «Смеси асфальтобетонные щебеночно-мастичные вид ЩМА-20» Заказчиком установлены следующие требования: «Содержание в смеси зерен, размером мельче 2,5 мм не менее 19% по массе. Содержание в смеси зерен, размером мельче 1,25 мм менее 24% по массе. Содержание в смеси зерен, размером мельче 0,63 мм не менее 11 % по массе. Соответствие НТД ГОСТ 31015-2002».

ГОСТ 31015-2002 «Смеси асфальтобетонные и асфальтобетон щебеночно-мастичные. Технические условия» установлено, что щебеночно-мастичные асфальтобетонные смеси и щебеночно-мастичный асфальтобетон в зависимости от крупности применяемого щебня подразделяют на виды, в том числе ЩМА-20.

Пунктом 5.2 данного государственного стандарта установлены зерновые составы минеральной части смесей и асфальтобетонов, в том числе для смеси вида ЩМА-20, таким образом, при условии соответствия данного товара ГОСТ, процентное содержание зерен различной фракции не может отличаться и выходить за пределы, установленные государственным стандартом, следовательно, требования к их подробному описанию являются избыточными и нарушают правило объективного описания объекта закупки.

Аналогичное нарушение допущено Заказчиком при описании товаров по позициям 45 «Смеси асфальтобетонные горячая пористая, марки I, крупнозернистая» и 46 «Смеси асфальтобетонные горячая плотная, марки I, тип Г, песчаная», поскольку пунктом 1.2.1 ГОСТ 22245-90 «Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия» (требование о соответствии товара которому установлено документацией об аукционе) предусмотрено, что в зависимости от глубины проникания иглы при 25 °С вязкие дорожные нефтяные битумы изготовляют следующих марок: БНД 200/300, БНД 130/200, БНД 90/130, БНД 60/90, БНД 40/60, БН 200/300, БН 130/200, БН 90/130, БН 60/90.

Следовательно, марка битума является агрегирующим показателем, который определяет ряд других показателей, установленных Заказчиком, следовательно, требование к их подробному описанию является избыточным и нарушает правило объективного характера описания объекта закупки.

На основании вышеизложенного Комиссия УФАС приходит к выводу, что в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 1 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе, выразившееся в нарушении правила объективного описания объекта закупки.

Выявленные в действиях Заказчика и аукционной комиссии Уполномоченного органа нарушения являются существенными, что дает основания для выдачи предписания обих устранении.

       Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 33, 64, 67, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ЗАО «Водоканалстрой» обоснованной.

2. Признать в действиях аукционной комиссии Уполномоченного органа нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе.

3. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 1 ч. 1
ст. 33) и п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии Уполномоченного органа и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в должностного лица Заказчика и членов аукционной комиссии Уполномоченного органа.